Алексей ПОГОДАЕВ, сын мэтра омского телевидения Владимира ПОГОДАЕВА, пошел по родительским стопам лишь отчасти. Он с семи лет ведет телепередачи, но делом жизни выбрал театр, где, правда, тоже играет с детства. Будучи актером «Пятого театра» с 2005 года, в прошлом году Алексей сам поставил на его сцене спектакль «Язычники», который уже успел впечатлить критиков, а теперь притягивает зрителей, как магнит. О том, откуда что берется в семейной жизни и работе, с Алексеем ПОГОДАЕВЫМ поговорила корреспондент «КВ» Ирина БОРОДЯНСКАЯ.
— Алексей, Владимира Дмитриевича, вашего отца, знают многие, в первую очередь по передачам на ГТРК «Иртыш». Ваша мама тоже из телевизионной среды?
— Мама долгое время работала там вместе с папой координатором службы информации — добивалась, чтобы всё и все работали как часы. Вообще у нее инженерное образование, и до того, как прийти на ГТРК, она работала по специальности. Папа и сейчас продолжает работать на телевидении, а мама решила уйти на пенсию – внуков нянчить.
— Вы единственный ребенок в семье?
— У меня есть старший брат Константин. В городе его не видно, но зато слышно. Он озвучивает процентов 80 омской рекламы – и телевизионной, и уличной, которая крутится в торговых центрах, на остановках. Плюс дистанционно занимается озвучкой для Москвы. Интернет – штука великая!
— Расскажите, как и когда вы стали телеведущим и театральным актером?
— На телевидение я попал в семь лет, когда папа привел меня на передачу «По секрету всему свету» и дал в руки микрофон. С тех пор я эту штуку постигал. Что касается театра, здесь я с 1993 года, то есть с десяти лет. Основатель «Пятого театра» Сергей РУДЗИНСКИЙ, чей творческий вечер, кстати, пройдет 20 февраля, был хорошо знаком с моим папой. Как-то раз он позвонил ему и сказал: «Ставим детский спектакль. Нужен ребенок. Ты как на это смотришь?» Папа ответил, что нужно спросить у меня. Я был не против. Так и получилось. Вот на этой же сцене (правда, тогда это был еще старый ДК «Юбилейный»), я играл в спектакле «Вождь краснокожих», который прожил в "Пятом" длинную жизнь – 15 лет.
— Вы были счастливым ребенком?
— Кто-то мне сказал, что самое прекрасное время – после окончания института и до рождения первого ребенка. Я с этим не согласен. По-моему, лучшая пора – детство, когда за тебя все решают и не надо ни о чем задумываться, когда проблем-то — поесть и поспать. Сейчас моему сыну три года. Я смотрю на него и думаю: это ведь самое настоящее счастье!
— Кумиры у вас когда-нибудь были?
— В детстве мне Юрий ШАТУНОВ нравился. Я брал микрофон, отплясывал, пел его песни. Даже голос сорвал однажды — так отчаянно любил, видимо. А когда повзрослел... Пожалуй, кумиров в полном смысле слова не было. Если говорить о людях, на которых хотелось быть похожим, то это папа, наверное. Мне вообще кажется, что сыновья должны стремиться к этому.
— С родителями у вас и сейчас теплые отношения?
— К счастью, у нас все хорошо. Я всегда стараюсь избежать каких бы то ни было ссор, разногласий. Мы хоть и живем в одном городе, видимся не каждый день. Наверное, в этом тоже есть свой плюс – успеваешь соскучиться.
— У вас уже в детстве появилось стремление стать профессиональным актером?
— Я не скажу, что было именно стремление. В детстве выбора не было: сказали «надо», я и пошел. А после школы, когда пришло время поступать, я спросил себя сам, чем хочу заниматься, и сам себе ответил: «Театром».
— В модный вуз на престижную специальность не возникало желания поступить?
