Герой рассказа Тэффи клерк Николай Уткин выиграл в лотерею коня, но не смог прокормить его и умер, оставив записку «Лошадь меня съела». У современников Уткина эта история вызывала усмешку или сочувствие, но никому не пришло бы в голову утверждать, что причина драмы в том, что власти не обеспечили коневладельцу бесплатной конюшни или дешевого сена. Российский обыватель в те времена прекрасно понимал, что собственное непарнокопытное средство передвижения в городе – это привилегия немногих, способных платить за нее серьезные деньги. Если ты, разумеется, не водовоз.
Потом, правда, появился личный автомобиль, а вместе с ним идея, что он может стать универсальным и доступным каждому способом перемещения в городском пространстве. Мысль эта была хороша во всех отношениях. Кроме одного – внезапно оказалось, что как только каждый смог позволить себе купить машину, чтобы ездить на ней на работу, в магазин и театр, жизнь в городах стала невыносимой в еще большей степени, чем если бы все горожане купили себе по лошади.
Наши европейские соседи пришли к пониманию этой истины еще лет тридцать назад. Сегодня европеец, желающий использовать машину в городе как основной транспорт, должен принять как данность, что это будет стоить ему довольно дорого. Обеспечивает реализацию этого принципа такая несложная вещь, как платная парковка, а иногда и платный въезд в некоторые районы.
С недавних пор на эту же тему стали задумываться и в России. Но происходит это как-то странно. Например, отчего-то считается, что будет правильным вводить платные парковки постепенно, сначала на одной улице, потом на нескольких, но с непременным сохранением многочисленных социальных гарантий, а также предоставлением автолюбителям бесплатной альтернативы. Кроме того, во главу угла ставится аргумент, что это принесет в бюджет дополнительные доходы.
И первое, и второе дискредитирует идею платных парковок на корню. Доводы о том, что парковки нужны для наполнения бюджета, возмущают автовладельцев, которые из потенциальных союзников превращаются в главных противников нововведения. В действительности платные парковки нужны для многих вещей: чтобы управлять трафиком в центре, мотивировать горожан пересаживаться на общественный транспорт, а инвесторов — вкладываться в строительство многоярусных паркингов. И лишь в последнюю очередь для того, чтобы закрывать дыры в бюджете.
Что же касается постепенности пилотных проектов на главных улицах с сохранением бесплатных внутриквартальных, то на практике такой подход приводит лишь к тому, что парковки перемещаются в переулки и дворы. В результате мэрия наживает врагов еще и в лице местных жителей, при этом ни одна из вышеперечисленных целей не достигается.
Ну и последнее. Важно понимать, что везде, где платные парковки функционируют успешно, сам факт, что место для машины на улице стоит денег, вообще не является предметом общественной дискуссии. Современному европейскому Уткину, чрезвычайно требовательному к местной власти в отношении чистоты дворов, благоустройства и социальных программ, никогда не придет в голову мысль о том, что было бы неплохо сделать парковки бесплатными.
Просто потому что он знает — в таком случае автомобили съедят город.
Виталий ВОЛОДИН,
город Трир (ФРГ)