В ближайшее время региональное правительство будет рассматривать вопрос о принятии поправок в областную программу по переселению граждан из аварийного жилья. Администрация города Омска нашла в городском бюджете дополнительные деньги и предложила увеличить сумму финансирования программы почти на 400 млн рублей. О том, откуда взялись дополнительные деньги, почему изменились планы городской администрации и какие проблемы, связанные со старением жилого фонда, город сможет решить в ближайшие пару лет, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с директором городского департамента жилищной политики Светланой ШЕНФЕЛЬД.
— Светлана Аркадьевна, сколько тратится непосредственно из городского бюджета на расселение людей из аварийного жилья?
— Порядок расселения аварийных домов и его финансирование определены федеральным законодательством. Деньги на это поступают из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, есть областные деньги, но есть и городская доля софинансирования. Кроме того, напомню, все метры, которые люди получают сверх положенной им нормы при расселении, тоже являются обязательствами местного бюджета. И получается, что доля софинансирования городского бюджета вроде бы невелика — всего 4%, но поскольку мы расселяем, как правило, бараки и дома, которые строились очень давно, где площади квартир небольшие, то превышение площадей при расселении — обычное дело. Разница достигае, порой 50%. И всю эту разницу оплачивает городской бюджет.
— Сколько омичей должны получить новые квартиры по программе расселения аварийного жилья в 2013 году и сколько домов вы уже расселили?
— Первоначально в рамках программы, утвержденной постановлением правительства Омской области № 140-п, в 2013 году подлежали расселению 2060 человек, которые проживают в квартирах 90 аварийных домах. В планах на 2014 год — 3330 человек из 154 домов. На 2015 год — 2500 человек из 125 домов. Но теперь, в связи с изменениями в федеральном законодательстве, эта программа будет корректироваться, то есть срок для расселения этих 369 домов, которые вошли в программу, будет продлен до сентября 2017 года. А деньги, выделенные на 2013 год, мы должны освоить до конца 2014 года.
— Не совсем понятно. А почему в 2013 году выделенные деньги не осваивались?
— Муниципальное образование город Омск по ряду причин не выполнило на 100% условие по установке общедомовых приборов учета, поэтому, в соответствии с требованиями федерального законодательства, мы имели право в 2013 году расселять граждан из аварийного жилья только в малоэтажное жилье. А где взять такое количество застройщиков, которые могли бы продать городу 728 квартир в малоэтажных домах, причем квартир экономического класса, да еще и с отделкой? В таких больших объемах малоэтажного строительства в Омске никто никогда не вел. И застройщиков можно понять, поскольку в городе дорогая земля. С точки зрения бизнеса эффективнее построить на 100 квадратных метрах шестнадцатиэтажную свечку, чем трехэтажный дом. Мы, как и положено, провели аукционы по размещению заказов на приобретение жилых помещений у застройщиков посредством участия в долевом строительстве малоэтажных многоквартирных жилых домов. Заявки размещали по стоимости квадратного метра, установленной Минрегионом России, то есть по 29,4 тысячи рублей. И все эти аукционы были признаны несостоявшимися. Ни одной заявки от застройщиков на участие в аукционах не поступило. Да мы и сами видим, что в этом году ввода в эксплуатацию малоэтажного жилья в Омске нет.
— То есть нет продавцов? И что же делать?
— Нужно внести изменения в программу и увеличить цену, по которой город сможет приобретать жилье в малоэтажных домах, хотя бы до 34 тысяч рублей за квадратный метр. Но нам, естественно, нужно предусмотреть дополнительное финансирование, чтобы покрыть разницу между новой ценой и той ценой, которая установлена Минрегионом России. Эта разница вместе с обязательной долей софинасирования составляет 399 млн рублей. На эту сумму мы и попросили региональное правительство изменить финансирование программы. Как только изменения утвердят, мы сразу начнем проводить аукционы с новой ценой.
— А в 2014 году?
— В 2014 году планируется, что департамент строительства начнет сам строить жилье, и тем самым мы удешевим стоимость квадратного метра.
— Насколько я понимаю, в утвержденную программу попали дома, которые были признаны аварийными до 1 января 2012 года. А дома, которые признаны аварийными уже после этой даты, находятся сегодня в более лучшем техническом состоянии?
