Выбирая поликлинику или больницу, пациент сможет узнать, какое место в регионе занимает то или иное медучреждение
Минздрав России утвердил новую методику, согласно которой в регионах будут составлять рейтинги медучреждений. Бюджетные больницы и поликлиники будут оценивать по 12 параметрам. О новых нормах медицинского законодательстварассказали 24 мая на пресс-конференции представители Центра медицинского права.
«Бардака в медицинской сфере достаточно много, медики регулярно дают представителям СМИ информационные поводы, поэтому пациентам необходимо хорошо знать свои права и уметь их отстаивать юридически грамотно», — отметил руководитель центра Алексей ПАНОВ.
Пациенты смогут выбирать больницу по рейтингу
При составлении рейтингов будут учитываться внутрибольничная летальность (число умерших в стенах больницы пациентов) и даже число внеплановых проверок, проведенных по жалобам пациентов.Впервые в открытом доступе появится стратегическая информация, которую раньше пациенты найти не могли.
При составлении рейтингов также будет учитываться укомплектованность больниц врачами и медсестрами, а также их квалификация.
Данная информация должна быть размещена на сайтах региональных минздравов, куда можно свободно зайти и посмотреть, а сколько, скажем, в БСМП-1 умерло пациентов за прошлый год. Хотя смертность в больницах, работающих в режиме скорой помощи, традиционно выше, чем в обычных клиниках, занимающихся плановыми больными.
— По прогнозам, подобная информация может быть собрана и обнародована уже месяца через три, — отмечает Алексей ПАНОВ. — Таким образом, в деятельности больниц и поликлиник появляется некая публичность, которая позволит пациенту сориентироваться на рынке медуслуг и выбрать достойное медучреждение.
Напомним, что чисто теоретически пациенты сейчас могут самостоятельно выбирать медучреждение и врача независимо от места проживания. Однако на практике эта схема пока не работает, и в омских больницах по-прежнему требуют так называемую прописку, в лучших традициях советского времени.
Кроме того, эта система должна стать своеобразным стимулом для руководителей клиник, чтобы, скажем, подняться с 35-го места хотя бы на 10-е. Иначе велика вероятность того, что пациенты просто уйдут в другую больницу, лишив медучреждение финансирования.
Страховые компании должны стать медицинскими адвокатами пациента
Еще одно новшество на рынке медуслуг — существенное расширение функций страховых компаний. Если раньше говорили «жалуйтесь в Минздрав», то теперь жаловаться необходимо в первую очередь в страховую компанию, которая выдала медполис. Именно она обязана следить за тем, чтобы больницы, находящиеся в системе ОМС, оказали пациенту весь комплекс услуг, причем сделали это качественно и своевременно.
— Подразумевается, что в рамках обязательного медицинского страхования (закон был принят в прошлом году) страховые компании возьмут на себя функции защиты интересов пациента. Причем защита эта отнюдь не безвозмездна. Страховые компании имеют 0,8% от средств, поступающих в рамках ОМС, — отметили в Центре медправа.
Если раньше за некачественную медпомощь отвечала лишь больница, то теперь к ответственности могут привлечь и саму страховую компанию, не позаботившуюся о защите прав своего клиента. Однако для этого необходимо своевременно уведомить компанию о каких-либо проблемах. Если, скажем, пациенту, которому необходимо сделать УЗИ брюшной полости или желудочно-кишечного тракта, говорят, что мы вам сделаем это по талону в 2013 году либо вы можете сделать это прямо сейчас, заплатив 700-900 рублей. Предельные сроки ожидания в таких случаях – 15 дней, отмечают юристы. Если за это время обследование медорганизацией не было проведено – смело идите в свою страховую компанию и пишите заявление.
Даже если вы уже заплатили, то есть шанс эти деньги вернуть. Как правило, это происходит уже в рамках досудебного разбирательства. Если вы вовремя подали жалобу в страховую компанию, то у вас есть шанс взыскать эту сумму с нее, так как именно компания не организовала качественное предоставление услуг в этом медучреждении своему клиенту и не позаботилась о защите его прав. То есть, выдавая медполисы, страховые компании также несут определенную ответственность, просто не все пациенты об этом знают.
