21 января первый вице-мэр Александр ТУРКО провел свою первую пресс-конференцию в новом статусе и рассказал, как пережили суровые декабрьские морозы городские коммунальные службы. Ответил городской чиновник и на вопросы омских СМИ о периодически замерзающем поселке Степном, который отапливается военной котельной, о результатах проверки ОмскВодоканала контрольно-счетной палатой и перспективах капитального ремонта в тех домах, жители которых выиграли иски против омской мэрии в судах.
О спорах с ОмскВодоканалом
Для того чтобы расторгнуть любые отношения, необходимы, как вы понимаете, веские основания. Одного лишь желания мало. Росводоканал, как учредитель ОмскВодоканала, заинтересован в дальнейшем извлечении прибыли и едва ли захочет расстаться по обоюдному согласию с тем имуществом, которое арендует у муниципалитета. Значит, придется обращаться в суд. А суду администрации города Омска придется предоставить убедительные доказательства неисполнения договора, подписанного с ОмскВодоканалом. В связи с этим городская контрольно-счетная палата в настоящее время проводит проверку в ОмскВодоканале. Эта проверка уже подходит к концу. Насколько мне известно, выявлены достаточно существенные нарушения. Будут ли они достаточно вескими, чтобы суд мог принять решение в пользу города и расторгнуть договор, я не готов сказать. Сейчас этим вопросом занимаются юристы. Могу только сказать, что вероятность обращения в суд весьма высока.
И даже если доказательной базы для полного расторжения договора будет недостаточно, то с нашей стороны будут предприняты все действия для пересмотра существенных условий договора и подписания допсоглашений. В первую очередь, конечно, речь пойдет об объеме дивидендов, которые выводятся за пределы Омской области. Прибыль и доходы — это хорошо. ОмскВодоканал коммерческая организация, и она должна получать прибыль. Я далек от мысли, что все доходы ОмскВодоканала тратятся в Куршавелях. Дивиденды акционеров ОмскВодоканала идут, по нашей информации, на обслуживание кредитов, полученных для реализации бизнес-проектов в других городах. Но тогда почему бы не вкладывать хотя бы часть прибыли в развитие омской системы водоснабжения? В этой связи возникает вопрос и к регулятору — РЭК Омской области. Достаточно ли, например, отрегулирован тариф, если столь велика доходность бизнеса ОмскВодоканала? Мы уже попросили РЭК провести проверку и теперь ожидаем ответа на этот вопрос.
О судебных исках жителей по капитальному ремонту
Я сам живу в доме, который выиграл иск к муниципалитету. Старшая по дому пошла в суд и получила положительное решение. Это было в 2012 году. Но я, как чиновник, работающий в мэрии, прекрасно понимаю, что государство поступает в данном случае не совсем правильно, полностью устраняясь от решения проблем по этим судебным делам. Муниципалитет на сегодняшний день уже имеет обязательств перед собственниками по выполнению капитальных ремонтов на 8,5 млрд рублей. И новые судебные иски продолжают рассматриваться. Если взять эти деньги в городском бюджете, то не будет у нас ни дорог, ни детских садов, ни всего остального. Тем не менее если обязательства есть, их нужно исполнять. В этом году на капитальные ремонты в бюджете на эти цели заложена сумма в 147 млн рублей. Если сохранится аналогичная динамика наполнения бюджета доходами, то срок исполнения всех обязательств, как нетрудно подсчитать, может оказаться довольно длительным.
Но вопрос даже не в сроках. Дома действительно нуждаются в капитальных ремонтах. Есть дома, где неизвестно на чем держится кровля, сгнила канализация, не работают системы отопления. Такие дома отказываются обслуживать и управляющие компании, поскольку вынуждены нести большие финансовые риски. Иначе говоря, мы имеем целый комплекс взаимосвязанных проблем. И решить его можно только одним путем — распределением имеющихся финансов на наиболее острые проблемы каждого конкретного дома. Условно говоря, мы хотим договориться с заявителями, чтобы можно было направлять деньги не на один дом комплексно, а на частичный ремонт сразу в нескольких домах. Тогда этих 147 млн рублей хватит, чтобы решить в 2013 году самые насущные проблемы не десяти, а нескольких десятков домов. Омск, кстати, не единственный город, столкнувшийся с подобной проблемой. В Хабаровске, насколько я знаю, судебные иски выиграли 1400 домов, а это уже угроза полного обрушения местного бюджета.