— Нет, это не совсем так. Просто жильцы этих домов позже организовались, позже получили заключение, позже обратились в комиссию. Я вполне допускаю, что это дома, которые не вошли в программу, даже в худшем состоянии, чем те, которые были признаны аварийными раньше. Здесь разделение идет не по техническому состоянию, а по формальным признакам: — успели или не успели оформить все необходимые документы до 1 января 2012 года. А на тех, кто не успел, закон пока запрещает нам расходовать средства из федерального бюджета. Но мы надеемся, что в Федеральный закон № 185-ФЗ будут внесены изменения на этот счет и эти дома тоже можно будет включить в программу. Вы же сами видите, программа сначала была рассчитана до 2015 года, а теперь продлена до 2017 года. Недавним Постановлением Правительства РФ «Об имущественном взносе Российской Федерации в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» увеличен объем федерального финансирования для расселения аварийного жилья. Но увеличен, естественно, для всей России. Какая часть этих средств попадет в Омскую область, а потом конкретно в Омск — мы пока не знаем. Это будет зависеть от того, какие заявки мы направим, как эти заявки обоснуем, и от того, насколько успешно мы реализовали предыдущие программы.
— А в Омске успешно реализовывались предыдущие программы?
— Да, успешно. В 2012 году мы приобрели квартиры в двух больших многоквартирных жилых домах, которые построил ДСК «Стройбетон» на 3-м Разъезде и в поселке Амурском, и переселили жителей 27 аварийных домов.
— Аварийным признается только весь дом или есть варианты, когда аварийной может быть одна муниципальная квартира?
— Нет, аварийным может быть признан только весь дом целиком. И все, кто проживает в аварийном доме, подлежат расселению.
— Одно время много шума было вокруг домов-памятников, которые были признаны аварийными. Сколько таких домов?
— Таких домов на сегодняшний день тринадцать. Один дом в Старом Кировске, а все остальные — на территории ЦАО. Все они также подлежат расселению. Единственное отличие для нас в том, что обычные дома мы обязаны снести, поскольку они представляют собой опасность, а дома-памятники мы сносить не имеем права. Мы должны их реконструировать за счет бюджета.
— Самое главное, что будет с ними после реконструкции...
— Вопрос для нас актуален, поскольку мы сейчас расселяем полностью дом-памятник, который расположен на улице Красных Зорь, и еще несколько домов-памятников попадают в программу расселения 2014 года. Вообще есть два противоположных варианта. Либо муниципалитет тратит бюджетные деньги на восстановление и реставрацию, а после размещает в домах-памятниках бюджетные учреждения, либо, если денег в бюджете не будет, департамент имущественных отношений разработает вариант их продажи с обременением.
— Все люди, которые живут в домах-пямятниках и в аварийных домах вообще, соглашаются переезжать без возражений? Не секрет, что аварийные дома нередко находятся в центральной части города, а расселение происходит на окраины...
— Не все и не всегда. Есть у нас прецеденты, к сожалению, когда собственники жилья не соглашаются переезжать туда, куда мы им предлагаем. Но сегодня закон дает нам четкий ответ на вопрос, что делать в такой ситуации. Собственник, согласно нормам Жилищного кодекса РФ, выселяется с предоставлением выкупной цены. Вопрос только в размере выкупной цены. Вокруг нее, как правило, и идут споры в судах. Гражданин хочет, условно говоря, получить за свое недвижимое имущество 3 млн рублей, а мы оцениваем его имущество в миллион рублей. Суд назначал в таких случаях независимую оценку, оценщики определяли сумму, которая находилась где-то посередине, мы перечисляли деньги, а судебные приставы, исполняя судебное решение, выселяли гражданина. В общем, способ есть. Другое дело, что он длительный и всегда связан с эмоциями. Кстати говоря, судебные решения выносятся,зачастую и в пользу граждан. Судьи, невзирая на нормы Жилищного кодекса, принимали решение, что муниципалитет, предоставляя жилье, должен был учитывать не только площадь квартиры, из которой гражданин выезжает, но и количество комнат. В бараках, как вы понимаете, встречаются трехкомнатные квартиры площадью и 30 кв. метров, а трехкомнатная квартира в новостройке — это как минимум 60-70 кв. метров.
