На первом этапе корреспондент «КВ» побывал на инструктаже интервьюеров и узнал о методической части исследования.
Опрос проводится на территории города Омска со значительной выборкой. На территории областного центра она насчитывает 4 580 единиц – это жители города от 18 лет и старше. Исследование проводится адресно – это маршрутная выборка со случайным отбором, когда интервьюеры идут по адресам, выполняя определенный маршрут, и опрашивают людей, которые соответствуют по возрастной структуре населения города в целом.
Выборка представлена не только по половозрастной структуре. Учитывается структура распределения жителей по административным округам. Но самое главное – стаж проживания на территории города Омска и Омской области. Опрашиваются люди, которые имеют стаж не менее трех лет. По мнению исследователей, этот фактор очень значим, поскольку приезжий человек вряд ли сможет адекватно оценить события Гражданской войны, которые важны для омичей.
Помимо города, в области будет опрошено 3 370 человек. В итоге получается выборка почти 8 000 человек электорального возраста. Для верификации этих исследований делается телефонный опрос. Вопросы в нем повторяются, и в итоге на разных методиках можно будет проверить правильность выводов и общие тенденции. В телефонном опросе будут участвовать порядка 4 500 омичей.
— Методика случайного отбора и бесповторного прохождения по квартирам охватывает все административные территории Омска, — рассказали «КВ» в ГЭПИЦентре-2. — Будут охвачены все категории и по профессиональной занятости, в соответствующих долях будут представлены и безработные, и студенты, незанятая молодежь и так далее. В итоге мы получим слепок респондентов не только по половозрастной и территориальной представленности, но и по доходам.
Закончить опрос планировалось к 29 августа, и через пару дней должны появиться предварительные материалы, которые уже можно будет презентовать.
На другой день в ходе инструктажа интервьюерам было рассказано, как, собственно, проводить опрос.
Для опроса привлечено максимум интервьюеров – около ста человек, включая как профессиональных интервьюеров, которые находятся в штате ГЭПИЦентра, так и людей, которые работают на договоре подряда. Есть и интервьюеры-любители, которые рассматривают этот вид деятельности как подработку. Плюс в этом опросе задействованы волонтеры – добровольцы, которые хотят принять участие именно в исследовании об установке памятника КОЛЧАКУ. На сайте ГЭПИЦентра было размещено объявление о том, что идет поиск желающих работать в этом проекте. И на день подготовки публикации было получено большое количество отзывов – люди приходят, инструктируются и идут на полевое исследование. Каждый запуск интервьюеров в «поле», включая даже профессиональных, сопровождается инструктажем, где пошагово разбирается схема опроса. С новичками-волонтерами эта процедура проходит еще более детально. Волонтеры привлечены потому, что нужно выполнить большой объем работы в сжатые сроки.
— Самое главное, чтобы человек уяснил основные моменты опроса, — пояснили «КВ» социологи. — Во-первых, он должен понять, что такое маршрутная выборка и как двигаться по маршруту. Идет не просто обход по квартирам, а нужно придерживаться определенной методики. Во-вторых, интервьюер, выходящий на опрос, должен иметь представление о квотном задании. То есть, он должен понять, что ему действительно очень важно опросить, предположим, именно пять женщин в возрасте от 29 до 39 лет, а ни в коем случае не шесть и не семь, чего от него не ждут. Следующие моменты – по самому опросу, когда интервьюер должен понять, как нужно задавать вопросы – их нельзя переформулировать, он должен быть уверен в том, что вопрос понят респондентом и он получит ответ без каких-то домыслов. Своей анкетой мы хотим выяснить, знают ли КОЛЧАКА в Омске. И если знают, то считают ли необходимым увековечить память о нем. Кроме того, задается вопрос о том, кто должен принимать решение об установке памятника.