На заседании правления РЭК Омской области, которое состоялось 19 декабря, утверждены новые тарифы на проезд в городском пассажирском транспорте, которые начнут действовать с 1 января. Минимальный тариф за разовую поездку установлен, как и ожидалось, для муниципального ПП № 7 – 19,07 рубля. Для ОАО «ПАТП-2» (на 100% муниципального) тариф утвержден на уровне 19,28 рубля. На минувшей неделе, когда информация о повышении тарифов уже была известна, обозреватель «КВ» встретился с руководителем ПАТП-2 и побеседовал о доходах и расходах, а также о том, как будет работать пассажирский транспорт в 2014 году.
— Николай Николаевич, помнится, когда создавалось ПАТП-2, вы приобретали 207 автобусов. Сколько автобусов у вас сейчас? Какое количество работников на вашем предприятии?
— Подвижной состав был 207 единиц, вы правы, потом мы часть ПАЗов продали, а в прошлом году взяли в лизинг 20 новых ЛиАЗов, и сегодня у нас 205 машин. В объеме муниципальных пассажирских перевозок наша доля — 20%. Подвижной состав, если брать в целом, уже устарел. Основная часть машин выпущена в 2005 году и самортизирована на 100%. Плановая численность работников — 1059 человек. Фактическая — 844 человека. Коэффициент укомплектованности по водителям и кондукторам — около 2. А должно быть около 2,5. То есть сегодня нам 40 — 50 водителей не хватает, и такая же ситуация с кондукторами. По ремонтному и вспомогательному персоналу укомплектованность нормальная.
— Вы сказали: подвижной состав устарел. 8 лет — это уже старость?
— Это очень много в таких условиях, в которых наши машины эксплуатировались. Средний пробег составляет 800 тысяч километров. У некоторых он больше 1 млн километров. Плюс постоянные динамические нагрузки — остановился, тронулся. И при этом, хочу отметить, мы ни разу не сорвали муниципальный заказ по объему пассажирских перевозок. Все машины у нас выходят на линию вовремя. И сходов с линии — минимум. Их практически нет. А те, которые есть, происходят с заменой. И работа техпомощи у нас отлажена. Техпомощь выезжает и устраняет многие проблемы буквально на ходу.
— Как формируются доходы омских пассажирских автопредприятий?
— Порядка 60% дохода мы получаем от продажи билетов на линии и от продажи проездных. Остальное — это оплата за перевозку льготников, которая поступает из областного и муниципального бюджетов, и компенсация тарифной разницы. В 2013 году, напомню, тариф был утвержден РЭК Омской области на уровне 18,01 рубля, а тариф для пассажиров — 16 рублей. Разницу в 2,01 рубля нам компенсировал бюджет города.
— Рентабельность пассажирских перевозок всегда вызывает массу вопросов. ПАТП-2 работает рентабельно?
— В целом мы работаем рентабельно, хотя есть маршруты и убыточные. Их порядка 30%. В частности, пригородные. И хотя РЭК нам в тариф прибыль не закладывает вообще, и даже амортизацию исключает, тем не менее в прошлом году прибыль у нас была, и в этом году, я думаю, мы тоже отработаем в плюс. Прибыль у нас планируется в пределах 15-20 млн рублей. У нас, в отличие от других пассажирских автопредприятий, есть еще доходы от прочей деятельности. Есть торговый дом, который запасными частями и шинами торгует.
— Какие основные затратные статьи у ПАТП-2?
— Топливо, заработная плата и налоги. Все вместе — это более 80% в тарифе. Заработная плата — 35,6% в тарифе. Налоги — 11,2%. Если зарплату увеличиваем на 1 рубль, сразу приходится добавлять 60 копеек на налоги. Ежемесячно мы перечисляем в бюджет по 15 млн рублей. Но все же если бы топливо так стремительно не росло в цене, было бы намного легче. Топливная составляющая в тарифе — более 30%.
— Экономно расходуете топливо?