— Какова динамика прироста аварийных домов? Насколько сильно увеличивается их количество за последние годы?
— Увеличивается, конечно, но не стремительно. Основная масса, 300 из 411 аварийных домов, были признаны аварийными еще в 2007 году, когда принимался Федеральный закон № 185-ФЗ, который предусматривал федеральное финансирование на расселение жителей из аварийного жилого фонда.
Аварийные дома тоже бывают разные. Есть такие, на которые страшно смотреть. Достоят ли они до того дня, когда всех людей расселите?
— Наша задача — сделать все, чтобы аварийные дома достояли до расселения и сноса. Именно с этой целью на будущий год в бюджете города заложены отдельной строкой 4 млн рублей, предназначенных на текущие ремонты и подготовку аварийных домов к отопительному сезону. Я понимаю, что сумма небольшая, на все дома ее не хватит, поэтому в ближайшее время совместно с департаментом городского хозяйства и округами мы осмотрим все аварийные дома и определимся, где эти деньги будут нужнее.
— А среди аварийных домов есть так называемые хрущевки — дома пресловутой 335-й серии с неполным каркасом?
— На моей памяти дома 335-й серии еще ни разу не признавались аварийными. Они еще достаточно крепкие, если усилить их конструкцию, то их можно будет эксплуатировать еще несколько десятилетий. Такие решения по усилению конструкции есть, они применялись и в Омске, и в других регионах, и мы не допустим, конечно, чтобы хрущевки стали опасными для проживания. Безопасность для нас превыше всего.
— Какие в Омске есть еще программы, кроме расселения из аварийного жилья, благодаря которым можно получить квартиру или жилищный сертификат?
— Департамент жилищной политики реализует на территории города Омска все федеральные, областные и долгосрочные целевые программы по предоставлению гражданам за счет средств соответствующих бюджетов мер государственной и социальной поддержки в приобретении жилья, каждая из которых действует для определенных категорий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма. К таким категориям относятся состоящие на учете молодые семьи в возрасте до 35 лет и имеющие достаточные доходы, позволяющие получить кредит; молодые специалисты, работающие в муниципальных бюджетных организациях города Омска, отработавшие в организациях не менее 3 лет и состоящие на учете не менее 2 лет; вынужденные переселенцы; ветераны боевых действий, инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет до 1 января 2005 года; ветераны Великой Отечественной войны; граждане, подвергшиеся радиационному воздействию; граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и вставшие на учет до 1 января 2005 и имеющие стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.
— В начале этого года перед зданием мэрии люди ночами дежурили, чтобы только в очередь попасть. А как только увеличили срок бесплатной приватизации до 1 марта 2015 года, все эти толпы желающих приватизировать свои квартиры сразу куда-то исчезли...
— Я этому уже и не удивляюсь. Мы две волны ажиотажа пережили, первую — в 2007 году, вторую — в начале 2013 года. По моим ощущениям, вся эта ситуация была создана искусственно. И списки, и ночные дежурства, о которых вы вспоминали, это все риэлторы и придумали. Мы делали все, что могли, добросовестно работали в две смены, до 12 ночи, разъясняли и объясняли, старались помочь, входили в положение, но ажиотаж все равно был, и входили мы в положение, как потом выяснилось, не людей, а риэлторов. Теперь мы уже учтем этот опыт. Весь следующий год будем размещать на квитанциях информацию о том, что срок приватизации заканчивается 1 марта 2015 года, будем разъяснять людям их права.
— Сколько осталось в Омске неприватизированных квартир?
— Инвентаризация муниципального жилищного фонда еще не завершена, поэтому существует некоторое расхождение в цифрах. По данным Росстата, неприватизированного жилья в Омске осталось порядка 8%. А если судить по данным реестра муниципального имущества, который ведется департаментом имущественных отношений, неприватизированных квартир вдвое меньше — порядка 4%. Но для нас не столь важно, сколько их осталось. Мы будем принимать документы до последнего дня, чтобы все, у кого есть право на приватизацию и кто действительно хочет приватизировать свое жилье, успели это сделать.