1 мая художнику Александру ДИСАВЕНКО исполняется 61 год. Дата некруглая, но, с другой стороны, год после юбилея — это шаг за определенный рубеж. Вот и решил его художник отметить новой выставкой и сменой творческого псевдонима.
Зашифрованная реальность
Александр ДИСАВЕНКО — убежденный абстракционист, проповедующий в своем творчестве ассоциативность. Впрочем произошло это не сразу. Он и на худграф поступил поздно – в 23 года, и окончил его в 28. Затем работал преподавателем в художественной школе. И вот тут, наверное, все случилось.
— Работа с детьми оказала на меня огромное влияние, — признается Александр. - Я наблюдал, как дети относятся к искусству, как они, не имея, в общем-то, достаточных знаний и опыта, легко находят точки соприкосновения с его новейшими направлениями. Это такой интуитивный путь. Недаром такие художники, как МИРО или КЛЕЕ, изучали в том числе и детское творчество. Для меня оно тоже стало частью того, что вдохновило меня на занятие абстракцией. А еще – работы русских авангардистов 1920-х годов.
Любой предмет может вызвать совершенно необъяснимые ассоциации, убежден ДИСАВЕНКО. Твой внутренний взгляд цепляется за какую-то ниточку, и ты уже сам не знаешь, в какую сторону размотается этот клубок. Художник-абстракционист словно бы видит изнанку реальности, ее тайный код. Не каждый человек способен это воспринять. «На самом деле абстракцией заниматься – это целый путь. Мне очень много времени понадобилось, чтобы забыть то реалистическое направление, которому нас учили. Потому реалистическое и условное искусство – линейки с разными делениями, и они не совпадают. Нужно выбирать: либо то, либо это», — говорит ДИСАВЕНКО.
Мы – «ЭХО»
Наверное, совершенно естественно, что творческие поиски привели его в неформальное художественное объединение «ЭХО». В середине 1980-х оно сплотило самых смелых и нестандартно мыслящих художников. «ЭХО» было отдушиной для сюрреалистов, абстракционистов, концептуалистов и прочих чуждых «здоровому» советскому искусству элементов. А также и для зрителей, которых волновал ветер перемен. Где-то уже маячила перестройка, и полтора десятка омских художников были как первенцы свободы. Легендарная выставка 1988 года всколыхнула город не хуже землетрясения.
Конечно, они собирались по зову одной крови. Их согревала надежда, что наконец-то можно что-то изменить, что наступают новые времена, когда их «странное» искусство будет понято. Свобода пришла, а проблемы не исчезли. Времена не особо изменились, считает Александр ДИСАВЕНКО, и условное искусство как было, так и остается уделом избранных. Хорошо это или плохо – каждый решает сам. Ну а самих эховцев осталось в Омске не так уж много. Кто-то уехал в другие города и страны, кто-то нашел себя в других сферах деятельности. Кого-то, увы, уже нет совсем. Ну а ДИСАВЕНКО один из немногих, кто продолжает активно творить в родном городе и держать марку упертого авангардиста и неформала.
Половинка – часть целого
Пару лет назад Александр ДИСАВЕНКО показывал свою выставку «Горизонты». Главной в ней была, пожалуй, демонстрация вот этой невидимой границы, где разделяются (или, напротив, сходятся) материальное и духовное. Выставка, которая проходит сегодня в Доме художника (при участии Городского музея «Искусство Омска»), называется «Когда наступает сейчас, или Моя половинка времени». К ней автор подошел уже с другим ощущением жизни. Она настолько динамичная и меняющаяся, считает художник, что становится хрупкой и неустойчивой. Неустойчивость жизни трансформируется у ДИСАВЕНКО в формы, напоминающие чашу, качели или радугу: половинки круга, которые имеют одну точку опоры. Из этих половинок, безусловно, являющихся изобретением художника ДИСАВЕНКО, строится у него целый мир. Они как половинки Инь-Янь тянутся друг к другу и не живут одна без другой.
В работах последних лет художник экспериментирует с масштабами, техниками, материалом. На выставке мы увидели живопись и графику, холст и гофрокартон. Графическое панно «Взаимосвязи» занимает целую стену, а есть работы всего десять на пятнадцать сантиметров. Впервые у ДИСАВЕНКО появился объект – «Вход – выход». Все та же вогнутая форма как бы уходит в пространство и выходит из него уже в новом качестве. Философия «половинчатости» как части целого позволяет поговорить о жизни, о времени. И о себе – внутри всего этого.
Дорога без конца
До недавних пор Александр ДИСАВЕНКО подписывал свои работы: «Александр ДИС», просто укоротив свою фамилию. Это стало его творческим псевдонимом. Но теперь он решил подписываться: «Александр МАЙ». МАЙ – новое имя, весеннее и жизнеутверждающее, с которым автор захотел войти в новый жизненный и творческий цикл. В мае ему исполнится 61 год. Китайцы исчисляют время 60-летиями, пять раз по 12, за это время китайский гороскоп совершает полный цикл. Время переосмысления. Время новой жизни.
— Главное – жить в согласии с собой, и жить цельно. – говорит Александр МАЙ – ДИСАВЕНКО. – Это подтвердили мои любимые художники: КЛЕЕ, КАНДИНСКИЙ, МИРО, ШАГАЛ. Они прожили почти по сто лет и, как говорится, в полном здравии, в полном уме. Я не чувствую, что мне шестьдесят, мне кажется, что я там же, где и был, — в начале пути. На самом деле у творчества нет ни середины, ни конца, есть просто путь.
Евгений ГРУЗДОВ, заведующий выставочным отделом Городского музея «Искусство Омска»:
— ДИСАВЕНКО -последовательный абстракционист. Художник обращается к абстракции не потому, что он что-то знает, а потому, что он хочет узнать. Тайна, которую он предлагает постичь в этот раз, – это ВРЕМЯ. У сейчас нет прошлого, у сейчас нет будущего. Сейчас ты оказываешься в бытии, если совершаешь поступок, выбираешь, понимаешь, творишь, постигаешь, изобретаешь — самостоятельно устанавливаешь и длишь то, что без тебя невозможно. Выставка Александра МАЙ-ДИСАВЕНКО — приглашение к обретению своего сейчас, к осознанию себя как половины всего. В натурфилософских работах ДИСАВЕНКО говорит, что сейчас бывает наступает из-за нас, а бывает настигает нас извне, но важно суметь не пропустить момент: утра, полнолуния, весны…
Эльвира КАДЫРОВА