— Каждый литр считаем. У нас установлены системы учета расхода топлива «Автоскан», которые нам за первый год сэкономили топлива на 10 млн рублей. Правда, сэкономленную сумму РЭК сразу в тарифе срезал. И вот я теперь сам себе задаю вопрос: экономить или не экономить? Системы расхода топлива тоже денег стоят.
— Недокомплект водителей и кондукторов — это оттого, что условия работы тяжелые или зарплата низкая?
— Средняя зарплата наших водителей — в пределах 32 тысяч рублей. У кондукторов — порядка 16 тысяч. Я считаю, что этого мало. Нужно платить больше. Водителям — 35-40 тысяч рублей, как минимум. Средний возраст водительского состава — 51 год. Примерно такой же средний возраст у кондукторов. Когда они уйдут на пенсию по возрасту, я не уверен, что мы сможем найти им полноценную замену. Мы молодых водителей и обучаем за свой счет, и контракты с ними заключаем, чтобы они оставались работать после окончания обучения, но результат получаем не очень, прямо скажем, хороший. Из десяти водителей, которых мы обучили, остаются только два-три.
Хотя, если говорить об условиях работы, мы стараемся их создавать. В том числе для вахтовиков из сельской местности, которые приезжают в Омск на 5-7 дней. Для них есть комнаты межсменного отдыха, хорошая столовая, которая закрывается в час ночи, а открывается в четыре утра, спортзал. Но движение на улицах сами видите какое. А представьте, что ежедневно видит водитель, который по 12 часов работает, и большей частью в пробках. Я много раз уже говорил и еще раз повторюсь: для общественного транспорта нужна выделенная полоса, хотя бы в час пик. Тогда бы и автобусы ходили регулярней, и водителей найти было бы намного легче, чем сегодня.
— Много было в этом году аварий по вине водителей ПАТП-2?
— Аварии были, конечно, но все не по нашей вине. Мастерство своих водителей мы повышаем постоянно. Два раза в год проверяем теоретические знания, а практические навыки повышаем постоянно. И добровольно, и принудительно. У нас все действия водителя фиксируются видеорегистраторами. Диспетчер видит и скоростные режимы. И как только водитель совершил нарушение ПДД — сразу отправляем его на автодром повышать квалификацию. У нас есть свой автодром на территории предприятия.
— «Газели» вашим автобусам сильно мешают?
— На мой взгляд, пассажирский транспорт нужен всякий — и малой вместимости, и средней вместимости, и большой, и особо большой. Пассажиропоток на каждом направлении — он разный. И конкуренция должна быть, возражений нет. Но конкуренция честная. И правила игры должны быть. Причем должны быть едиными для всех. Сейчас, к сожалению, газелисты правила игры соблюдают только на словах. А на деле стараются собрать «сливки». Отсюда и хаотичное движение, и пробки, и так далее. Надо садиться, я думаю, и организовывать движение так, чтобы участники рынка не мешали друг другу, а работали все вместе на благо пассажиров. Тогда и доходная часть у всех будет выше, и легче всем будет по дорогам ездить, и дышать будем легче. Не секрет, что сегодня основным загрязнителем в нашем городе является уже не промышленность, а автотранспорт.
— Судя по тексту приказа РЭК, вам утвердили тариф в размере 19,28 рубля. А сколько получался тариф по вашим расчетам?
— Мы нашим расчетам, с учетом расходов на обновление подвижного состава, тариф на одну поездку должен быть 22,95 рубля. Разница, согласитесь, существенная — 3,67 рубля на одну поездку. В целом мы недосчитались более 90 млн рублей.
— Какие затраты РЭК вычеркнула?
— Сразу вычеркнули 54 млн рублей, которые мы закладывали на приобретение в лизинг подвижного состава. Фонд оплаты в размере 186,5 млн рублей нам оставили, но почему-то уменьшили резерв отпусков на 3 млн рублей. Непонятно почему сократили деньги на строительно-ремонтные работы. Убрали, например, 27 млн рублей, которые мы закладывали на восстановление вентиляции в производственных помещениях. Эти работы крайне необходимы, у нас на этот счет есть предписание Роспотребнадзора. И сумму мы закладывали не абстрактную, а ту, которая в смете.
