Россия вследствие своей истории и географии всегда являлась посредником между цивилизациями Запада и Востока. Как писал В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ, характеризуя идеологию славянофилов, «Россия не ученица и не спутница, даже не соперница Европы: она — ее преемница. Россия и Европа – это смежные всемирно-исторические моменты, две преемственные стадии культурного развития человечества». Еще Киевская Русь, которая, по мнению историков всех времен, являлась безусловной частью Европы, уже была границей западной христианской цивилизации перед «темным», загадочным Востоком. Европа знала в раннем Средневековье о Китае и Средней Азии со слов русских купцов, князей, священнослужителей. До татаро-монгольского завоевания Киевская Русь – форпост византийских христианских традиций на границе с Азией. Последующая логика развития русской государственности приводит к освоению Сибири и расширению русских рубежей на Восток. Интересно, что даже походы Ермака рассматривались Иваном Грозным не только как экспансия с целью приобретения новых земель, но и как возможность установления новых торговых путей с Азией. В сущности вся европейская политика от крестовых походов до великих географических открытий – это поиск европейцами новых торговых путей на Восток. При этом Россия обладала самым простым и естественным сухопутным сообщением с Азией. Если европейцы искали пресловутый путь в Индию, то русские добирались до Америки, первые начали осваивать Аляску. Поэтому освоение Сибири никогда не было исключительно внутренним делом России. За освоением Сибири бдительно смотрел весь европейский мир. Все первые описания освоенных сибирских земель в XVIIIвеке – географические, геологические, этнографические – делали европейские, в первую очередь, немецкие ученые: ПАЛЛАС, МИЛЛЕР, МЕССЕРШМИДТ и многие другие. XIX век с его промышленной революцией высветил как сибирский потенциал, так и мировой интерес к сибирскому региону. Газета «Нью-Йорк Трибьюн» еще в 1851 году называла Омск столицей Сибири. А мировой новостью являлось то, что в 1864 году была запущена линия телеграфа, которая из Санкт-Петербурга уходила в Омск, затем в Иркутск и город Кяхту, бывший центр русской торговли с Китаем, и дальше через реку Амур к границам США и в Сан-Франциско.
Наш город в XIXвеке – начале XXвв. являлся воротами в Азию.
Возникший в конце XIX века туризм включал Омск в маршруты британских путешественников. Маршрут проходил из Омска в Ташкент, Центральную Азию и далее в Афганистан (газета «Нью-Йорк Трибьюн», 5 апреля 1851 г.).
Вполне понятно и естественно, что Россия в XXвеке стала колыбелью такого мировоззрения, как евразийство. Основой этого движения были взгляды Николая ТРУБЕЦКОГО, который обосновал евразийство как концепцию отказа от европейских ценностей. Более современное понимание исторической и геополитической судьбы России высказал историк Лев ГУМИЛЕВ: «Исторический опыт показал, что, пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман. К сожалению, в XX в. мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами — пытались всех сделать одинаковыми».
Сибирские города – Омск, Иркутск, Томск в XIXвеке испытывали на себе не только торгово-экономическое влияние Азии, но и, безусловно, шел культурный обмен. В Омске учили восточные языки, проводили вечера в восточном стиле. Но самое важное: вся деловая активность имела азиатский вектор. Мы справедливо гордимся подвигом русских первопроходцев, которые вышли на побережье Тихого океана, но мы не должны забывать и тех, которые во многом остались безвестными, тех, кто прокладывал рискованные караванные пути в Джунгарию, Китай, Маньчжурию. И это были наши земляки из Омска. Чокан ВАЛИХАНОВ был русским офицером, и как многие офицеры сибирского приграничья он был исследователем, дипломатом, разведчиком. Вслед за его путешествием омский и сибирский деловой люд осваивал рынки Кашгарии, Бухары, Хивы и Китая.
Со строительством Транссибирской магистрали (1891 г. — начало строительства) и с продвижением российского влияния на Восток Омск постепенно скромно уходит в экономическую и политическую тень.
С установлением советской власти и, главное в период Великой Отечественной войны Омск становится крупным центром оборонной промышленности. Эвакуация производственных мощностей из европейской части России снова придала Омску особый статус. Но это был статус военно-промышленного комплекса.
Промышленная специализация города предопределила размещение в 1955 году нефтеперерабатывающего комплекса в г. Омске, а Сибирское отделение Академии наук было решено разместить в Новосибирске. Все это сделало Омск в советские годы закрытым городом для иностранцев.
После распада СССР и появления независимых азиатских государств перед нашим городом, как и в XIXвеке, открылась новая перспектива стать важным звеном в цепи евразийского сотрудничества. Подписанный в Астане 29 мая 2014 г. договор о евразийском экономическом союзе как раз и открывает такие перспективы. Этим договором предусматриваются не только нашумевшие вопросы таможенного регулирования, но и принятые основные направления макроэкономической политики, где ставится вопрос об устойчивости экономик – стран членов союза. При этом в пункте 3 статьи 86 (о согласованной транспортной политике) говорится о создании и развитии евразийских транспортных коридоров. Это напрямую указывает на будущее нашего города в евразийском пространстве. Под этим надо понимать не узкие утилитарные функции перевалочного пункта на пути из варяг в греки, а надо понимать под этим возможность стать основой не только пограничного сотрудничества, но и широкого международного, экономического и культурного обмена.
Конечно, евразийское соглашение требует создания исполнительных органов этого союза. И наш город в силу своего географического, транспортного расположения представляется удобным местом для дислокации этих международных структур. Для Омска важно стать базовой площадкой для организации и развития евразийского сотрудничества.
И день рождения Омска в этом году может действительно стать датой нового рождения сибирского миллионного мегаполиса. Ведь Омск находится на острие современных геополитических и экономических задач государства, и если мы не упустим время и возможности, то сможем жить уже в совершенно ином, особо значимом для России городе.