Все рубрики
В Омске суббота, 20 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,4409    € 99,5797

Мэр ДВОРАКОВСКИЙ пытается вывести газелистов «из сумрака»

22 мая 2013 12:47
0
2071

Очень непростую ситуацию в сфере частных пассажирских автоперевозок муниципальные чиновники и городские депутаты обсудили на минувшей неделе, 17 мая, на рабочем совещании, посвященном поискам новых источников для наполнения скудного городского бюджета. Для начала мэр ДВОРАКОВСКИЙ решил разобраться, почему владельцы маршрутных «газелей», даже получившие муниципальные маршруты по результатам городского конкурса, не платят налогов вообще. А некоторые из перевозчиков, по информации омских налоговиков, работают еще и нелегально, даже не зарегистрировавшись в качестве индивидуальных предпринимателей.

Чьи в Омске маршрутки?

Как пояснила участникам совещания начальник отдела налогообложения УФНС России по Омской области Людмила МЯКИШЕВА, государство в последние два года планомерно убирало все административные барьеры с пути предпринимателей, занимающихся пассажирскими автоперевозками. Лицензии стали выдавать бессрочные. Уже не нужно оформлять лицензионные карточки на каждый автомобиль. А проверки лицензионных требований разрешается проводить не чаще одного раза в три года. Государство надеялось, что участники рынка пассажирских перевозок легализуются и начнут добровольно платить налоги, но ожидаемого результата пока не наблюдается. Ситуация явно ухудшилась.

По информации налоговиков, в Омске на сегодняшний день более 200 предпринимателей, имеющих лицензию на перевозку пассажиров, из них лишь треть платит хоть какие-то налоги (в среднем — 50 тысяч рублей в год на одну машину). Остальные две трети лицензиатов, под лицензиями которых трудятся более 3 тысяч микроавтобусов, не платят вообще ничего. Как показала проверка налоговиков, на праве собственности за лицензиатами числится лишь пятая часть всех машин, работающих в режиме маршрутных такси (порядка тысячи).

Не балуют бюджет и фактические собственники микроавтобусов. Из владельцев, которым принадлежат более трех тысяч автомобилей, в налоговую обращались только 11 предпринимателей, владеющих 14 автомобилями. При этом некоторые владельцы используемых в пассажирских перевозках под чужими лицензиями автомобилей даже не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. В этом случае, как признаются налоговики, не всегда удается документально доказать, что конкретное физическое лицо, владеющее микроавтобусом, занимается предпринимательством и получает доходы.

Из многочисленных бесед с перевозчиками налоговики вынесли для себя много полезной информации. Теперь они знают, что сведения из Госавтонадзора о лицензиатах не отражают реальной ситуации на рынке частных пассажирских перевозок. Фактически лицензиаты — это зачастую лишь посредники между перевозчиками и контролирующими органами, которые дают владельцам машин официальную «крышу».

— По словам предпринимателей, каждая машина за короткий промежуток времени может сменить несколько лицензиатов, — рассказала муниципальным чиновникам Людмила МЯКИШЕВА. — Для того чтобы пролицензировать автомобиль, заключается договор, по которому лицензиат берет у собственника машину в аренду. С арендной платы по договору лицензиат НДФЛ не уплачивает, поскольку после получения лицензии договор аренды расторгается и заключается уже новый договор, по которому лицензиат оказывает собственникам транспортных средств услуги по организации предрейсового технического осмотра и предоставлению путевой документации. Оплата по договору в размере 2-4 тысяч рублей в месяц дает возможность собственникам автомобилей официально работать на маршруте с чужой лицензией.

Как рассказала Людмила МЯКИШЕВА, налоговики запрашивали информацию в областной ГИББД о дорожно-транспортных происшествия с участием маршруток. И выяснили, что маршрутки возили пассажиров, попадали в ДТП, но при этом их владельцы, в том числе победившие в городском конкурсе, предоставляли в налоговые органы нулевую отчетность.

«Неправильный» тариф

За частных перевозчиков попытался вступиться директор городского департамента транспорта Олег ОСИНСКИЙ, для которого, судя по всему, не было неожиданностью, что омский рынок пассажирских перевозок работает полулегально. По словам главного омского транспортника, частные перевозчики партизанят не оттого, что не хотят делиться деньгами с городским бюджетом, а от безысходности. Иначе бы, мол, они не получили никакой прибыли. В большинстве случаев, как говорит Олег ОСИНСКИЙ, предприниматели «просто считают деньги и реально оценивают результат свой деятельности».

Департамент транспорта, как пояснил Олег ОСИНСКИЙ, не располагает достоверной информацией о реальных доходах и расходах омских перевозчиков, но, имея опыт работы на рынке пассажирских перевозок, может сделать предположение, что результаты коммерческой деятельности перевозчиков в настоящее время весьма плачевные, поэтому они и занимаются так называемой налоговой оптимизацией деятельности, не выплачивая налоги и не оформляя трудовые договоры с водителями.

Тотальным снижением налоговой нагрузки, по мнению Олега ОСИНСКОГО, перевозчики вынуждены заниматься из-за нерыночных тарифов, которые им утверждает РЭК Омской области. В 2012 году расчетная себестоимость перевозки одного пассажиры в омской маршрутке составляла в среднем 12,74 рубля, а пассажиры платили за проезд всего 13 рублей. В 2013 году при тарифе 18 рублей расчетная себестоимость перевозки пассажира составляет 14,1 рубля. Но в расчеты, которые выполнялись в РЭК, уже заранее, мол, закладывались «неправильные» показатели, то есть без учета налогов.