— Идти в университет нужно, чтобы потом стать тем, на кого ты учился. А заниматься тем, что ты не любишь, к чему у тебя нет интереса – это бесполезно и неправильно. Ходить на работу скрепя сердце – это бред. Ну, зачем? Меня никогда не прельщали «кучи денег». Куда важнее душевное равновесие и осознание того, что я соответствую тому, чем занимаюсь.
- Раз уж мы заговорили о заработке, вы ведь не только в театре работаете?
— Сейчас я занимаюсь в первую очередь театром, но также есть утреннее шоу на «12 канале», радиостанция «Русское радио», мероприятия по городу, куда меня приглашают в качестве ведущего. Все, что я перечислил после театра, – это как раз ради заработка денег. Надо обеспечивать себя и семью. Но не могу сказать, что, занимаясь всем этим, мне приходится через себя переступать. На том же телевидении я с семи лет, умею это делать. Праздники вести тоже умею и совершенно спокойно к этому отношусь. Что касается радио, мне хотелось себя в этом деле попробовать. Теперь чувствую, что я там на своем месте.
— В каком качестве вы более узнаваемы?
— Знаете, у меня рядом с домом есть торговый центр. Я недавно там то ли шапку себе искал, то ли еще что-то... Смотрю, продавец на меня как-то странно смотрит. Подходит она и спрашивает: «Можно вас попросить расписаться?» Я отвечаю: «Хорошо. А в качестве кого?» Она: «Ну как... Вы же в театре играете». Сказав «Ну, слава богу!», я расписался, хотя обратились бы как к телеведущему – тоже бы не расстроился. Если человек тебя узнал, это в любом случае приятно.
— Скоро, наверное, будут узнавать еще и как режиссера. «Язычники» — это ваш первый режиссерский опыт?
— У меня даже в университете был курс больше режиссерский, чем актерский. Я и раньше испытывал к этому некое стремление. Первый спектакль, который я поставил, назывался «Больше, чем любовь». В нем были заняты заслуженные артисты Владимир ОСТАПОВ и Татьяна КАЗАКОВА, и он один или два раза прошел в «Пятом театре». Ну, прошел и прошел. Потом возникла история с «Язычниками». Честно говоря, у меня не было осознанной цели поставить его на сцене. Это просто была некая работа. Потом директор театра Александра ЮРКОВА предложила: «Давай попробуем поставить». Так и получилось.
— Расскажите подробнее, почему вы решили его поставить?
— Артисты омского драмтеатра Руслан ШАПОРИН и Олег ТЕПЛОУХОВ уже второй год устраивают фестиваль «Ноябрь. Всюду жизнь». На первом таком фестивале была задача поставить эскизы спектаклей. Мне предложили пьесу «Язычники». Я ее прочитал, после чего мы встретились с ребятами и за ночь ее быстренько развели в гардеробе Дома актера, а на следующий день прямо там же и сыграли (такая вот необычная площадка была выбрана). Это оказалось интересно. Затем прошел еще один показ, уже более осмысленный. Сначала мы попытались повторить то, что было в Доме актера – не получилось, что, наверное, и правильно. Тогда мы кое-что поменяли, к декорациям добавили стремянку и провели закрытый показ в «Пятом театре», после чего сыграли спектакль уже на критику на фестивале «Молодые театры России». Критики дали добро на то, чтобы играть «Язычников» на большой сцене, что мы теперь и делаем.
— Сами в этом спектакле играете?
— Сначала я участвовал в нем в качестве артиста, да и сейчас остаюсь во втором составе, но совсем не рвусь играть, потому что понял, что должен быть человек, который смотрит со стороны. Оказалось, это очень сложно или даже невозможно – одновременно находиться внутри спектакля и смотреть на него со стороны. Это как в «Формуле любви»: «Сразу на двух конях скакать? Седалища не хватит!». Нужно выбирать что-то одно. Для себя я выбрал человека, сидящего в зале.
— Понравилось руководить процессом?
— Если еще возникнет возможность поставить спектакль, думаю, соглашусь. По крайней мере, этот опыт у меня точно не вызвал отторжения к профессии режиссера. Скорее напротив — добавил интереса.
— Говорят, у зрителей ваша работа тоже вызывает большой интерес.
