Все рубрики
В Омске понедельник, 20 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,9873    € 98,7776

Вячеслав ФЕДЮНИН, управляющий Омским региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства: «Зачастую и руководитель допофиса, и глава регионального филиала банка выступают за кредитование проекта, но тут в дело вступает некий обезличенны

12 сентября 2012 12:48
0
1724

4 сентября управляющий Омским региональным фондом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Вячеслав ФЕДЮНИН в Москве принял участие в семинаре «Механизмы государственной поддержки малого бизнеса», организованном российским Минэкономразвития совместно с НП «Институты развития малого и среднего бизнеса». Глава Фонда рассказал «КВ», какие проблемы в сфере кредитования были подняты на мероприятии.
— Вячеслав Валерьевич, выступления кого из участников семинара вас больше всего заинтересовали?
— На семинаре опытом кредитования малых предприятий с привлечением государственных гарантий поделились гости из США. Докладчиками были руководители подразделений двух американских банков, которые работают с агентством «Администрации малого бизнеса» (US Small Business Administration, или сокращенно SBA). Эта организация имеет немного отличную от нашего регионального Фонда структуру, но схожа с ним по функциям — они работают с гарантиями под обеспечение и выдачу кредитов малому и среднему предпринимательству. «Администрация малого бизнеса» была создана в 1953 году и с того времени накопила солидный опыт работы с гарантиями и предоставлением средств. В кризисные периоды, особенно во время президентства Барака ОБАМЫ, государство уделяло большое внимание малому бизнесу, и количество выданных кредитов под поручительство «Администрации малого бизнеса» возрастало.
— Какова политика банков при кредитовании малого бизнеса в США в сравнении с Россией?
— Банки там занимают достаточно активную позицию. У них несколько программ по выдаче кредитов малым предприятиям, самая распространенная из которых носит условное название «Программа 7(а)». Для наглядности ее можно сравнить с программой Фонда. Во-первых, у них принимается до 75% обеспечения по кредиту, в то время как у нас – до 70%. Срок предоставления гарантии, максимальная сумма которой у них составляет пять миллионов долларов, зависит от цели: на недвижимость — до 25 лет, на оборудование – до 15 лет, на оборотные средства – от 7 до 10 лет. У нас срок поручительства ограничен пятью годами. Размер вознаграждения по гарантии «Администрации малого бизнеса» — максимум три процента. В Омской области эта цифра ниже. Стоит отметить, что американские банки делают серьезный акцент на финансирование начинающего бизнеса.
— Сколько льготных кредитов выдается в США начинающим предпринимателям?
— Представители банков-партнеров «Администрации малого бизнеса» на этот вопрос ответили, что от 20 до 25 процентов от общей суммы кредитов, выданных ими малому бизнесу, — это кредиты начинающим предпринимателям. На другой площадке семинара присутствовал представитель центрального офиса Сбербанка, и его я спросил о том же. Он сказал, что затрудняется с ответом, но, по нашей статистике (а мы являемся в некоторой степени заложниками информации, получаемой от банков), общая по России практика – 4-5% от общей суммы кредитования малого предпринимательства уходит на стартапы. Наши банки крайне консервативно относятся к начинающему бизнесу, в отличие от тех же коллег-американцев, которые готовы к рискам.
— Получается, программы кредитования стартапов в России не приживаются? Ведь у того же Сбербанка есть такой продукт...
— Несмотря на то, что наши банки, в том числе Сбербанк, занимаются реализацией программ стартового бизнеса, пока они готовы вкладываться лишь в проекты, касающиеся приобретения франшизы. На это они дают до 80% средств под поручительство Фонда. В Америке ограничений нет — там можно взять кредит под любой собственный бизнес. Мы пытаемся стимулировать кредитование новичков, но банки очень аккуратны в финансировании стартапов и проектном финансировании, а часто и вовсе от этого отказываются.
— Почему, по-вашему, в России сложилась такая неблагоприятная практика?
— Мы сами спрашивали об этом коллег из Сбербанка, ведь они вводят на рынок продукты, которые с трудом находят потребителя. Зачастую и руководитель допофиса, и глава регионального филиала банка выступают за кредитование проекта, но тут в дело вступает некий обезличенный кредитный комитет, который выносит отрицательное решение. Какие бы замечательные программы ни запускались, пока у банков не будет внутреннего единства в принятии решения, ни один продукт не заработает в помощь бизнесу. Здесь играет роль и человеческий фактор, и недоработки в банковских регламентах.
— И в целом – отношение банков к рискам.
— В этом плане показателен пример Казахстана, куда мы недавно ездили в составе делегации от Омской области. Там государство выделяет средства таким же, как наш, фондам, а последние размещают эти средства в банки, чтобы те кредитовали бизнес под низкий процент. Предприятие может привлечь деньги под 8% годовых, плюс государство софинансирует эту ставку, так что предпринимателю кредит обходится в 1-2%. У нас в Фонде также существовала практика выдачи депозитов под низкие ставки, да и сейчас мы готовы направлять на это средства. Но банки не готовы давать кредиты под заниженный процент даже под наши деньги! Политика минимизации рисков требует либо изменения законодательства на уровне Центрального Банка, либо более активной позиции самих банков. Примеры и США, и наших ближайших соседей Казахстана говорят о том, что банки должны занимать более активную позицию в кредитовании стартапов. У нас же банки ждут, что государство возьмет новичка на старте, выдаст ему микрофинансовый займ, а потом, когда из него вырастет готовый успешный предприниматель, то тогда уже добро пожаловать за кредитом!
— Вы считаете, изменение политики по отношению к малому бизнесу было бы на руку самими банкам?
— Если в ближайшее время банки не изменят свою политику, то конкуренция заставит это сделать. Через десять лет на рынки придут крупные финансовые корпорации, представленные либо самими иностранными банками, либо их дочерними организациями, и тогда ситуация изменится в корне. И российское правительство, и Центробанк уверены, что наиболее эффективным инструментом привлечения денег в экономику являются гарантийные фонды. Под гарантии всех фондов РФ, действующих в 79 регионах РФ, привлечено 153 млрд кредитных ресурсов. По оценке Минэкономразвития. это около 2 % всего кредитования малого бизнеса. Наша цель – дойти хотя бы до пяти процентов.
— Каких результатов в кредитовании малого бизнеса добился Омский региональный фонд?
— У нас динамика лучше, чем в целом по России. Омский региональный фонд в пятерке лидеров и по объему кредитования малого бизнеса (мы подходим к цифре 2,8 млрд рублей ), и с точки зрения соотношения собственных средств Фонда в кредитовании (320 млн рублей). Недавно Министерство экономического развития РФ поручило всем региональным фондам пройти оценку эффективности деятельности для получения общего рейтинга. Мы заключили договор с международным рейтинговым агентством «Эксперт РА», и нам был присвоен рейтинг уровня А+ «Очень высокий уровень надежности гарантийного покрытия». Это очень достойный результат.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.