Все рубрики
В Омске пятница, 23 Февраля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,7519    € 100,4425

Омское метро может повторить печальную судьбу красноярского

13 ноября 2013 13:18
4
8150

Летом 2013 года все тоннели и станции красноярского метрополитена, которые строились понемногу с 1994 года, были законсервированы на неопределенный срок

 

В мае 2013 года муниципалитет Красноярска объявил торги на производство работ по консервации объектов метрополитена. Проект, который должен был снять огромную нагрузку на транспортные артерии краевого центра, дотянувшегося до статуса миллионника, по сути, отправлен в архив. И уже, похоже, окончательно. К идее строительства подземки местные власти планируют вернуться в лучшем случае в 2020 году. В худшем — никогда. Как считают краевые власти, для Красноярска сейчас более актуален другой проект — четвертый мост через Енисей, и они планируют добиться одобрения этого проекта со стороны федерального центра.

 

Обменяем метро на мост

 

История незадачливого красноярского метро сильно напоминает историю метрополитена омского. В генеральный план Красноярска линии метро были внесены также в начале 70-х годов. В 1983 году Политбюро ЦК КПСС сделало исключение и разрешило строить метро в городе, который на тот момент только готовился к получению статуса миллионника (по иронии судьбы миллионный житель появился в Красноярске только в 2013 году). В 1984 году московский институт "Гипрокоммунтранс" разработал комплексную транспортную схему города. Тогда же началась разработка технико-экономического обоснования метро, его утверждение в Госплане СССР и непосредственное проектирование институтом "Харьковметропроект". Но в 1989 году, еще во времена СССР, все работы по красноярскому метро были свернуты, а возобновлены только в 1993 году усилиями губернатора Валерия ЗУБОВА. 

 

Первая очередь первой линии красноярского метрополитена предусматривала ввод в эксплуатацию пяти станций глубокого заложения: «Высотной», «Вокзальной», «Копыловской» (ныне «Улица Копылова»), «Площади Революции», «Проспекта Мира», перегонных тоннелей между ними, технического корпуса, а также электродепо. Строительная длина первой очереди — 8,5 км,  среднее расстояние между станциями — 1,85 км, планировавшийся объем перевозок — 55 млн пассажиров в год, или 169 тысяч пассажиров в сутки. Позже из первой очереди был выделен 5,5-километровый первый пусковой участок в составе трех станций, которые располагаются в самом центре Красноярска.

 

Как уверяют журналисты «Новой газеты», строительство красноярского метрополитена затормозилось почти сразу, как только из краевой администрации ушел ЗУБОВ. И хотя публично никто этот масштабный проект не хоронил, для следующих глав региона (Александра ЛЕБЕДЯ и Александра ХЛОПОНИНА) метро уже не стояло в приоритетах. А нынешний губернатор Лев КУЗНЕЦОВ поставил точку в этой долгой истории. По его мнению, многообразие транспортных средств – это, конечно, хорошо, но краевая власть должна уметь расставлять приоритеты. А метро сегодня – очень емкий и дорогостоящий проект, который краевому бюджету самостоятельно не осилить. Мол, сегодня для Красноярска более актуален четвертый автомобильный мост.

 

Счастье было ярким, но коротким

 

Новейшая история красноярскго метро началась в июле 2003 года, когда в Красноярске был введен в эксплуатацию завод, оснащенный автоматической карусельной линией по производству высокоточных железобетонных блоков для обделки тоннелей. Оборудование поставила французская фирма СВЕ. Завод выпускал до 11 блоков за смену и поставлял их на строительство метрополитенов Красноярска, Новосибирска и Челябинска. К этому времени проходческий комплекс КПЩ-12 прошел 242 метра перегонного тоннеля. А в сентябре 2003 года на расконсервированной станции «Высотная» (консервация длилась с 1997-го по 2001 год) был запущен доставленный из Сингапура канадский тоннелепроходческий комплекс LOVAT. Все это красноярские СМИ описывали долго и с удовольствием.

 

В 2005 году на строительство метро в Красноярске было выделено из федерального бюджета  144 миллиона рублей. В 2006 году — 230 млн рублей. В 2007 году на строительстве метро освоено 630 миллионов рублей, большая часть из которых (588 миллионов) — это средства федерального бюджета. К 2008 году строители красноярского метрополитена прошли уже более 3,5 тысячи метров горных выработок, построили около трех километров перегонных тоннелей. В 2008 году из федерального бюджета на строительство красноярского метрополитена была выделена рекордная сумма — 801 миллион рублей.

 

Однако счастье красноярцев опять было недолгим. Как и счастье омичей, впрочем, которым губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ в начале 2000-х твердо обещал, что первые станции омского метрополитена он запустит в 2008 году. Властями Красноярского края уже в 2009 году было принято решение о прекращении строительства станции «Площадь Революции». В 2010 году они закрыли и ликвидировали муниципальное учреждение «Управление по строительству Красноярского метрополитена». В 2011 году приняли решение о приостановке строительства всего метрополитена и ликвидировали стройплощадку на станции «Вокзальная». К тому времени на метро потратили уже более 5 млрд рублей. Омские власти в это время тоже растерянно разводили руками. В 2010 году федеральный бюджет не выделил денег на метрополитен вообще, а самостоятельно областной бюджет не смог профинансировать строительство такого финансово емкого объекта.

