Физика не отменяет метафизику.
Илья НОВАК. Петля Мебиуса.
(серия «Амальгама»)
М.: Астрель, 2012 год. -
350 стр. Тираж 3 500 экз.
Илья НОВАК — псевдоним киевлянина Андрея ЛЕВИЦКОГО, автора романов из серии «S.T.A.L.K.E.R.» и ряда электронных игр и их новеллизаций. Впрочем данная книга – попытка вывалиться из круга ремесленичества в литературу пограничную. Несколько напоминает сборник «Черный сок» Марго ЛАНАГАН: сюр, мистика и в некоторой степени киберпанк. Но слабее. А еще напоминает сборник Шимуна ВРОЧЕКА «Танго железного сердца». Но тоже слабее.
Две повести — «Ризома» и «Никотин» — попытка показать будущее принципиально иным, чем у коллег-фантастов, не линейным продолжением настоящего, а чем-то уродливо, на первый взгляд, выросшим из достижений биологии и информатики: «У Стигматы начались проблемы, связанные с активным использованием церебрального софта, в психиатрии именуемые инсталляционной манией. Иногда она перерастала в инсталляционный психоз. Инстаман загружает в свой мозг все новые и новые программы, так или иначе облегчающие человеческую жизнь: бытовые подсказники, словари, универсальные технические руководства, наборы мгновенных советов на все случаи жизни, различные поведенческие библиотеки, экскурсоводы и прочее и прочее. Они перегружают нейропционарий, генерируя запутанные взаимосвязи, подкоманды и раздутые до предела базы данных. Емкость человеческого мозга велика, но не безгранична, и даже подключение к черепу биоприставок не спасает — дополнительные мозги создают дополнительное место для записи данных, но никак не помогают разросшемуся нейропционарию, то есть БОСу — Большой Операционной Системе, прошиваемой в мозг каждого индивидуума в возрасте 15 лет.». Саркастический калейдоскоп кардинально изменившегося мира с живыми звездолетами и компьютерами, клонами, корпоративными богами, виртуальными вселенными, модифицированными осьминогами, полицейскими гнездами из стай-семей ороговевших фемокопов концептуально называется «Ризома», отсылая к одному из ключевых понятий философии постструктурализма и постмодернизма о нелинейной, как переплетенные корни структуре с отсутствующим централизующим принципом.