Омская область не может делать ставки исключительно на нефтегазовый комплекс, поэтому доля переработки в других сегментах экономики будет расти.
Об этом заявил 12 июля, на «кухонных посиделках» в редакции газеты «Коммерческие вести» министр экономики региона Александр ТРИППЕЛЬ, обозначая перспективы деятельности своего министерства.
— Я пересмотрел свои взгляды на роль НТК в развитии экономики, — признался Александр ТРИППЕЛЬ, являвшийся целых четыре года (с 1 марта 2004 года по июнь 2008-го) министром нефтехимического комплекса региона. — Если я раньше я считал, что основным в Омске является нефтехимический комплекс, то сейчас понимаю, что это не так. В Омской области должна быть серьезная перерабатывающая база.
Напомним, что по объему произведенной продукции НТК занимает доминирующее место в структуре промпроизводства Омской области. В этом секторе экономики сосредоточена треть основных фондов региона, на его долю приходится 70 процентов объема отгруженных товаров собственного производства, занята шестая часть работающих в промышленности.
— Пока мы выпадаем в сегменте сельского хозяйства, в производстве продуктов питания, у нас должно быть нормальное не автомобилестроение, но полноценное машиностроение, и этот потенциал сегодня используется не в полной мере, — считает ТРИППЕЛЬ. — Должен быть создан своеобразный микс из всего, что потребляется в регионе.
Нефтехимия, несомненно, должна быть и будет, но ее доля в экономике должна составлять не более 30%. Но это не значит, что объемы производства в этом сегменте необходимо сократить – наоборот, нужно подтянуть до этого уровня другие производства.
Однако пока именно нефтехимия является хедлайнером Омской экономики, так как дает основную долю бюджетных поступлений.
— В последние годы я сталкивался с переработкой продуктов питания и считаю, что у нас этот потенциал возможностей до конца не использован. На том же зерновом рынке, продавая зерно, мы пока не сильно конкурентны, — отмечает ТРИППЕЛЬ. — А вот если направить сельхозпроизводителя на производство продуктов более длительного хранения с высокой добавленной стоимостью, то тогда география продаж будет расти.Тогда можно будет рассчитывать и на экспорт.
Отметим, что разговоры о развитии переработки становятся особо актуальны в России при каждом снижении цен на нефть. Однако, как только цены выравниваются, экономисты успокаиваются и страна продолжает успешно банковать дешевым сырьем. И в этой связи хорошим примером служит даже не Европа, а Восточная Азия.
— Хороший пример – Южная Корея, — с горечью отмечает министр ТРИППЕЛЬ. — Там сосредоточено 6 нефтехимических комплексов. Причем налажен весь цикл производства от сырья, до полуфабрикатов и готовой продукции. Поставляется нефть, а выходят уже готовые изделия.
Парадокс заключается в том, что Южная Корея покупает нефть и производит из нее одни из самых дешевых полимеров и продуктов нефтехимии. Сегодня в Омск дешевле привезти полимеры из Кореи, чем из Казани.
— Если мы не хотим зависеть от цен на нефть, переработка должна быть в обязательном порядке, — считает министр.
Интересно, что в обнародованном недавно докладе Всемирного банка по поводу инвестклимата в ряде российских городов, в качестве примера прямой зависимости города от нефтехимии приводится именно Омск. Это независимая оценка международных экспертов, зафиксировавших очевидную и крайне опасную для омской экономики вещь.
Сегодня это действительно так, так как бюджетообразующим предприятием все-таки пока является «Газпромнефть – Омск». Большая доля налоговых поступлений идет именно от этого предприятия, однако при определенных усилиях региональных властей тренд может измениться уже в ближайшие годы.
Отметим, что первым попытался снять омскую экономику с нефтяной иглы президент Владимир ПУТИН. В мае 2006 года ОАО «Сибнефть» была переименована в ОАО «Газпром нефть» и перерегистрирована в Санкт-Петербурге.
С уходом «Сибнефти» Омск потерял почти половину своих доходов – отчисления сократились с 14 млрд рублей до 3,7 млрд. И именно тогда региональные власти впервые задумались над альтернативными источниками бюджетных поступлений.