Автор — омич, когда-то начинавший светлый путь корреспондентом «Коммерческих вестей», но легкомысленно свернувший на кривую дорожку пропаганды, которая сначала утащила его из Омска в Новосибирск, а затем и вовсе привела в эмиграцию
Гараж — не мираж
Опустошив бумажник на заправке, владелец авто решает, что на сегодня потрясений достаточно, и продолжит путь на велосипеде. Но для начала машину нужно где-то припарковать, а это грозит новыми тратами. Бесплатная стоянка в Германии доступна лишь владельцу собственного дома или квартиры, если к последней прилагается подземный гараж. При этом он, разумеется, будет учтен при расчете налога на имущество, площадка во дворе – налога на землю.
Всем остальным парковочные места обходятся еще дороже. Обычно вопрос решается уже при заключении договора на аренду жилья. Если к квартире привязано парковочное место, скорее всего отказаться от него будет невозможно. Многие арендодатели сразу сообщают цену, включающую парковку. Если нет, то за место (иногда – два) для вашего авто нужно быть готовым выложить дополнительно от 10 до 50 евро в месяц.
Если частные парковки к жилью не прилагаются, придется ставить машину на муниципальных. Ими, по сути, являются любые доступные для стоянки места в городе. Почти все они оборудованы паркоматами. Иногда машину разрешается бесплатно оставить на час или два, но в центре города скорее всего придется платить сразу. Час обойдется, в зависимости от района, от 50 центов до полутора евро. Но если вы живете по соседству, то можете купить в мэрии тикет — годовой абонемент. В Трире он обходится чуть дороже 30 евро. Тикет крепится на лобовое стекло и дает право в любое время оставлять машину у своего дома и на близлежащих улицах – но никак ни дальше.
Штраф — это сильно!
Весь город разделен на зоны, и на каждой парковке указано, к какой именно она относится. Границы этой территории надо знать, потому что вполне может оказаться так, что одна сторона улицы будет в твоей зоне, а на противоположной нарвешься на штраф. Оформить же тикет можно только на свой район, правда, если твой друг живет в соседнем, он может заказать для тебя гостевой на тех же условиях. Этим иногда пользуются – например, в нашей зоне E находятся парковки у городского стадиона, и те, кто регулярно ходит на футбол или занимается там спортом, находят знакомых и те выписывают им гостевые абонементы – в пересчете на год это выходит намного дешевле, чем каждый раз оплачивать парковку по часам.
Штрафы за неправильную парковку собирают муниципальные контролеры. Машины нарушителей фотографируют, под ветровое стекло кладут квитанцию. Размер штрафа в среднем составляет 15 — 20 евро и зависит от многих вещей: просто ли человек превысил оплаченное время, не платил вовсе, припарковался криво, нарушив разметку, или встал в неположенном месте. Дороже всего обходится парковка тем, чьи авто перегородили въезд куда-либо, залезли на автобусную остановку или заняли места, зарезервированные для инвалидов или аварийных служб. Тут двадцаткой не ограничится, потому что такие машины сразу эвакуируют, и эти расходы тоже ложатся на нарушителя. Поэтому все удовольствие обойдется в несколько сотен евро.
Великий и ужасный Орднунг
Эти двадцатки и сотни – один из немаловажных, а главное, постоянных источников пополнения городского бюджета. Собирают их сотрудники великого и ужасного Орднунгсамта – ведомства, отвечающего за общественный порядок в городе. Это страшная сила, которая день за днем рыщет по улицам, зорко высматривая, кого можно оштрафовать за мусор на газоне, выброшенный на тротуар бычок или слишком громкую музыку из окон, но в первую очередь – за неправильную парковку.
Вообще мест, где машину можно оставить бесплатно хотя бы на время, в немецких городах не так много. В центре так их и вовсе почти нет. Разумеется, любое уважающее себя заведение, если оно не в пешеходной зоне, будет иметь площадку для клиентов. Любой супермаркет – огромную парковку, подземную или открытую, если он на окраине. Но если вам захотелось просто заехать в центр и прогуляться по нему, то бросить машину в каком-нибудь переулке вряд ли получится – лучше еще на въезде обращать внимание на указатели крупных парковочных комплексов. Рядом с ними, как правило, будут табло с актуальным количеством свободных мест.
Система парковок во всех крупных городах двухуровневая: на дальних подступах к центру расположены перехватывающие парковки «Park&Ride» — недорогие или вовсе бесплатные и привязанные к сети общественного транспорта. Они позволяют фильтровать маятниковую миграцию. Если вы работаете в центре и не хотите пересаживаться на автобус или трамвай, то можете поискать и многоярусный паркинг поближе, но это будет довольно накладно, плюс важно помнить, что далеко не на каждой машине вы сможете до них добраться. В Германии еще не ввели плату за въезд в центр мегаполисов, как в Лондоне, но большинство крупных и средних немецких городов уже начали огораживаться знаками «Экологическая зона».
