В промежутке между празднованиями двух Новых годов (по юлианскому и григорианскому календарям) я почему-то задумался о журналистике. Видимо, подтолкнула к размышлениям профессиональная обязанность ежегодно подводить итоги, в силу которой за короткий промежуток времени приходится «осваивать» большое количество печатных и электронных материалов, подготовленных коллегами за весь предыдущий год. Честно скажу, даже меня, привычного ко всему медийщика, этот вал информации, ежегодно увеличивающийся в объемах, стал уже нервировать. Информации критически много. Ее невозможно переварить чисто физически. Я даже не говорю о потоке неотфильтрованной буквенной массы, который ежедневно извергает из себя средний представитель широкой прослойки русскоязычных бездельников, генерирующих трафик в социальных сетях. Слишком много и профессионального контента, который готовит узкая прослойка профессионалов в «актуализации мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев».
Впрочем прослойка этих специалистов по актуализации не такая уж и узкая, если разобраться. Недавно я с удивлением узнал, что в России (по данным ЮНЕСКО) только в печатных изданиях (газетах и журналах) трудится порядка 102 тысяч моих коллег. На втором месте по этому показателю находится Китай, где в печатных изданиях заняты 84 тысячи журналистов, а в США журналистов еще меньше – 54 тысячи. Странно, не правда ли? Американские печатные СМИ зарабатывают на рекламе на порядок больше, чем российские, а обходятся вдвое меньшим количеством журналистов. И тут даже не требуется знаний арифметики, чтобы сделать печальный вывод: российская пресса работает вхолостую, сама на себя, выдавая на душевном подъеме сотни терабайт никому не нужной и никем не востребованной информации.
Увы, подавляющая часть российских СМИ – это имитация. Аудитория многих изданий в значительной степени состоит из самих же журналистов, поскольку читателей на всех попросту не хватает. В журналистике, собственно, классический кризис перепроизводства со всеми его неприятными нюансами. Причем предложение информации превышает спрос не в два раза, а на порядок. Отсюда и растут ноги всех популярных теорий о смерти газет, о падении уровня журналистского мастерства, об очистительной харизме любительской журналистики, зарождающейся в социальных сетях, о вирусных редакторах и программных комплексах, которые уже скоро смогут заменить часть журналистов-людей.
Действительно, если профессионал предлагает рынку лишь информационный шум, то его легко заменить и компьютерной программой, и группой любителей потрещать на завалинке, можно даже посадить сто обезьян за ноутбуки и подождать, пока они отстучат «Войну и мир». Но все же я вынужден разочаровать интернет-гуру. Смерть газет завтра не состоится. Не нужно путать процесс умирания с процессом уравновешивания системы. За десять лет, я думаю, все утрясется. Большая часть призыва нулевых уйдет в смежные специальности, журналисты-старички из либеральных 90-х вымрут сами, а сегодняшние мальчики и девочки уже и не рвутся в журналистику. Они хотят стать чиновниками и клерками в госкомпаниях. А для отрасли это хорошая новость на самом деле.