Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Павел ПАУТОВ, директор ООО «Омская телевизионная компания»: «Люди изобретают более совершенные формы уничтожения себе подобных, а потом оказывается, что это можно использовать и в мирных целях»

2 августа 2012 14:32
0
2381

Второго июля в Омске начала вещать новая телекомпания – партнер федерального канала РенТВ. Возглавил ее Павел ПАУТОВ, работавший ранее генеральным директором ОАО «ГТРК «Омск». Вместе с ним в «Омскую телевизионную компанию» ушел ряд сотрудников 12 канала, многие из которых были его знаковыми лицами. В связи с этим обозреватель «КВ» Лев АБАЛКИН обратился к Павлу Петровичу с рядом вопросов.

— Когда появилась на свет «Омская телевизионная компания»?
— Она была зарегистрирована два года назад, когда я уходил с 12 канала и попытался заняться собственным продакшном. Но планы тогда изменились, и я все-таки решил доработать до конца губернаторских полномочий в команде Полежаева. Организация была переведена в спящий режим и деятельности не осуществляла. Сейчас она «ожила», стала производящей студией, которая делает для РЕН ТВ местный продукт в Омске.

— Сколько у вас омского вещания?
— Три получасовки по будням – 7 утра, 12-30 и 19-30. И в субботу одна получасовка в 12-30. Сейчас мы выходим в формате 15-минутных новостей в силу того, что существует ранее заключенный договор на выпуск рекламных программ, и мы пока делим эту получасовку с другими проектами. В сентябре мы заполним все 30 минут.

— Сколько человек работает в телекомпании?
— Пока 20 человек.

— Включая технических работников?
— Включая всех – водителей, видеоинженеров, режиссеров монтажа, компьютерщиков, редакторов.

— Сколько из них журналистов?
— Восемь человек.

— Приличное количество.
— Это не так много, как кажется. Если у нас в выпуске девять самостоятельных продуктов, а еще ведущий – считайте сами, сколько нужно журналистов. Помимо этого есть ведь и большие проекты. Вот уехала группа у нас сегодня на Селигер работать...

— Селигер какой – федеральный?
— Конечно. Уехали смотреть, что за проекты там у омичей. Значит, четыре дня со всеми дорожными делами не будет журналиста и оператора. А мы без федеральных и международных историй не мыслим свой эфир.

— Вы хотите сказать, что у вас будут не только омские новости?
— Дело в том, что в современном меняющемся мире местных новостей, по сути, и нет — бывают местечковые или просто новости.

— Какая в таком случае у вас концепция подачи новостей?
— Мы хотим преодолеть сложившуюся многолетнюю провинциальную местечковость. Так получилось в омских СМИ, что мы так любим свою малую родину, что почти всегда все, что здесь происходит, освещаем как событие само по себе омское, оторванное от общероссийского и мирового контекста. А нам бы хотелось глядеть на события, происходящие в Омской области с позиций более широких, видеть причины этих событий и их перспективы на фоне России. Выяснить, в чем причины проблемы – в федеральном ли законодательстве, или в общероссийских тенденциях в экономике, в политике. Как российское и мировое преломляется через омское. И с другой стороны, как происходящее в Омске сказывается на событиях в России и мире. Мы здесь в Омской области имеем достаточное количество, на наш взгляд, людей, предприятий, проектов, которые реально влияют на ситуацию далеко за пределами региона. Возьмите, например, «Омсктехуглерод», который сегодня задает в определенной степени правила игры на рынке технического углерода Европы. Или вот сфера культуры. Борис КОННИКОВ будет у нас возглавлять направление культурное. Он рассказал нам интересную историю. В Голландии и Испании сформировались целые сообщества омских молодых художников, которые там обосновались, они туда принимают из Омска все больше и больше единомышленников. И в силу того, что их уже немало, и что они талантливы и ярки, они начинают влиять на развитие современного изобразительного искусства в этих странах. Мы поедем туда, снимем о них материал, приедем и расскажем.