— Сами компании это стараются не афишировать, не желая дополнительных хлопот, — отмечает ПАНОВ. — Компаниям не выгодно, чтобы граждане к ним обращались. Они предпочитают сосредоточиться на контроле денежных потоков.
Кстати, в Омской области семь частных клиник входят в систему ОМС, и они обязаны работать по таким же правилам.
Однако практика показывает, что страховые компании предпочитают не вступать в конфликты с медучреждениями и нередко выдают такие заключения, которые вызывают, мягко говоря, удивление у специалистов, разбирающихся в медицине.
Это во многом связано с тем, что система корпоративна. Скажем, врач-невролог хорошо знает всех активно практикующих неврологов и вряд ли решится вынести заключение о непрофессиональной деятельности кого-то из них. И в этой связи возникает законный вопрос о рейтинге самих страховых компаний.
Частные клиники не закупают томографы по завышенным ценам
Что касается третьей законодательной новеллы, о которой рассказали на пресс-конференции, то она касается лицензирования больниц. Оно обязывает больницы проводить самоконтроль оказываемых услуг. То есть государство делает первый шаг к началу саморегуляции на рынке медуслуг и создает юридические возможности для отзыва лицензий у недобросовестных клиник.
Правда, юристы отметили одну странную особенность. Если при проверке выяснится, что в региональной или государственной клинике функции самоконтроля не осуществлялись, то на нее могут наложить штраф в сумме 40 тысяч рублей. А если на этом же попалась частная клиника, то суммы штрафов возрастают уже до 100-150 тысяч рублей.
С чем связан столь дифференцированный подход государства, остается только догадываться. Складывается впечатление, что оно совсем не заинтересовано в развитии частной медицины. А между тем на вопрос, какова идеальная модель российского здравоохранения, юристы Центра медицинского права в один голос ответили: частная. Только частная и никакая иная.
— Потому что частник никогда не будет закупать компьютерные томографы по цене в 6 раз дороже реальной рыночной, — отметил Алексей ПАНОВ. – Он будет заботиться о квалификации кадров, потому что пациент будет голосовать рублем. Но это не значит, что пациент должен за все платить сам. Частные клиники, участвующие в ОМС, должны оказывать необходимый медминимум бесплатно, при наличии у пациента медполиса.
Антирейтинги возглавляют гинекологи и стоматологи
Возвращаясь к качеству оказываемых в Омске медуслуг, стоит отметить, что жалоб пациентов с каждым годом становится все больше. Причем это свидетельствует не только об ухудшении качества медпомощи, но и об увеличении активности самих пациентов, научившихся защищать свои права юридическими методами.
Так, за прошлый 2011 год в Центр медицинской помощи обратились 1 246 пациентов с жалобами на работу больниц и поликлиник. Анализ показал, что большинство жалоб возникло после неправомерного отказа в установлении инвалидности. На это пожаловались 26% пациентов. На втором месте, разумеется, неправомерное оказание платных услуг – 22% жалоб. Ну а на третьем месте отказ в выдаче льготных лекарств – 21%.
Клиенты центра также часто жалуются на качество оказания медпомощи и работу призывных комиссий, на плохую работу стоматологических клиник и некачественное проведение мероприятий по суррогатному материнству. В прошлом году с подобными жалобами пришли сразу 4 омички, которым, несмотря на потраченные суммы, так и не удалось стать мамами.
Ну а в негласном рейтинге специалистов, занимающихся юридической защитой пациентов, вот уже не первый год лидируют гинекологи и стоматологи. Именно на их работу пациенты жалуются больше всего, и в этих сферах наиболее высок риск столкнуться с недобросовестным обслуживанием.
Так, если в 2000 году максимальная сумма иска на одного клиента центра составляла всего 10 тыс. рублей, то в 2007 она уже возросла до 100. А в прошлом, 2011 году средняя компенсация на одного пациента составила 500 тыс. рублей.
На основании ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан» с 2016 года изменится уровень ответственности врачей. Если сейчас пациенты подают иски на медучреждение, то через 4 года нести ответственность за свои действия будет сам врач, и иски станут именными.
Константин САМОЙЛОВ