«КВ» продолжает серию публикаций, связанных с неправомерным и несоразмерным повышением нормативов на потребление коммунальных услуг для населения. Как и обещали, сегодня публикуем первый из имеющихся в нашем распоряжении документов РЭК Омской области. Это письмо № 13/РЭК, написанное на имя губернатора Омской области В.И. НАЗАРОВА в январе 2013 года, когда решения областного суда по ОДН еще не было. Оно лучше всяких комментариев раскрывает — как относятся областные чиновники к нам, омичам. Текст печатается с незначительными сокращениями исключительно для экономии газетной площади.
Уважаемый Виктор Иванович!
Настоящим сообщаем Вам информацию об изменении совокупной платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году.
Все тарифы на коммунальные услуги на 2013 год установлены в соответствии с нормами федерального законодательства в области государственного регулирования с учетом основных параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на текущий и плановый периоды, определенного Министерством экономического развития Российской Федерации, и в рамках предельных индексов роста тарифов для Омской области, утвержденных Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.
Одновременно информируем о том, что Региональной энергетической комиссией Омской области 15 августа 2012 года утверждены и с 1 сентября 2012 года в Омской области введены в действие новые нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газу и электрической энергии. В результате проведения работ по определению нормативов было выявлено, что органы местного самоуправления (ранее обладающие правом установления нормативов потребления) некорректно определяли величину нормативов потребления коммунальных услуг, что привело, с одной стороны, к росту самих нормативов, а с другой стороны, при неизменности тарифов, к росту величины платы граждан за коммунальные услуги в ряде муниципальных образований выше 15% величины. Кроме того, занижая размер нормативов, ранее действовавший на территории муниципальных образований, органы местного самоуправления, возможно, использовали данное действие в качестве одного из рычагов сдерживания роста тарифов на территории указанных муниципальных образований.
Проводимая на протяжении в период с сентября по декабрь 2012 года на территории Омской области работа по установке индивидуальных и
общедомовых приборов учета коммунальных услуг позволила в декабре 2012 года по сравнению с предыдущими месяцами значительно (более чем в 2 раза) снизить количество муниципальных образований, где рост платы граждан закоммунальные услуги превышает 15%.
Количество муниципальных образований с превышением платы граждан более 15% (из 392 муниципальных образований)
Удельный вес, %
октябрь ноябрь декабрь декабрь
В среднем по МО В максимальном
изменении размера платы граждан
В среднем по МО В максимальном
изменении размера платы граждан
В среднем по МО В максимальном
изменении размера платы граждан
В среднем по МО В максимальном
изменении размера платы граждан
18 98 4 46 2 44 0.5 11
Особенно хотелось бы обратить Ваше внимание на отсутствие с 1 января 2012 года какого-либо нормативного правового акта (федерального закона, указа (распоряжения) Президента Российской Федерации, постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации, акта, изданного федеральными органами государственной власти Российской Федерации, которым бы был определен предельный 15 процентный рост величины платы граждан за коммунальные услуги на территории Российской Федерации. Контролируемый федеральными органами государственной власти Российской Федерации 15 процентный уровень роста платежей основывался на поручении заместителя Председателя Правительства Российской Федерации КОЗАКА Д.Н. /выделено мною. – А.Л/
На 2013 год РЭК Омской области все тарифы на коммунальные услуги установлены на экономически обоснованном уровне с индексацией с 1 июля 2013 года.
При этом с 1 января 2013 года совокупный рост платы граждан, проживающих на территории 13 сельских муниципальных образований из 392, превышает 100% (список прилагается).
Основными причинами роста являются следующие обстоятельства:
— в предыдущие периоды регулирования в целях сдерживания темпов роста уровня платы граждан за коммунальные услуги предельными индексами тарифы на услуги, оказываемые для населения отдельными (прежде всего теплоснабжающими) организациями, устанавливались ниже экономически обоснованного уровня;
— тарифы на тепловую энергию по котельным бывших военных городков (котельные в поселке Степном, поселке Старая Московка, поселке Мелиораторов), переданных в безвозмездное пользование ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (филиал „Новосибирский“), установленные согласно поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. КОЗАКА от 20 сентября 2012 года № ДК-П9-5551. При этом установленная стоимость одной гигакалории тепловой энергии по отдельным котельным ограничена по:
котельной поселка Степного стоимостью гигакалории, установленной для Омского филиала ОАО «ТГК-11»;
котельной поселка Мелиораторов стоимостью гигакалории, установленой для МП «Тепловая компания» (близлежащие котельные, отапливающие дома в непосредственной близости от домов отапливаемых котельной ОАО «РЭУ»).
Стоимость гигакалории, установленная для котельной в поселке Старая Московка, в стоимостном выражении ниже стоимости гигакалории, установленной для Омского филиала ОАО «ТГК-11».