— Режим работы с одним водителем — 10 часов, коэффициент использования парка — 0,8, коэффициент сменяемости пассажиров — 1,5, расходы на ГСМ — 31%, фонд оплаты труда — 51%, а отчисления с фонда оплаты труда — 0,05%. То есть какие условия мы создали, такие налоги и получали, — отметил Олег ОСИНСКИЙ. — Естественно, новый подвижной состав не приобретался, заработная плата платилась неофициально, а отчислений никаких не производилось.

По мнению главного омского транспортника, чтобы частные перевозчики могли платить «белую» заработную плату водителям, перечислять в полном объеме налоги в бюджет и вовремя обновлять подвижной состав, тариф в омских маршрутках должен быть сегодня на уровне 22 рублей. А контролировать выход машин на маршрут поможет ГЛОНАСС. С победителями городского конкурса, по словам Олега ОСИНСКОГО, уже заключены договоры, что в течение трех месяцев они начнут передавать навигационную информацию с каждой своей маршрутки в городскую диспетчерскую службу.

Вот и поговорили!

— Складывается впечатление, что перевозчики сегодня ездят по пустыне, — прокомментировал прозвучавшие цифры мэр Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ. — Они собирают деньги с граждан, используя городскую инфраструктуру, а отдачи никакой для города нет. В строительной сфере, если не ошибаюсь, на одного работающего освоение составляет 1-1,5 млн рублей в год. У перевозчиков — 31 тысяча рублей. Перекос очевиден. И мы имеем, я считаю, моральное право спросить с перевозчиков, почему так.

Но приглашенные на совещание перевозчики как-то стушевались и не захотели вступать в диалог с главой города. Откликнулся только экс-кандидат на должность президента Омского областного союза предпринимателей Николай АРТЕМЬЕВ, который публично всегда отрицал, что связан с транспортным бизнесом.

— А есть информация по оплате налогов муниципальными автотранспортным предприятиями? — с намеком поинтересовался молодой предприниматель. — Они ведь такие же хозяйствующие субъекты на этом рынке и одни из крупнейших перевозчиков. Не совсем логично получается. Трудности у всех предприятий, которые занимаются пассажирскими перевозками, а мы говорим только о частных перевозчиках.

Но налоговики тоже не растерялись и напомнили Николаю АРТЕМЬЕМУ, что муниципалов и частников сравнивать бессмысленно. Часть городских ПАТП действительно задерживают перечисление налогов, но каждое из них платит НДФЛ в тысячи раз больший, чем все частники, вместе взятые, к тому же муниципалы ничего не скрывают. Все налоги они начисляют в полном объеме и погашают долги перед бюджетом полностью. Частные перевозчики же укрывают свои доходы. Хотя, мол, государство дает им возможность работать на «упрощенке» или приобрести патент.

— Надо 22 рубля, давайте подумаем, как защитить этот тариф в РЭК, — вклинился в спор депутат горсовета Виталий ПУТИНЦЕВ. — В Новосибирске в муниципальном транспорте тариф 18 рублей, а в частных «газелях» — 40 рублей. Но налоги-то нужно платить в любом случае.

— Мы приглашаем предпринимателей к разговору, который должен привести к сбалансированной политике в автоперевозках, — добавил мэр. — Если предприниматели считают, что мы их переводим в разряд оппонентов, то это не так. На территории города все должны двигаться в одном направлении. Проблемы возникли — нужно реагировать. И не уходить от разговора. Доходы перевозчиков при уходе от уплаты налогов — высокие. Но это временное явление. Нужно думать и о завтрашнем дне.

Еще более конкретен был председатель финансово-бюджетного комитета горсовета Юрий ФЕДОТОВ.

— Мне вообще удивительно, что налоговая только сегодня озвучила столь глубокий аналитический материал. Если бы мы знали об этом при подготовке нормативных документов при проведении конкурсов, я вас уверяю, точно бы предложил включить туда пункт, чтобы факт работы на маршруте брать из отчетности в налоговой инспекции, — возмутился Юрий ФЕДОТОВ. — Отчитался предприниматель за транспортное средство — все нормально. Не отчитался — не исполняет договор, маршрута лишается, и он снова идет на торги. При следующих изменениях нормативной базы я обязательно предложу такой вариант. Потому что это безобразие. Вы сейчас не просто рассуждаете, что денег мало, а еще и не декларируете доходы. И заработная плата у вас вся идет «вчерную». У меня вообще будет самое простое предложение: в следующий раз пусть РЭК учтет только фактические расходы перевозчиков. Я думаю, они у них окажутся невысокими, и РЭК утвердит тариф на уровне 4-5 рублей. Население города, думаю, останется довольно такой социальной поддержкой. А перевозчики задумаются: «белую» платить зарплату водителям или «черную».

И только депутат Василий МАМОНТОВ вспомнил, что уклонение от уплаты налогов — это не предмет для дискуссий, а уголовное преступление. И очень странно, по его мнению, что муниципальные власти не обращаются в прокуратуру, а уговаривают перевозчиков жить дружно. Такими вопросами, как уклонение налогов, должны, мол, заниматься прокуроры. Но Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ сделал вид, что не услышал реплики Василия МАМОНТОВА,и завершил совещание мирным заявлением: создадим рабочую группу и во всем разберемся.




 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.