 

Безвременная ликвидация

 

Впрочем, у красноярской власти был еще один короткий всплеск интереса к метро. В начале 2012 года губернатор края Лев КУЗНЕЦОВ заявил через красноярские СМИ о том, что продолжение строительства метрополитена обязательно будет. В феврале 2012 года, по информации местных СМИ, краевые чиновники даже заявляли о планах федерального правительства по выделению на продолжение строительства красноярского метро миллиарда рублей в год, но позже про этот миллиард никто не вспоминал. А омский губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ в отличие от Льва КУЗНЕЦОВА все же добился от Москвы выделения 1 млрд рублей в год на строительство метро, но у него было преимущество — приближающееся празднование 300-летия города Омска.

 

В апреле 2011 года строительство омского метро областные власти смогли возобновить. НПО «Мостовик» запустило в метро тоннелепроходческий комплекс LOVAT, который в августе 2012 года завершил проходку 1,5-километрового перегонного тоннеля между станциями «Кристалл» и «Заречная», а потом был развернут для сооружения левого перегонного тоннеля и вышел 1 февраля 2013 года к венткамере в районе ТОЦ «Фестиваль». Администрация города Красноярска примерно в это же время принимала непростое решение о полной консервации выработок, причем на неопределенное время, как следует из текста контракта на выполнение работ по консервации объектов метрополитена, размещенного  на портале госзакупок.

 

Согласно документам будет законсервирован завершенный правый перегонный тоннель на ветке от станции «Высотная» до станции «Копылова» (стоимость работ по разработке проектно-сметной документации — чуть более миллиона рублей) и усилены стены монтажной камеры станции «Высотная» (стоимость проекта — 1,256 миллиона рублей). Согласно техзаданию победитель аукциона должен будет произвести «сухую консервацию подземных выработок», привести их «в безопасное состояние», сохранить сети канализации, водоснабжения, связи и электроснабжения, а также архитектурные решения. Предполагается, что ветка будет законсервирована до 2020 года. То есть почти навсегда.

 

По словам руководителя департамента градостроительства администрации Красноярска Игоря ИВАНОВА, которые процитировали многие местные СМИ, для достройки первого пускового участка красноярского метрополитена объем финансирования должен был составлять не менее 12 миллиардов рублей в год. И тогда, по его словам, в течение четырех лет можно было бы запустить первые три станции. По мнению некоторых городских парламентариев из числа коммунистов, нынешняя власть стала заложником популистских действий предшественников. Мол, в середине 90-х практически никто не просчитывал, сможет ли регион потянуть метрополитен и будет ли стабильное федеральное финансирование.

 

Омское метро forever

 

Омское метро в отличие от красноярского пока еще строится. Хотя губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ уже озвучил осторожно свои опасения, что область может в скором времени не найти денег на завершение этого большого проекта, поэтому срочно нужна какая-нибудь креативная идея по типу переформатирования дорогого метро в более дешевую трамвайную систему. Но это вовсе не означает, что через год-другой областная власть, помыкавшись с проектом дешевого трамвая, не объявит о том, что денег нет даже на трамвай. И тогда все построенные перегонные тоннели омского метро тоже попадут под какую-нибудь бессрочную консервацию, как тоннели красноярского метро.

 

Сегодня есть только один метрополитен России, для которого деньги все еще находятся, — метрополитен московский. В минувшие выходные за пределами МКАД заработали еще две новые станции: «Лермонтовский проспект» и «Жулебино». Согласно программе развития московского метро, рассчитанной до 2020 года, конечные станции наземной подземки появятся  в ближних к расползающейся Москве городах (Крюково, Шереметьево, Пушкино, Железнодорожное, Балашиха, Люберцы, Домодедово, Подольск, Одинцово и Нахабино), а пройдут линии метро через Химки, Мытищи, Реутов, Видное и Красногорск. Омскому НПО «Мостовик» работа найдется.

Комментарии
Зануда 14 ноября 2013 в 11:02:
«Обделка туннелей» — смешно))
да уж 14 ноября 2013 в 08:13:
давно говорю, что строить метро в таких городках, как Омск это дебилизм — было бы хоть 3-4 млн жителей жителей
Олег 13 ноября 2013 в 23:09:
Системы метро Омска и Красноярска не похожи, их сравнивать можно, но в этом мало смысла.К тому же у Омского метро есть реальный шанс выйти из небытия, объединившись с трамвайной сетью. А Красноярскому метро объединиться с трамваем в разы сложнее.Сейчас у нас и метро и трамвай — со знаком «минус».Минус на минус даст плюс.
Юрий 13 ноября 2013 в 20:06:
Приспособить уже построенные туннели метро под трамвайное движение и соединить на левом берегу с трамваем на Лукашевича, а на правом — с трамваем в Амур и на ж/д — это будет очень удобная скоростная транспортная система в несколько раз более дешёвая и гораздо более эффективная, чем 4-5 станций метро.
Показать все комментарии (4)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.