В омском театре «Арлекин» отметили 25-летие творческой деятельности ведущего актера.
Любимец омской публики Дмитрий ВОЙДАК, самый молодой заслуженный артист России в истории Театра куклы, актера, маски «Арлекин», отпраздновал творческий юбилей премьерой моноспектакля « Сон смешного человека» по рассказу Ф.М. Достоевского в постановке Никиты ПЕТРИЩЕВА. Спектакль был показан в день бенефиса актера 29 октября.
Материал очень необычен для ВОЙДАКА, которого зритель привык видеть именно в образах «смешных» персонажей, будь то острый на язык Петрушка, брызжущий шутками Труффальдино («Ворон») или актер-ремесленник Моток («Сон в летнюю ночь»). Дмитрий признается, что давно хотел в качестве эксперимента сменить устоявшееся амплуа и попробовать себя в по-настоящему драматической роли. Идея постановки зрела десять лет, непосредственно репетиции длились в течение года. Достаточно непростой литературный опус постепенно обретал сценическую оболочку.
Фантастический рассказ Достоевского, написанный от первого лица, – благодатный материал для моноспектакля, и, как оказалось, для театра кукол. Куклы сейчас становятся дополнительным выразительным средством, слушать целый час один текст было бы тяжело. То маленькие, то большие, они возникают иногда прямо в пальцах актера, а иногда – материализуются из темной пустоты (Дмитрию ВОЙДАКУ тут помогает Виктор КАПУСТЯН).
Часть действия играется в вертепном ящике наподобие того, в котором раньше показывались рождественские мистерии (художник – Арина ВЛАДИМИРСКАЯ). Но вот уже вместо кукол в нем оказывается сам актер, да и вся сценическая коробка Малого зала удачно ассоциируется с вертепом. Постоянное изменение масштаба пространства, размера кукол иллюстрирует отношение героя к себе и тому, что его окружает. Неслучайны и отсылки к Библии – ведь поздний рассказ Достоевского, в котором писатель сконцентрировал основные идеи всех своих произведений, называют Евангелием в миниатюре.
Герой Дмитрия ВОЙДАКА с самого начала говорит, что он смешон, то есть ему кажется, что все смеются над ним. На самом деле у него навязчивая идея собственной неполноценности плюс абсолютное равнодушие к миру. Он не помог встретившейся на улице под проливным дождем девочке, потому что считал, что ему все равно, и собирался в этот вечер покончить с собой, «обратиться в нуль». Однако именно эта встреча пробудила в нем угрызения совести. Во сне ему приснилось некое подобие рая – мир, населенный людьми, не знающими, что такое ненависть, корысть, грех. Они чисто и наивно любят друг друга, изливая эту любовь и на него. Он же приносит в их мир «вирус» земной греховности и разрушает его – так, что, даже проснувшись, ужасается. Символически герой избавляется от духовной летаргии, приходит к новому знанию, перерождению, обретению какого-то смысла и даже миссии: «Я иду проповедовать!» Нехитрая истина, открывшаяся ему: можно любить других, как себя.
Дмитрий ВОЙДАК убедителен в каждом жесте, в каждом движении души. Его герой не плох и не хорош, и смешон ровно настолько, насколько может быть смешон в глазах окружающих тот, кто не похож на них. Это обыкновенный человек, такой, как мы с вами. Просто теперь он знает истину, которую готов разделить с любым. Но в том-то и штука, что прийти к ней можно только своим путем.
P.S. Возрастная категория спектакля – «12+», однако в театре все же рекомендуют его к просмотру зрителям старше четырнадцати. Следующий показ – 24 ноября.
Фото © Омский театр куклы, актера, маски «Арлекин»