— Пока, по крайней мере, собираются полные залы, и даже сверх того – всем желающим не хватает мест. На спектакль, который пройдет 4 февраля, недели за полторы-две билетов в кассах уже не было. Это не только наша заслуга, но и автора пьесы Анны ЯБЛОНСКОЙ, и вообще — темы спектакля. Самому мне льстит, что нашим ребятам понравилось работать с «Язычниками». В том, что мы поставили, удалось на 90% реализовать заложенное в пьесе. Это не прямолинейный спектакль, в котором артисты не могут, как это обычно бывает, заранее предсказать реакцию зрителя. Это спектакль вопросов, а не ответов. Чаще всего, приходя в театр, получаешь конкретный сюжет, который последовательно направляет тебя к конкретным выводам: «Поступай так» или «Так никогда не делай». А когда «Язычники» заканчиваются, смотришь в зал: кто-то аплодирует, а кто-то плачет. А спроси человека: «Почему ты плачешь?» — он не ответит. Потому что каждый – о своем.
— То, что случилось с Анной ЯБЛОНСКОЙ (драматург погибла в результате теракта в Домодедово в 2011 году. — Прим. «КВ»),на вашем видении пьесы каким-то образом отразилось?
— Нет. Это судьба. Не случись этой трагедии, мы бы в точности так же обратили внимание на эту пьесу.
— События в стране и мире на вашем художественном мировоззрении никак не сказываются?
— Каждый человек должен интересоваться тем, что происходит вокруг, но я не сторонник политического театра. Я стараюсь обращаться к тому, что вне времени и политики. Взять тех же «Язычников» — человек всегда будет думать о Боге, о совести, о ближнем своем. Это вечные и неисчерпаемые темы. Мне интересно исследовать человеческую душу. А то, что происходит в стране, в мире... Человек и так придет домой, включит телик, послушает новости и сделает для себя вывод. Свою личную точку зрения на тот или иной процесс посредством театра мне навязывать не хочется. Театр не должен исполнять функцию указующего перста. Скорее, он должен предлагать темы, о которых мы задумываемся все меньше. Мне очень важно, чтобы после «Язычников» человек взял телефон и позвонил маме или близкому человеку, с которым давно не общался. Это куда ценнее – обращать внимание в первую очередь на себя, ведь если в мире творится бардак, значит, что-то не так с нами. Если говорить о конкретных событиях... То, что происходит сейчас на Украине, например, мне напоминает какое-то Средневековье. Люди – дикари. Так и хочется закричать: «Люди, остановитесь! Опомнитесь!» Мне это все непонятно. Театр должен заниматься другими вещами. «Язычники» — это прекрасная пьеса, а то, что с Анной ЯБЛОНСКОЙ произошло, – это беда и горе, но пьеса-то от этого не стала менее замечательной. Лучшее, что может сделать автор, – это талантливо написать, а лучшее, что может сделать режиссер и актер, – это поставить и сыграть.
— У вас ведь была задумка поставить Чехова.
— Эта задумка давно уже вылеживается, но есть более актуальные вещи, а есть менее. «Язычники», на мой взгляд, более актуальны. Пример тому – история, которая произошла в Омске уже после того, как мы поставили спектакль, — про 16-летнего подростка, которого нашли замерзшим на автобусной остановке. Благополучная полная семья, все в порядке у них было, ничего плохого не происходило, но вдруг вот так ребенок поступает. Потом его отец написал в социальных сетях: «Почаще разговаривайте со своими детьми». Для меня это – мысль нашего спектакля. Об этом необходимо именно сейчас говорить, а ЧЕХОВ прекрасен тем, что он актуален всегда. Поэтому я не тороплюсь его ставить. Пусть он вызреет у меня в голове.
— У вас бывали на сцене успехи и провалы? Можете вспомнить первые?