— Но это все из области планов. Можете привести пример на уже вышедшем сюжете, как вы осуществляете эту вашу новую концепцию подачи новостей?
— Мы вышли в понедельник 2 июля первый раз. В первом выпуске у нас был сюжет с международного форума «Технологии в машиностроении». Из омских СМИ мы там были единственными, кто был аккредитован на этом форуме. Нас заинтересовало, как там представлены омские заводы, как они смотрятся и чего добились на фоне партнеров и конкурентов не только из других регионов, но и стран НАТО. Мы посмотрели, какие у них перспективы, поговорили с участниками выставки. В итоге вышел короткий сюжет в новостях, а на субботний эфир был подготовлен большой специальный репортаж Марины МАЛЬКОВОЙ. Вот это и было нашим представлением о том, какие мы, омичи, на фоне России, и насколько конкурентоспособны омские технологии на глобальных рынках.

— Вы говорили о девяти самостоятельных продуктах, что вы имели в виду?
— Внутри новостей девять позиций, девять блоков информационных – событие дня, омская история. Сегодня, например, у нас в эфире,
-конфликтная ситуация вокруг детской секции иппотерапии в парке имени 30-летия ВЛКСМ, у ребятишек там отбирают землю. Мы не можем мимо этого пройти, не можем не вмешаться. У нас обязательны новости культуры, спорта и обязательно что-то о «вечном». В первый день эфира центром был сюжет о футболе. Ну, куда от него денешься – финал Чемпионата Европы. Вчера был материал о матушке Любови, которая ребятишек собирает в детскую церковь, и параллельный парафраз — о болгарском священнике, который то же самое делает далеко отсюда, но рассказ о нем получил в Омске один из главных призов кинофестиваля «Золотой витязь». То есть мы ищем аналогии. Мы хотим понять, почему мы, омичи, такие особенные, или если у нас есть что-то общее, то что, это – общее?!

— Но поездки в Москву, в Испанию – это финансово затратно. Насколько я понимаю, вы работает совместно с Межгосударственной корпорацией развития?
— Совершенно верно. Все финансово-хозяйственные вопросы МКР взяла на себя.

— В таком случае вопрос: возможно ли самоокупаемое телевидение?
— Самоокупаемое информационное телевидение ни в Российской Федерации, ни в США, ни в Китае невозможно. Таковым может быть телевидение развлекательное – формата ТНТ, СТС – это окупаемые проекты. Все телевидение информационное существует не за счет прямых рекламных продаж в виде рекламных блоков, а за счет той или иной, грубо говоря, спонсорской поддержки либо со стороны государства, либо со стороны крупных корпораций. Вот холдинг ГТРК «Омск» (12 канал) в хорошее время самостоятельно зарабатывал до 25% от общего бюджета. В 2010 году мы готовили отчет на заседание правительства, подбивали цифры и сравнивали. В то же время ТВЦ гордился тем, что они доходили до 12 – 13% собственных доходов. ВГТРК «Россия» декларировала, что они 50% зарабатывают сами. Но что они считают собственными доходами – рекламу «Газпрома»? Рекламу Российских железных дорог? Информирование население со стороны Пенсионного Фонда России? Все это завуалированные формы государственной поддержки. Телевидение — вещь затратная в силу того, что аппаратура стоит ровно столько, сколько она стоит. Лучшую технику сегодня производят в Японии. Можно купить камеру подешевле, но хорошее качественное телевидение на дешевой технике не сделаешь. Все масштабные проекты, которые успешны во всем мире, нуждаются в государственной поддержке. Вот, к примеру, театр. Если развлечения в «Атлантиде» или хорошем кинотеатре могут быть окупаемыми, то замечательный Омский театр драмы, «Галерка», «Пятый театр» без бюджетных денег не выживут. Другое дело, какую, условно говоря, музыку хочет слышать заказчик, но это уже иной вопрос. Внутреннее понимание того, какое телевидение хочется получить на выходе, у руководителей Межгосударственной корпорации развития и руководителей РЕН ТВ сошлось: это не ангажированное группами влияния телевидение, телевидение, для которого нет категорий плохой-хороший начальник или та или иная политическая партия, а есть общечеловеческие ценности – добро и зло, честно-нечестно, справедливо-несправедливо. Вот такое информационное телевидение при поддержке МКР в рамках местного вещания мы и собираемся делать.

