Омский театр «Арлекин» показал масштабную премьеру.
В Омском театре куклы, актера, маски «Арлекин» прошла премьера спектакля «Собака на сене» (12+) по пьесе Лопе де Вега в постановке Бориса ГУРЕВИЧА (Санкт-Петербург).
ГУРЕВИЧ – человек для Омска не чужой. Несколько лет он был главным режиссером Омского ТЮЗа, да и в «Арлекине» ставит уже третий спектакль. До этого были «Севильский цирюльник» Бомарше и «Три мушкетера» Дюма. Нынешняя постановка едва ли не самая масштабная по количеству занятых актеров – их в спектакле четырнадцать.
«Собаку на сене» зрители, конечно, хорошо помнят по фильму Яна ФРИДА 1977 года. И опознавательным маячком для них звучит сейчас песня «Любовь, зачем ты мучаешь меня?». Надо сказать, при том, что пьеса обошла почти все сцены мира, экранизировалась она не так часто. Кроме упомянутой, известны еще лишь две экранизации – испанская и португальская.
Действие пьесы испанского драматурга происходит в Италии и конкретно в Неаполе. Говорят, это потому, что Лопе де Вега основывался на реальной истории, произошедшей как раз там. В омском спектакле действие волею постановщика возвращается в Испанию. Впрочем, об этом можно догадаться лишь по музыкальным ритмам и характеру страстей. Думается, ради них режиссер и затеял «игру в Испанию», как он сам это называет. Поскольку то, что происходит между героями, достойно не крикливых разборок в духе итальянского неореализма, а вот этой красоты с алыми полотнищами, кастаньетами, танцами-схватками, где страсть кажется смертельной.
Итак, молодая вдова графиня Диана де Бельфлор влюблена в своего секретаря Теодоро. Зависимая от общественного мнения графиня не может позволить себе открыть чувства, но ревность сводит ее с ума – ведь Теодоро того и гляди окрутит горничная Марсела. И лишь хитрость слуги Тристана, нашедшего юноше знатного «отца», помогает влюбленным соединиться.
Главным элементом оформления спектакля являются огромные апельсины, на которых рискованно балансируют персонажи. Апельсиновый сад, изображенный на падуге, становится тут неким аналогом Эдема, а цитрусовый плод – искусительным яблоком.
Вообще же декораций в спектакле почти нет, зато много кукол разных систем (художник Татьяна МЕЛЬНИКОВА, Санкт-Петербург). Диана – ростовая кукла с планшетно-тростевым управлением, за которой актриса (Марина СОЛДАТОВА) скрывается полностью. Андрею НАБИВАЧЕВУ – Теодоро достается тоже планшетная кукла, достаточно большая, но не настолько статичная. Всегда готовые подсмотреть, подслушать и посплетничать служанки поставлены на колесики, отчего передвигаются быстро и легко и кажутся вездесущими. Есть и другие оригинальные придумки: меняющиеся лица плута Тристана (Данил ЧЕРНОВ), глаза на пружинках у маркиза Рикардо (Александр ГАЛАХОВ) и графа Федерико (Дмитрий ИСАЕВ) – незадачливых претендентов на руку Дианы.
Но самым гротесковым получается престарелый граф Лудовико, с легкостью признавший в Теодоро пропавшего двадцать лет назад сына, недаром образ воплощает мастер этого жанра Дмитрий ВОЙДАК. Тут тоже смешанная система управления: огромные руки на тростях и голова по принципу маппетов с постоянно отваливающейся челюстью.
Почти у каждой куклы есть маленькое альтер эго – марионетка. Планы постоянно меняются, в том числе и на живой. Исполнители ролей Дианы и Теодоро часто покидают свои куклы-аватары, и тогда их герои смело тянутся друг к другу. Это словно их души, свободные от предрассудков.
Борис ГУРЕВИЧ любит сложносочиненные спектакли, достаточно вспомнить его «Кьоджинские перепалки» в ТЮЗе – постановку весьма запутанную. Вот и сейчас он придумывает Слуг Любви (Алексей ГОРБУНОВ, Виктор КАПУСТЯН, Анастасия КОТАЕВА, Алена МОИСЕЕВА), вместе с балетмейстером Надеждой КАЛИНИНОЙ сочиняя для них пластические дивертисменты. Эти четверо – и рассказчики, и в какой-то степени «люди от театра», проводящие зрителей по истории любовных перепетий. Это растягивает и где-то усложняет действие, но зрительские сердца не обманешь, они откликаются на главное – на чувства и переживания героев, которые обретают в финале заслуженное счастье.
Фото © Омский театр куклы, актера, маски «Арлекин»