Наставления английского графа
Филип Домер Стенхоп ЧЕСТЕРФИЛД
Письма к сыну
Пер. С англ.
Серия «Покет-Бонус»
М.: Издательство «Рипол Классик», 2013 год. — 368 стр.
Тираж 4000 экз.
«Тенбридж, 15 июля 1739 г. Милый мой мальчик, спасибо тебе за то, что ты беспокоишься о моем здоровье; я бы уже давно дал о себе знать, но здесь на водах не очень-то хочется писать письма. Мне лучше с тех пор, как я здесь, и поэтому я остаюсь еще на месяц». Так начинается первое письмо. При жизни Филипа ЧЕСТЕРФИЛДА (1694–1773) знали как видного дипломата, оратора, одного из лидеров оппозиции в верхней палате английского парламента, который в конце концов удалился от дел и четверть века прожил в уединении, среди друзей и книг. В 1774 году невестка графа ЧЕСТЕРФИЛДА издала книгу, составленную из его писем к сыну, когда тот был маленьким. «Пожалуйста, обрати внимание на свой греческий язык; ибо надо отлично знать греческий, чтобы быть по-настоящему образованным человеком, знать же латынь – не столь уж большая честь, потому что латынь знает всякий и не знать ее – стыд и срам. Не говорю уже о том, что, отлично изучив греческий, ты гораздо лучше сможешь разобраться в латыни, ведь множество латинских слов, в особенности технических, взяты из греческого». Письма никогда не предназначались для печати, и, тем не менее в связи с этими текстами имя их автора стало знаменитым. Книга переиздавалась множество раз, при том что отношение к ней менялось со временем, иной раз кардинально. Теперь же она считается одной из незаменимых для того, кто хочет понять что-либо в искусстве воспитания. «Но есть некоторые общие правила хорошего воспитания, которые всегда и для всех случаев остаются в силе. Так, например, при любых обстоятельствах очень грубо звучат ответы «да» или «нет», если вслед за ними не следуют слова «сэр», «милорд» или «мадам», в зависимости от того, кем является ваш собеседник, точно так же, как, говоря по-французски, ты всякий раз должен добавлять слово: «месье», «милорд», «мадам» и «мадмуазель». <...> Равным образом, надо быть очень невоспитанным человеком, чтобы оставить без внимания обращенный к тебе вопрос или ответить на него невежливо, или уйти, или заняться чем-то другим, когда кто-то заговорил с тобою — ибо этим ты даешь людям понять, что презираешь их и считаешь ниже своего достоинства их выслушать, а тем более им ответить».