О котельной холдинга «Оборонсервис» в Степном
Котельная в поселке Степном не дает покоя муниципалитету на протяжении последних трех лет. В первую очередь негатив связан с тем, что недостаточно четко, по-видимому, происходит планирование расходной части бюджета Минобороны, направляемой на содержание объектов жизнеобеспечения. Поселок Степной обслуживает, напомню, Омский филиал РЭУ «Новосибирское», которое является одним из подразделений той самой компании «Славянка». Но нас заботят, естественно, не проблемы Минобороны, Оборонсервиса или «Славянки», а поселок Степной, жители которого не обеспечены должным образом теплом. Паспорта готовности Ростехнадзором эксплуатирующей организации перед началом отопительного сезона не выданы. И одна из причин — отсутствие в котельной обученного персонала, имеющего допуск к работе на опасных объектах. Ремонтная бригада, которая что-то может сделать, находится в Новосибирске, чтобы отремонтировать автоматику, необходимо оборудование отправить в Барнаул. Какие-то службы есть и в Екатеринбурге. Общее руководство осуществляется из Москвы и непонятно через какие коридоры. Из-за длительного недофинансирования не обслуживалось должным образом мазутное хозяйство, сетевое оборудование, теплообменники, котлы. А в результате на протяжении ноября, декабря и января мы имели ряд инцидентов. Кроме того, в поселке Степном мы сегодня имеем практически экологическую катастрофу — два больших озера мазута.
Муниципалитет, в соответствии с действующим законодательством, не имеет никакого основания финансировать котельную, которая принадлежит Минобороны. Мы можем только обращаться к различным уровням власти. Что мы и делаем, собственно. Губернатор Омской области обращался непосредственно к президенту, премьер-министру, министру обороны. Сегодня мы вынуждены обращаться в надзорные органы, в том числе в военную прокуратуру. Реакция, насколько мне известно, заключается только в том, что руководители РЭУ «Новосибирское» по полдня сидят в прокуратуре, пишут объяснительные и предоставляют документы. Но каких-то реальных изменений пока не заметно. Котельная очень мощная и финансово емкая, и даже если будет принято решение о передаче ее муниципалитету, то для того, чтобы навести там порядок, потребуются очень значительные финансовые ресурсы. Только для устранения экологических последствий розлива мазута потребуется, по самым скромным подсчетам, более 100 млн рублей. И порядка 300 — 350 млн рублей необходимо на восстановление мазутного хозяйства и котельного оборудования. Дешевле, как говорится, построить новую газовую котельную. Стоимость новой котельной вместе с газопроводом — порядка 95 млн рублей. Но чтобы ее построить, нужно сначала определиться с земельным участком, который является сегодня собственностью Минобороны.
О нормативах на общедомовые нужды
Платить или не платить ОДН за воду — так вопрос не должен ставиться. Платить нужно однозначно. Если потребитель не платит — ему автоматически начисляется пеня. Это во-первых. Во-вторых, ресурсоснабжающая организация имеет право неплательщика отключить от водоснабжения. Но суть проблемы, на мой взгляд, находится в несколько иной плоскости. У граждан возникают вопросы, и возникают они абсолютно правомерно. Во всяком случае, база данных по площадям домов, которой пользовался ОмскВодоканал, начисляя платежи гражданам, — она была не совсем корректна. Прокуратура обязала ресурсоснабжающую организацию актуализировать информацию в Центре технической инвентаризации и землеустройства, что и было сделано. Чем закончится судебный спор прокуратуры и РЭК Омской области — я предсказывать не берусь. Возможно, РЭК пересмотрит свои нормативы, и тогда ОмскВодоканалу придется пересчитать начисления. Но не исключено, что все останется, как было. И тогда, если люди сейчас не будут платить ОДН, через шесть месяцев ресурсоснабжающая организация может привлечь неплательщиков в суд, и тогда им придется платить еще дороже, уже с учетом пени и судебных издержек.