Рост тарифов по указанным котельным обусловлен тем, что значительная доля затрат по содержанию объектов коммунальной инфраструктуры теплоснабжения (котельных), находившихся в эксплуатации подразделений Министерства обороны Российской Федерации и переданных в пользование ОАО «РЭУ», ранее возмещалась за счет средств Минобороны России. В связи с чем при расчетах с населением применялись заниженные, экономически не обоснованные тарифы.
— Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 47, и СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» изменены требования к температуре горячей воды в местах водоразбора (температура горячей воды увеличена до 60°С), что также отразилось на уровне платежа гражданина.
С 1 июля 2013 года рост платы граждан за коммунальные услуги в среднем по Омской области к уровню декабря 2012 года составит порядка 112%.
Но при этом максимальный рост платы отдельных граждан за коммунальные услуги, проживающих на территории города Омска, составит 131,6% по причине установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию по котельным бывших военных городков (см. выше).
По сельским поселениям максимальный рост платы отдельных граждан за коммунальные услуги, проживающих на территории 4 муниципальных образований Омской области (Шипицинское сельское поселение Большереченского района, Москаленское сельское поселение Марьяновского района, Налимовское сельское поселение Называевского района, город Тара) превышает 145% по следующим причинам:
— в Шипицинском, Москаленском сельских поселениях и в городе Таре в предыдущие периоды регулирования в целях обеспечения 15 процентного роста уровня платы граждан за коммунальные услуги тарифы на услуги теплоснабжения для населения по отдельным организациям устанавливались ниже экономически обоснованного уровня.
В целях обеспечения доступности гражданам жилищно-коммунальных услуг в областном бюджете (через министерство труда и социальной защиты населения Омской области) предусмотрены субсидии из областного бюджета для предоставления социальной поддержки соответствующим категориям граждан с учетом региональных стандартов стоимости жилищно- коммунальных услуг и региональных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
При этом в случае полной реализации на территории Омской области положений, определенных Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», об оснащении приборами учета используемых населением коммунальных ресурсов (как общедомовой, так и поквартирный учет) уровень платежей населения существенно снизится.
Председатель К.В. МАРЧЕНКО
Комментарий председателя Омского регионального общества потребителей в сфере ЖКХ Александра ЛИХАЧЕВА
Во-первых, посмотрите, какая самоуверенность у Константина МАРЧЕНКО: в январе еще идет суд, а он во втором абзаце пишет, что все нормативы введены «в соответствии с законодательством».
Во-вторых, из текста следует, что и губернатор и РЭК прекрасно знали о том, что на самом деле рост совокупной платы за коммунальные услуги аж по 98 муниципальным образованиях (это 1/4 от всех имеющихся) составил более положенных максимально 15%, причем читатели должны понимать – это самые значительные по населению муниципальные образования.
В-третьих, верх цинизма выделенная мною фраза об отсутствии с 1 января 2012 года «какого-либо нормативного правового акта (федерального закона, указа (распоряжения) Президента Российской Федерации, постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации), которым бы был определен предельный 15 процентный рост величины платы граждан за коммунальные услуги на территории Российской Федерации». Из этого следует простая вещь: если этих граждан не ограничит президент или правительство, они, как в «Капитале» Маркса, посягнут и на 100% рост. Ни слова о соотношении этих тарифов и нормативов с ростом зарплат, пенсий и стипендий, ни слова о социальной защите малообеспеченных земляков.
Четвертое. В определенной части мы можем и посоперничать с Мурманском, который как эталон безобразий привел в пример президент РФ на совещании 25 февраля. Автор прямо пишет, что в 13 муниципальных образованиях на 1 января размер платы превышает прежний уровень на 100 и более процентов (правда, в Мурманске было до 200%, так что рекорд пока не наш – есть к чему стремиться, если раньше не прогонят).
Пятое. Вторая часть служебной записки Константина МАРЧЕНКО посвящена прогнозам на 2013 год. Он указывает, что «с 1 июля 2013 года рост платы граждан за коммунальные услуги в среднем по Омской области к уровню декабря 2012 года составит порядка 112%». Это просто в мои бюрократические мозги не укладывается, Президент, у которого ты состоишь на государственной службе, сказал, что рост не более 6%, а в Омской области чиновникам областного Правительства наплевать на вертикаль власти – хотят рост 12% и пишут. И реакции губернатора никакой – все нормально.
Шестое. Опубликованы и списки «смертников». В частности, как следует из письма РЭК, это бедные полузамерзшие жители военных городков, так как дотация Минобороны будет прекращена с передачей городков гражданским властям, а у тех «экономически обоснованные тарифы». В Омске повышение размера платы за коммунальные услуги до 131,6% (это, напомню, вместо президентских 6%), в Таре 145%.
В реакции губернатора Омской области НАЗАРОВА, ничего нового нет: в очередной раз самоустранившись, он начертал визу, что перепоручает работу по тарифам и нормативам своему первому заместителюЮрию ГАМБУРГУ, от которого мы и ждем решения.