Демократичная дискриминация
Смысл нововведения в том, что все автомобили в стране делятся на три группы в зависимости от воздействия на окружающую среду: красная, желтая и зеленая. Группы примерно соответствуют стандартам Евро-2, 3 и 4. Если, въезжая в город, ты видишь знак экозоны с зеленым допуском, а твой автомобиль соответствует только желтому, ехать дальше ты не можешь – получишь штраф. Пока еще такие, самые жесткие, зоны довольно редки, обычно ограничения касаются только «красных» или машин совсем без указания группы, но уже со следующего года зеленый барьер будет действовать в тридцати крупнейших городах страны.
Есть в городах и другие закрытые зоны. На въезде во многие кварталы (особенно в районах таунхаузов и индивидуальной застройки) можно увидеть знаки «движение запрещено» с дополнительной табличкой – «кроме жителей». Выполняют они, как нетрудно догадаться, ту же функцию, что шлагбаумы и вкопанные посреди дороги железные трубы внутри наших микрорайонов – отсекают транзитный транспорт. В Омске такой способ вряд ли сработал бы, но законопослушные немцы едут в объезд. Впрочем сильно сомневаюсь, что они поступали бы точно так же, если бы в какой-то момент контролеры Орднунгсамта и полиция решили забастовать. Культура и воспитание – это замечательно, но местные власти уверены, что ничто так не укрепляет доверие между гражданином и государством, как весомые штрафы за нарушения установленных правил капиталистического общежития.
Долой пробки
Если сравнить две карты любого немецкого города — полувековой давности и нынешнюю, то можно прийти к неутешительному для автомобилистов выводу: их пространство съеживается как шагреневая кожа. Расширение дорог в центре – это нонсенс. Для любого кандидата в мэры или члены городского совета, включить такой пункт в свою программу – значит, совершить политическое самоубийство. Все ровным счетом наоборот – год из года у машин отбирают все новые улицы под пешеходные зоны, а на оставшихся бесцеремонно зажимают, отдавая место под велосипедные дорожки, газоны, тротуары, выделенные полосы для автобусов и трамвайные пути.
Нельзя при этом сказать, что в Германии нет пробок. Они есть – и на автобанах иногда достигают сотен километров. Да и в городах можно встать в приличный затор. Но любой старожил скажет вам, что в шестидесятые — семидесятые пробок было гораздо больше. И ситуация не изменилась, пока власти не осознали: расширение дорог в городах не решает проблему пробок, а только стимулирует людей больше ездить на машинах и покупать новые. Сужение или закрытие дороги, наоборот, приводит горожан к мысли пересесть на автобус, велосипед или прогуляться пешком. Главное – предоставить им возможность сделать это с комфортом.
Прошлым летом довелось наблюдать, как реконструируют одну из городских улиц с довольно интенсивным движением. Было: двухполосная дорога, впритык к ней трехметровый тротуар, половина которого выделена под велодорожку. Стало: у автомобилистов отобрали одну полосу, тротуар расширили, отделили от дороги газоном, посадили деревья. Велодорожку сделали двухполосной. Недовольных не наблюдается. Хотя было время, когда подобные инициативы встречали в штыки.
Ходим пешком
Сегодня в Германии нет ни одного уважающего себя города без хотя бы одной пешеходной улицы. А чаще всего для движения будет перекрыта существенная часть исторического центра. Сейчас это выглядит уже естественным, и странно смотрятся фото середины прошлого века с машинами, припаркованными прямо на рыночной площади. Но мне рассказывали о манифестациях, на которые выходили владельцы и работники заведений, расположенных там и на прилегающих улицах, когда мэрия принимала решение о превращении всего района в пешеходный. Многие были убеждены, что если лишить людей возможности подъехать к магазину или ресторану на машине или поймать такси прямо перед входом, то бизнес зачахнет. Получилось же все ровно наоборот – на пешеходных улицах сегодня не протолкнуться, доходы владельцев и поступления в городскую казну многократно выросли.
Довольно часто можно услышать прогнозы, что еще через двадцать — тридцать лет личный автомобиль в центре европейского города вообще исчезнет как класс. В этом сценарии совершенно нет утопии – он рационален до мозга костей. А, быть может, еще через некоторое время безумное увлечение моторной повозкой Даймлера Бенца будет и вовсе вспоминаться как незначительный эпизод истории. Остается, правда, вопрос, что будет с автомобилестроительной отраслью. Впрочем ответ на этот вопрос, похоже, найден. В прошлом году детище Бенца и Даймлера – великий и ужасный Daimler AG объявил, что выходит на рынок педелеков – электровелосипедов.
Знали бы эти старики, какой черной неблагодарностью отплатят им потомки, – изобрели бы кофеварку.
Продолжение следует
Виталий ВОЛОДИН