— Вы ведь не в первый раз спорите с РЭК. Удавалось вам хоть раз что-то доказать?
— Удавалось, но в суде. Мы уже дважды выиграли иски к РЭК. И по 2011 году, и по 2012 году судились. Честно говоря, я не знаю, почему у нас всегда и во всем виноваты транспортники. Мы готовы возить пассажиров и бесплатно. Но нам никто бесплатно не даст топливо.
— У всех городских ПАТП себестоимость одной поездки пассажира разная. У ПАТП-2 этот показатель один из самых низких. Это за счет того, что у вас акционерное общество?
— За счет того, что мы единственное ПАТП, которое выполняет объем муниципального заказа на 100%. Это раз. За счет того, что себестоимость одной гигакалории тепла на нашей котельной самая низкая. Это два. И такие примеры я могу перечислять долго на самом деле. А форма собственности большой роли не играет.
— Если не ошибаюсь, это на ваших автобусах изначально появилась надпись «Экипаж высокой культуры обслуживания»? Помогает такой нематериальный стимул?
— На самом деле помогает. И водителя дисциплинирует, и кондуктор себе уже не позволяет ничего лишнего. Хотя с пассажирами сегодня очень сложно работать. Народ нервный. А у наших кондукторов средний возраст — свыше 50 лет. И далеко не все выдерживают такое ежедневное напряжение.
— Не опасаетесь, что ваши автобусы, которые почти все 2005 года выпуска, начнут почти одновременно выходить из строя?
— Для того чтобы этого не произошло, нам нужно ежегодно обновлять подвижной состав. Хотя бы по 15-20% в год. В 2014 году мы планировали приобрести 30 единиц. Но РЭК исключила, как я уже говорил, 54 млн рублей из тарифа. Без этих денег нам покупку новых машин не осилить никак. Кстати говоря, вместе с деньгами на обновление подвижного состава нам вычеркнули часть денег на текущий и капитальный ремонт машин. Мы заявляли 18 млн рублей, а нам оставили 16 млн рублей. Я бы мог понять сокращение заявленного общего объема ремонтных денег, если бы нам дали возможность приобрести новые машины, на которые в первые годы затраты меньше.
— А долг за первые 207 автобусов, приобретенных по лизингу, вы уже выплатили?
— Конечно. Все машины были выкуплены на 100%, никому мы ничего не должны. И 20 новых машин приобрели на очень хороших, я считаю, условиях. Лизинг — это вообще самая удобная система приобретения подвижного состава. Кредит мы можем взять под 16% годовых минимум. А когда в лизинг берем машины, то удорожание получается максимум на 10%. И процесс выгоден всем. Производители больше продают своих машин, мы обновляем подвижной состав.
— У транспортников во всех городах сейчас одинаковые проблемы?
— Нет, подхода единого нет. Каждый муниципалитет работает, как может. У кого-то только частный транспорт, у кого-то есть маршруты вообще бесплатные. Вот в Новосибирске появился хороший опыт — электронная карта пассажира. Если бы у нас такие внедрили, было бы легче транспортникам работать.
— Вы жесткий руководитель?
— Я требовательный. Но при этом считаю, что не имею морального права требовать с людей до тех пор, пока не сделал все, что зависит от меня. И первое, что я должен сделать, обеспечить всех нормальным рабочим местом. Я такой же работник предприятия, как и слесарь. Только он свою работу выполняет, я свою. Я не закрываюсь в кабинете. Я каждый день начинаю с обхода предприятия. Ко мне можно обратиться с любым вопросом и предложением. Хоть лично, хоть письменно. На территории предприятия всюду есть ящички, куда можно опустить послание ко мне. Все эти послания вынимает только мой секретарь, и они сразу попадают ко мне на стол.
— И срабатывает такая обратная связь? Вам пишут?
— Еще как пишут. И в основном очень дельные вещи пишут.