— Но честно-нечестно, справедливо-несправедливо – это уже не информация, это – публицистика – жанр другой.
— Мы полагаем, что это внутри новостей недопустимо, но когда мы выйдем на получасовое вещание, там будет и публицистика, там будут авторские передачи с предоставлением возможности высказать позицию всем сторонам.

— Вы говорите, что делаете новости по-другому, иначе, но кто мешал вам делать такие новости на прежнем месте работы в ГТРК «Омск». Понятно, там были обязательства перед властью, но это — два-три сюжета в выпуске – Бог с ними, но остальное-то пространство – все было ваше. Можно было это делать и там, если такая идея изнутри вызревала.
— Мы все имеем некое представление об идеальном, но реализуем то, что возможно, стремясь к этому идеальному как можно ближе продвинуться. Знаете, когда долго в ситуации «заказа» и «цензуры» живешь, то невольно сам ограничиваешь себя.

— Самоцензура?
— Да. Власть пытается транслировать сигнал, который она стремится донести до общества. Некая форма социального заказа, скажем так, правильного или неправильного, но понимаемого или исходящего. Но здесь в рамках РЕН ТВ нам кажется более интересной другая модель, которая может стать единственным путем, позволяющим нам конкурировать на рынке. Все-таки в Омске телевидение довольно сильное, не сравнить с новосибирским, барнаульским или томским.

— У нас сильнее, чем в Новосибирске?!
— Безусловно. А вы посмотрите их новости, качество ведущих, подбор материала, каковы сами студии, их материально-техническое состояние, кадровое обеспечение. Война это была или не война информационная в Омске, но она способствовала развитию омских телеканалов. Да и вообще любой прогресс на чем держится?

— На конфликте.
— Вот именно. Люди изобретают более совершенные формы уничтожения себе подобных для завоевания места под солнцем, а потом оказывается, что это можно использовать и в мирных целях. Тот же атом, он же был сначала совсем не мирный. Имел-то цели совершенно иные. Поэтому когда телевидение переживало этап перестройки от советского к современному, в него вкладывались деньги, оно стало центром притяжения интеллектуальных ресурсов, и оно в 90-х резко выросло. Такой студии, как на «12 канале», в российской провинции надо очень и очень поискать. Понятно, что в Ханты-Мансийске, где газовые и нефтяные деньги, студия лучше.

— Помню, раньше гремело по стране красноярское «Афонтово»...
— Вы сейчас поезжайте в Красноярск, посмотрите и послушайте – увы. «Афонтово» чем блистало? В Красноярске был жесткий конфликт между крупнейшими предпринимателями и государственной властью, на этом конфликте и поднялось телевидение. Сейчас конфликта нет и интереса инвесторов нет к информационному вещанию, и оно теперь там не столь яркое. Тот же Екатеринбург. Какой отклик у зрителя имела екатеринбургская «Четверка» в середине 90-х, когда были конфликтные ситуации с самостийностью Урала, с борьбой мэров и губернаторов и так далее. И что там сегодня?

