Все рубрики
В Омске среда, 18 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 63,5428    € 66,3644

Николай ГОРНОВ: О диалектике метростроя

2 июля 2014 11:21
0
3431

На очередной пресс-конференции губернатора кто-то из журналистов в очередной раз поинтересовался судьбой омского метро. Как без этого? Обычное дело. Ответ губернатора тоже был обычным, много раз пережеванным. Метро – дорого и долго. LRT – дешевле, но денег на него тоже нет. Губернатора понять можно. Совсем отказаться от метроидных идей он не может, дабы не уронить себя окончательно, а достроить это подземелье в глубоко провинциальном и никому не нужном Омске в сегодняшней политической реальности невозможно в принципе. Кроме всего, четыре несчастные станции и восемь тоннелей лягут неподъемным камнем на бюджет. Вы спросите: что делать? Ровным счетом ничего. Спасение в бездействии. В теории управленческой динамики такая ситуация называется устойчивым равновесием. Всем участникам выгодно сохранять это равновесие, так как любое изменение только ухудшит их положение.

 

Вполне возможно, мы еще не окончательно попали в ловушку метрополитена, то есть имеем некие шансы выбраться с потерями, но хотя бы живыми. Если обратиться к опыту соседнего Екатеринбурга, все могло быть гораздо хуже. В соседнем Екатеринбурге (на тот момент Свердловске) строить метро начинал еще первый секретарь свердловского обкома Борис ЕЛЬЦИН, мечтавший о том великом дне, когда суровые рабочие Уралмаша будут возвращаться домой с праздничных демонстраций на метро. Планировалось ввести шесть станций (первый пусковой участок первой ветки) к 72-й годовщине советской власти – 7 ноября 1989 года. К этому дню были даже закуплены составы и обучены машинисты. Но перестройка откорректировала планы, и метро открылось в 1991 году. И всего из трех станций с длиной пути менее 3 километров. Еще три станции были завершены с большим скрипом в 1994 году. Дальше началась знакомая омичам песня – сложности с финансированием.

 

В 1998 году пришел дефолт и уложил метрострой Екатеринбурга на пол нокаутом. Москва урезала финансирование проекта до минимума, но даже из этого минимума перечислила за год только 4%. В феврале 1999 года передовой отряд из 40 метростроевцев отказался покидать недостроенную станцию «Геологическая» и объявил бессрочную голодовку. К тому времени они не видели зарплату 11 месяцев. На девятый день голодовки деньги для рабочих нашлись, но только для тех, кто голодал, после чего на дыбы поднялся весь метрострой. В общем, через кровь, голод и муки «Геологическую» все же сдали, но только в 2002 году. Восьмую станцию, «Ботаническую», открывал уже Дмитрий МЕДВЕДЕВ в 2011 году. Станция «Чкаловская» была завершена в 2012 году. И она, похоже, станет финальным аккордом. На 12,7 километра пути и 9 станций у метростроевцев Екатеринбурга ушло 32 года. Поезд пролетает это расстояние за 19 минут. Сегодняшняя доля метро в общем объеме пассажирских перевозок Екатеринбурга – всего 23%. Не самый оптимистичный итог, согласитесь...

 

Кстати, метро в Екатеринбурге всегда позиционировалось как федеральная стройка. Омское метро на федеральный уровень никто брать не хотел, поэтому даже при самом оптимистичном варианте финансирования ситуация в Омске была бы хуже, чем в Екатеринбурге (напоминаю, бюджет Свердловской области на 2014 год – почти 200 млрд рублей). Может, оно и к лучшему, что омская метростройка шла так вяло? Может, это наш куриный бог оборонял нас от чиновничьей глупости?

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.