Ольга КОШЕЛЕВА: монолог о пути в искусстве
Художник Ольга КОШЕЛЕВА долгое время работала как живописец, при этом скромно оставаясь в тени коллег. Занявшись пастелью, она внезапно вышла на свет. Ее работы стали настоящим открытием омского искусства последних лет. Пастели Ольги необычны и непривычны для Омска, поскольку в своем творчестве художница не является продолжателем традиций омских пастелистов, таких, как, скажем, Алексей Николаевич ЛИБЕРОВ. По стилю они родственны скорее таинственным пастелям Петра ДИКА, которого можно назвать художником настроения. В работах КОШЕЛЕВОЙ нет буквальной передачи увиденного. Это путь наощупь, на свет, который всегда мерцает вдалеке. Дома, деревья, станция метро сняты словно на камеру-обскуру, где в центре кадра осталось главное, остальное размыто, не нужно, не важно. Огоньком свечи пробивается сквозь туман солнце (работа "Утро"), разбрасывает красный пунктир костер на реке, полупрозрачные цветные линии создают потрясающее ощущение летнего дождя. В этой своей манере художница умеет подняться над обыденностью и в то же время возвысить обыденность, наполнив ее поэзией. А еще она умеет создавать свет и, кажется, сама наполнена им. "СВЕТ" — называется выставка Ольги КОШЕЛЕВОЙ, открывшаяся недавно в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
— Год я проучилась в строительном техникуме на отделении архитектуры, а потом поняла, что всего этого мало, и поступила на художественно-графический факультет нашего пединститута, — начинает Ольга КОШЕЛЕВА рассказ о своем творческом пути. — Мое становление прошло через первые неформальные объединения Омска: "ЭХО", "Башня", "Крест". Это был абсолютный дух свободы. Тогда, в 1980-е, мы познакомились с разными стилями и направлениями, которые в официальной среде не были признаны. На студентов это оказывало огромное влияние. Мы видели первые абстрактные работы, первые сюрреалистические работы художников. Из наиболее ярких могу назвать Женю ВИГИЛЯНСКОГО, Владимира БУГАЕВА. Они поражали этим вот нестандартным мышлением, переходом к абстрактному, беспредметному искусству. Дмитрий ГОНТАРЕНКО впечатлял своим инакомыслием, которое мог себе позволить, Михаил ГЕРАСИМОВ — свободой руки, огромной художественной мощью.
Я много работала тогда в технике масляной живописи, а уже более мой осмысленный, профессиональный путь, когда я вступила в Союз художников, связан, конечно, с пастелью. Она меня привлекает богатыми техническими возможностями, своей способностью светиться. Хотя пастель очень хрупкая, очень сложная в хранении. И экспозиционно ее полноценно не видно, потому что стекло бликует. "Раздетая" пастель совсем другое впечатление создает, но стекло необходимо, так как мелок осыпается.
Мои стилистические пристрастия, наверное, сложно определить. Сейчас, в начале XXI века, в искусстве все перемешано. Но мне кажется, стилистически я склоняюсь больше к символизму, к доведению формы до какого-то символа, к устранению всего лишнего. Все равно меня как художника вдохновляет форма. Цвет — да, я все это потом через цвет передаю, но форма обязательна. Это может быть природа, архитектура, это может быть человек, личность. Потом все трансформируется, утрируется, обобщается, убирается все лишнее — я не люблю детали. Главное — найти гармонию, найти свою стилистическую направленность в данном географическом и культурном пространстве. Это тоже большая задача для художника.
Если говорить о конкретных работах...Вот у меня тут есть серия "Питер": "Город и небо", "Петергоф", "Город золотой". Я возила студентов на практику в Санкт-Петербург, и "Город золотой" — это точно было 5 июля, в мой день рождения. Мы сидели на набережной возле Академии. Солнце склонилось к закату, осветило город, и он стал золотым, как в песне Гребенщикова. Омску у меня посвящена серия "Темные аллеи". Там в основном отразилась дорога из мастерской и в мастерскую, которая находится на улице Нефтезаводской. "Заливные луга" — это написано в деревне Пустынное, где мои родители купили дом в 1990-е годы. Уникальное место.
В любой работе для меня важен свет, ощущение свечения, хоть маленький его источник. Без этого не может быть работы. Потому что у физиологов есть такая формула: цвет — это свет плюс зрение. И если раньше, особенно в масляной живописи, я во главу угла ставила цвет, то сейчас, на данном этапе, мне важен именно свет как его проводник, как особый художественный язык.
Выставка Ольги КОШЕЛЕВОЙ "Свет", кстати, четвертая персональная у художницы, будет работать в Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля (Ленина, 3) до 6 апреля.