А там ее примет ритейлер Дмитрий ШАДРИН, считающий, что противоречия между малым бизнесом и сетями — выдумка журналистов
Проблемы малого бизнеса, который плохо себя чувствует в Омске и совсем не развивается, обсудили на минувшей неделе областные чиновники и эксперты, собравшиеся на расширенное заседание общественного экспертно-консультативного совета по стратегическому развитию и конкурентоспособности при губернаторе Омской области. Министр экономики Александр ТРЕТЬЯКОВ, объявивший о том, что в предпринимательском сообществе Омска наметился кризис идей, тоже ничего нового предложить не смог. Не смог чиновник и внятно пояснить главе региона, как именно минэкономики будет бороться за права омских предпринимателей, которые никак не могут попасть на полки крупных торговых сетей.
Увеличить долю продукции малого предпринимательства в валовом региональном продукте до 26% к 2015 году – это вполне реальная задача, считает Александр ТРЕТЬЯКОВ. Хотя текущая ситуация в малом и среднем бизнесе Омска, как признает новый глава минэкономики, далеко не безоблачная. На 13 тысяч за последние три года сократилось количество индивидуальных предпринимателей, причем часть из них ликвидировалась, а еще часть ушла в теневой сектор. Сокращаются и объемы кредитования, и темпы прироста занятых в малом бизнесе, и количество оригинальных бизнес-идей. Особое внимание Александр ТРЕТЬЯКОВ уделил и проблеме вытеснения малого торгового предпринимательства крупными торговыми сетями.
Как сообщил Александр ТРЕТЬЯКОВ, областная власть возьмет на себя часть рисков предпринимателей и увеличит прямую финансовую поддержку. В этом году на развитие малого и среднего бизнеса, по его словам, в бюджете предусмотрено 220 млн рублей. Объем компенсаций за лизинг оборудования увеличился до 125 млн рублей. Сумма, возмещающая затраты на приобретение оборудования, — до 31 млн рублей. Серьезная финансовая поддержка ожидает и социальных предпринимателей. Учредителям детских образовательных центров зарезервировано в бюджете 18,7 млн рублей на возмещение затрат. Организаторам групп дневного времяпрепровождения детей – 6 млн рублей.
Тему сложных взаимоотношений омского малого бизнеса с федеральными и глобальными торговыми сетями подхватил и губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ. По его словам, областная власть много общается с сетями, чтобы на полки попадали товары местного производства, но результат пока не очень удовлетворительный. Поскольку, мол, все логистические центры федеральных ритейлеров находятся в европейской части, то и на полках представлены преимущественно производители продуктов питания из европейской части. Губернатора интересовало, какие новые формы в работе с крупным ритейлом намерен использовать глава минэкономики, чтобы им было интересно работать с омским бизнесом.
–Я обсуждал этот вопрос с коллегами-губернаторами, и все говорят, что трудно войти в сети. А некоторые губернаторы уже потеряли терпение и начинают ставить жесткие условия: не хотите работать с нашими товаропроизводителями — завтра к вам придут проверяющие структуры. Готовы ли вы к такой форме работы или у вас есть какие-то другие методы, чтобы федеральные сети заинтересовались и выделили 70% своих полок для омских производителей? — поинтересовался Виктор НАЗАРОВ у Александра ТРЕТЬЯКОВА. — Если у вас есть готовый ответ — дайте. Если нет — давайте будем обсуждать варианты, чтобы нам четко выстроить эту систему взаимодействия.
Но однозначного ответа на этот вопрос глава минэкономики не дал. Сказал только, что предпочитает в разговоре с ритейлерами использовать экономическую, а не силовую аргументацию. По его мнению, разговор с ритейлерами станет проще, когда омские предприниматели объединятся в пул, создадут межрегиональный логистический центр и будут продвигать свою продукцию под общим брендом «Омская марка». По словам министра, объединительная работа уже идет под его руководством и даже есть некие предварительные договоренности с одной из сетей, и если ничего не сорвется, то первый результат в виде продукции под брендом «Омская марка» появится на прилавках уже в сентябре.
Другую точку зрения высказал самый крупный омский ритейлер, гендиректор группы «Наш магазин», президент Омского областного союза предпринимателей Дмитрий ШАДРИН. На его взгляд, никакой проблемы нет вообще, как нет и противоречий между малым бизнесом и ритейлом. Все это, по его мнению, выдумки журналистов.
–Есть более успешные производители товаров, услуг и продуктов питания, в частности, а есть – менее успешные. Если в Омской области, условно говоря, тридцать предпринимателей выпекают лаваши, то сеть физически не может работать со всеми. Она будет работать с тремя производителями, а остальные 27 будут жаловаться, что не могут попасть на полки, – пояснил свою точку зрения Дмитрий ШАДРИН. – Ко мне в месяц поступает в среднем порядка 20–23 жалоб только от моих знакомых. Мне все звонят и говорят: не можем попасть на ваши полки, у вас все дорого, ваши требования невыполнимы, у вас все на взятках. Как раз сегодня мне звонил Валерий ПОПП, один из тех людей, кто продвигает «Омскую марку». Я по каждой жалобе тщательно разбираюсь. И выясняется, как правило, что никаких переговоров не проходило, а кто-то два месяца назад заходил и забросил нам свой прайс. Да, мы так не работаем. Мы не бегаем за производителями Хотя бы потому, что количество товара кратно превышает количество мест на полках.
Единственная ненадуманная проблема, по словам Дмитрия ШАДРИНА, — это уменьшение торговых точек, которыми управляет малый бизнес. Крупные магазины действительно вытесняют небольших предпринимателей, но этого тренда, по мнению Дмитрия ШАДРИНА, России не избежать никоим образом. Сегодня на рынке Германии сетевая торговля занимает 90%, во Франции — 83%. Сети неминуемо вытеснят малый бизнес и в Омске. Останутся, мол, только магазины, торгующие уникальной продукцией.
–Есть омская сеть «Низкоцен», к которой я имею непосредственное отношение. Двери этой сети открыты для всех местных поставщиков. Везите, представляйте свои товары, – подчеркнул Дмитрий ШАДРИН.— Есть небольшие производители, с которыми мы работаем много лет, они хорошо организованы и ни разу не срывали поставки. А есть другие поставщики, у которых всегда находятся какие-то причины, из-за которых продукция не поступает в магазины. То что-то с сырьем, то какой-то технический сбой, то с транспортом возникли проблемы. В итоге у нас пустые полки, недопродажи и недовольные покупатели. Если производитель выполняет условия по упаковке своего товара, если его товар конкурентоспособен по цене и качеству, то и федеральные сети с удовольствием возьмут такой товар. А если товар плохой, неконкурентоспособный, то сети его не возьмут, и их не переубедить даже угрозами проверок со стороны контролирующих органов.