— Конечно, бывало и то, и другое. Первый свой провал я даже вспомнить не могу. Наверное, я просто этого стараюсь не запоминать. Раз уж случилось, нужно остановиться, выдохнуть и идти дальше. Если я буду заострять на таких моментах внимание, то, вполне вероятно, потом буду мысленно все время к ним возвращаться, что не только неприятно, но и работе может помешать. Что касается первого успеха, такая же тема. Надо делать свое дело, а успех это или провал – пусть зритель решит. Хотя бывают, конечно, моменты, когда не то чтобы понимаешь, что провал, но чувствуешь: не пошло сегодня.
— Как бы вы охарактеризовали свой родной театр?
— «Пятый» – замечательный театр. В нем нет каких-то академических канонов, здесь никогда не скажут: «Мы не можем себе этого позволить». «Пятый театр» может позволить себе все что угодно, потому что такой у него формат. Это место и для эксперимента, и для каких-то андеграундных постановок. Этим он мне и дорог. Дай бог, в скором времени появится новая площадка.
— Можно сказать, что это театр молодых людей?
— Молодых, в первую очередь, духом!
— О чем мечтаете?
— Чтобы сын рос здоровым, чтобы все в семье было хорошо. Все остальное я сам смогу обеспечить.
— Театральных ролей в списке заветных желаний нет?
— У меня в жизни уже был эпизод, когда я играл Ромео. О Гамлете теперь мечтать полагается? Нет, в этом смысле я не амбициозен.
— С сыном много времени проводите?
— Стараюсь по возможности. Неважно, сколько лет ребенку – с ним надо разговаривать, заниматься. Я где-то прочитал, что не меньше 20-30 раз в день его нужно обнимать, чтобы был установлен тактильный контакт и чтобы, когда ему исполнится 15 лет, не пришлось кусать себе локти. Тогда, возможно, проблемы переходного возраста не выльются в крики и уход ребенка из дома, а еще через несколько лет не понадобится выпрашивать у него любви, в то врем, как он не будет понимать, откуда ей у него к вам взяться. Правда, я ненавижу, когда с детьми сюсюкаются. Ребенок – это нормальный человек, так и общайтесь с ним как с нормальным.
— Как вы познакомились с женой?
— Познакомились случайно. Кристина была девушкой моего друга, а я ее у него отбил. Она, к счастью, не в театре работает, но театр ей близок — со мной ходит на все спектакли, премьеры.
— Учитывая, что вы работаете ведущим на свадьбах, очень любопытно, как прошла ваша собственная.
— Наша свадьба прошла спокойно. Мы изначально решили, что никаких шоу-номеров нам не нужно. У нас было 25-30 гостей, саксофонист, а мы с супругой сами пели. Никаких конкурсов не было – мне в жизни и так этого всего хватает. Была простая, домашняя атмосфера. Все прошло спокойно и тихо. Гости, конечно, пришли с настроем на «свадьбу-свадьбу», а здесь – такой формат. Но вскоре все успокоились и стали получать удовольствие. А потом звонили нам и говорили, как хорошо, «ненапряжно» все прошло.
— А на свадьбах, которые вы ведете, случается, что что-то вас выводит из себя?
— Планка у меня не завышена – райдеров нет, лимузинов не требую, но у меня есть определенные рамки, за которые я никогда не выйду, то есть ни за что не буду делать на корпоративах или свадьбах определенных вещей. Когда человек обращается, я называю определенную сумму, которую считаю адекватной. Соглашается — я провожу. Любой человек. Если свадьба пошла не так, как ты планировал, это означает только то, что ты сам – хреновый ведущий, иначе мероприятие не вышло бы из-под твоего контроля.
— Отдыхать любите? Какой предпочитаете досуг?
— Конечно люблю! Обязательно нужно давать себе возможность выдохнуть, иначе никакого задора не хватит. Я сторонник такого матрасно-диванного отдыха: приехать на море, лечь на песок, смотреть на небо и получать удовольствие. Гонять с экскурсиями по Европе я не любитель. Последний раз ездили с женой в Таиланд. Мне очень понравилась эта страна. Думаю, еще не раз туда вернемся. У них есть такое популярное выражение «май пен рай», что означает «да забей!». Так они там и живут. По-моему, это прекрасный принцип для отпуска.