— Кстати, когда я неделю назад разговаривал с новым директором «12 канала» Сергеем ТОКАЕВЫМ, он рассказал, что по данным ГЭЛЛАПа «12 канал» даже не на втором месте среди омских телекомпаний. Это так?
— Мы на «12 канале» давно перестали баловаться ГЭЛЛАПом. В «Коммерсанте» недавно гендиректор «Первого канала» Константин ЭРНСТ очень подробно на эту тему высказался. Дело в том, что если в масштабах России ГЭЛЛАП еще как-то репрезентативен, то судить по его данным о конкретном регионе практически невозможно, в силу того, что выборка очень маленькая... Статистическая погрешность там указана 3%, а у нас половина вещателей – ниже 3%. Если твой результат ниже статистической погрешности, можно ли к этому относиться серьезно и объективно? Другое дело, что в России нет другой системы «монетизации» внимания зрительской аудитории, ее конвертации в рекламные бюджеты, вот поэтому за нее и держатся. Но вы любого приличного социолога спросите, и он вам скажет, что данные ГЭЛЛАПа не являются ни репрезентативными,ни показательными. Что касается исследований социологических, то я с доверием отношусь только к двум службам, которые работают в Омске, — это ГЭПИЦентр-2 ДРЯГИНА и кафедра социологии Государственного университета ОГОРОДНИКОВОЙ. Вы возьмите их исследования по телерынку Омской области – там будут совершенно другие данные. Причем, совсем другие. Вот пример: по ГЭЛЛАПу очень высокая доля телесмотрения у местного утреннего вещания ГТРК «Иртыш». Но на утреннем канале среди федерального контента с какой-то периодичностью – раз в полчаса на две-три минуты появляются омские сюжеты, потом идет прогноз погоды. И человек, смотрящий утренний эфир телеканала «Россия», просто не выключал на эти две-три минуты телевизор. Кто сказал, что этот высокий рейтинг именно у омских новостей? Есть ведь понятие активного и пассивного телесмотрения. А социологи оценивают другое: что у человека в голове осталось после того, как он этот «ящик» посмотрел. Они спрашивают: какие вы программы смотрели, а такое-то событие — вы о нем что помните, а кого вы можете назвать из ведущих и так далее. Вот здесь «12 канал» совершенно по-другому начинает смотреться. А потом когда начинаешь с целевой аудиторией работать – там может быть совсем иная картина. Когда ты идешь, например, к студентам, понятно, что они вряд ли что-то расскажут про вчерашние новости, потому что они их просто не смотрят. Я когда был студентом – тоже телевизор не смотрел. Или вот категория людей с ограниченными возможностями... Не так долго у нас просуществовала программа «Доступная среда»...

— О проблемах инвалидов.
— Совершенно верно. Она была снята в силу субъективных причин: ушла ведущая, новую, кто бы с таким же энтузиазмом занимался этим, подобрать не смогли, но вряд ли можно было в этой среде найти людей, которые бы эту передачу не смотрели или хотя бы про нее не знали. Или ток-шоу Марины МАЛЬКОВОЙ «Знак ответа». По сути это в Омске единственное ток-шоу. Да, была информационная война губернатора с мэром, но эта война занимала, ну, 10% нашего информационного вещания, а остальное время там были другие программы, например, «Местные жители». Нет в Омске больше таких телевизионных проектов, чтобы кто-то рассказывал о жизни людей из маленьких отдаленных деревень. А это важно. Есть проект «Школа здоровья». Есть программа «В Авангарде». То есть эти 90% были само собой разумеющимися. Но ведь большая часть усилий коллектива была направлена именно на них.

— Все работники вашей новой телекомпании – с «12 канала»?
— Большинство.

— Кто-то еще оттуда к вам просится?
— Ситуация заключается в том, что в СМИ люди со своим мнением и своим мироощущением – это основное средство производства. Поэтому мне изначально не хотелось бы что-либо разрушать на «12 канале». Мы с Сергеем Борисовичем эту тему обсуждали. Я немало сил и времени положил, чтобы было областное телевидение, и хочу, чтобы оно продолжалось. Выдернуть людей и сделать другой канал, было бы неправильно и не очень интересно. Я пригласил с собой только тех, без кого, как считаю, мы обойтись просто не можем. Вот, например, тема культуры нас очень сильно интересует, поэтому я пригласил редакцию программы «Национальный характер», теперь они в этой же сфере, но на новом месте.

— Вы уже несколько дней выходите в эфир. Есть ли отклики?
— До момента нашего выхода в эфир много писали по поводу того, что главный областной идеолог, телекиллер ПАУТОВ делает какое-то там новое телевидение, которое будет иметь какие-то там неправедные цели. Но ни один из этих «писателей» после выхода первой передачи не написал ничего, потому что это оказалось не тем, чего они ожидали, а признаться, что их прогнозы оказались неверными, им не хочется. Плохого сказать им нечего, а хорошего от них ожидать и не приходится. Коллеги звонили – и с «12 канала», и из других телекомпаний – поздравляли с началом вещания. Ну, а что касается реакции омичей – это только социология покажет. Социология будет и серьезная, мы обязательно этими результатами поделимся с «Коммерческими вестями».

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.