Экспозиция приурочена к Году 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
У Бориса Николаевича НИКОЛАЕВА (1924–2007) в прошлом году тоже была юбилейная дата – 100 лет со дня рождения. Художник-фронтовик, он принадлежал к поколению «шестидесятников». В жизни Бориса Николаевича смешались события самые разные, трагические и радостные. Это и война, на которую он попал в неполные восемнадцать, и победа, и большие стройки, естественно, нашедшие отражение в его работах, и знаменитая хрущевская «оттепель» – недолгий миг творческой свободы или хотя бы иллюзии ее, когда стало можно писать не только соцзаказ, но и подумать о чем-то лирическом, личном, духовном. На период «оттепели» пришелся расцвет творчества художника, поэтому и выставка, на которую приглашает музей «Либеров-центр», носит название «Оттепель» (0+).
– Наша экспозиция построена хронологически, она охватывает все важные этапы, – рассказывает главный хранитель музея Юлия ДАНЧЕНКО. – Это и время учебы, студенческие работы, сделанные в Пензенском училище. Интересно, что нынешние художники смотрят и говорят: «Нас на худграфе так не учили, штрихи совсем по-другому ложатся». Есть у нас витрина, посвященная еще школьным годам, когда Борис НИКОЛАЕВ и его одноклассники со своим учителем Дмитрием Ивановичем УЛАНОВЫМ выпускали рукописный журнал «Счастливое детство». Ребята писали туда стихи, прозу, выступали как корреспонденты, брали интервью, а Борис НИКОЛАЕВ делал рисунки, иллюстрации. И потом он сам не раз говорил, что работа над журналом дала ему первый толчок к творчеству.
Также потом большое значение сыграет и поездка в Дом творчества художников «Челюскинская дача», где собирались художники со всей страны, работали, в чем-то учились друг у друга. «Челюскинская» была создана специально для графиков. К той поездке относится любопытный экспонат – дружеский шарж на Бориса НИКОЛАЕВА, сделанный его однофамильцем из Новосибирска.
Как художник Борис НИКОЛАЕВ нашел себя не сразу. Окончив Пензенское художественное училище как живописец, впоследстаии он ярче проявился в графике, сначала карандашной, а потом печатной. На выставке тоже представлена графика, которая отражает все многобразие творчества художника.
В экспозиции – рисунки, гравюры, офорты, эскизы плакатов и рекламных листовок. Эскиз одной из них – «Выписывайте и читайте газеты и журналы» – вынесен на афишу выставки.
Борис НИКОЛАЕВ умел несколькими штрихами создать типаж в бытовой зарисовке и был прекрасным портретистом.
Он тонко чувствовал природу, ее мощь и одновременно хрупкость.
Отражающими время стали его офорт «Бетонщики. Красноярская ГЭС» и линогравюра «В степи целинной».
В силу своей скромности не ставший художником «первой величины», Борис НИКОЛАЕВ тем не менее обрел свою манеру, свой стиль, и в какой-то степени его можно считать символом эпохи, ее ретранслятором. Именно эпоха чувствуется сейчас на выставке. К сожалению, работать она будет недолго – до 19 марта.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА