На днях десятилетний племянник торжественно и категорично сообщил мне, что, когда вырастет, станет журналистом. На столь серьезное решение его подвигло посещение офиса региональной телерадиокомпании SWR. Вместе с одноклассниками племянник получил возможность заглянуть за кулисы телевизионной жизни и остался в полнейшем восторге. Ему дали покрутить ручки, понажимать на кнопки, показали, как работает телесуфлер, и вдобавок будущий репортер влюбился в длинноногую ведущую прогноза погоды. Все радости жизни сразу. Одна досада, что времени на изучение секретов профессии было совсем немного – очереди ждали другие группы желающих.
Такие дни открытых дверей традиционны для немецких медиа. При этом большая часть посетителей ¬– это не школьники и студенты, а люди взрослые и с профессией давно определившиеся. Заглянуть в студию и увидеть, как создаются вечерние новости, приходят врачи, автомеханики, пожарные и продавцы галантерейных магазинов. Только программа экскурсий для них немного другая, чем у учеников начальной школы. В первую очередь бюргерам рассказывают вещи сугубо практические. А именно то, как журналисты тратят их, бюргеров, кровные деньги.¬
216 евро в год – такова цена общественного ТВ для каждой немецкой семьи. Раньше эти деньги собирались из расчета количества телевизоров в домах, но технический прогресс в лице широкополосного доступа в Интернет, смартфонов и домашних wi-fi сетей сделали такую систему совершенно бессмысленной. Поэтому с этого года ее упростили – теперь стандартный сбор взымается с каждой квартиры или дома вне зависимости, есть ли в ней хотя бы древний транзисторный приемник.
Было бы неправдой сказать, что такое положение дел нравится всем. Немцы критикуют свое телевидение не меньше, а, быть может, даже больше, чем мы. Причем полюсом недовольства является как раз вышеуказанный принудительный сбор, воспринимаемый очень многими как дополнительный налог. И можно не сомневаться, что если бы был хоть малейший законный способ не платить за голубой экран, им бы моментально воспользовалась половина страны.
Тем не менее результатом столь непопулярной меры является наличие в Германии двух общественных телеканалов и одной радиостанции, финансово независимых от кого бы то ни было, кроме своей публики. На деньги зрителей создаются шоу, сериалы, закупаются права на спортивные трансляции. Но главное – выходят в свет новости и аналитические программы, свободные от влияния государства, партий и корпораций.
Обратная сторона этого – необходимость для медиа быть максимально прозрачными перед зрителями-спонсорами. Не только в плане публичной отчетности за каждый потраченный цент, но и в стремлении показывать свою эффективность и полезность для простых граждан любыми доступными способами. Включая и те самые дни открытых дверей, на которых регулярно откручиваются важные ручки, нажимаются не те кнопки, запинается телесуфлер и разбиваются сердца длинноногих ведущих прогноза погоды.
Вопрос лишь в том, может ли считаться по-настоящему общественным телевидение, которое обходится без этих жертв?