Совладелец омской «Сферы» Игорь БАСАК будет представлять в совете директоров пароходства московских акционеров, связанных с АРЕСБАНКОМ
14 апреля состоится внеочередное собрание акционеров ОАО «Иртышское пароходство». Ни один из сегодняшних членов совета директоров акционерного общества не войдет в новый совет. Все они продали свои акции компаниям, зарегистрированным в Москве и Ханты-Мансийске.
Продажа судов
На сайте Иртышского пароходства появилось объявление о продаже 13 пассажирских судов, 3 транспортных самоходных сухогрузных судов, 16 буксиров-толкачей, 5 сухогрузных барж, 11 нефтеналивных барж и девяти единиц прочего флота. Среди пассажирских судов предложен к продаже речной круизный двухпалубный дизель-электроход «Римский-Корсаков» — близнец потерпевшего крушение 10 июля 2011 года на Волге теплохода «Булгария». Он был построен в 1956 году на верфи в Чехословакии, а в 2000-х годах активно эксплуатировался на реках Иртыш и Обь по маршруту Омск – Салехард. Кроме того, продается пять пассажирских теплоходов на подводных крыльях типа «Восход» с вместимостью до 71 человека, две «Ракеты», три «Зари» и одно «Полесье-6» 1988 года изготовления на 53 пассажира.
Среди буксиров-толкачей можно отметить судно «Леонид Соколов», изготовленное в 1970 году в Венгрии и названное так осенью 2009 года в честь «одного из лучших речников России» (цитируется по пресс-релизу Иртышского пароходства). Продается также уже не эксплуатирующийся крупный самоходный сухогруз «Беломорский-27», построенный в Финляндии в 1965 году, и относительно новый (1989 года) «Ст-314», единственный имеющий специальную пометку «в годном техническом состоянии».
Большая часть продаваемого флота не эксплуатируется и, возможно, списана. Интересно, что в эти же дни Красноярское краевое агентство по управлению госимуществом начало прием заявок на аукцион по продаже списанных судов. Всего в этом списке 12 кораблей, но главные лоты — пассажирские теплоходы "Профессор Близняк" и еще один собрат погибшей "Булгарии" "Михаил Лермонтов". Первый оценили в семь миллионов рублей, второй — всего в пять.
Как прокоментировал генеральный директор пароходства Сергей НИКУЛИН, «практически все эти суда не эксплуатируются по 5 и более лет, и вряд ли уже будут нами востребованы. В списке лишь два судна в годном техническом состоянии – теплоход «Римский-Корсаков» и СТ-314, эксплуатация и того и другого для пароходства нерентабельно и лучше их продать пока они находятся в хорошем техническом состоянии. В большинство остальных плавсредств требуется вложить немалые средства, чтобы произвести их модернизацию и ремонт в соответствие с требованиями Правил Российского Речного Регистра и других нормативных документов».
Акционеры
Совет директоров ОАО «Иртышское пароходство» (четыре человека из семи) утвердил список кандидатов в новый совет директоров, который будет избран на внеочередном собрании акционеров в апреле. Проблема в том, что в конце прошлого года у предприятия появились новые собственники ООО "Интеркрафт" (19,83% от общего количества обыкновенных акций), ООО "Декорс М" (18,88%) и ООО "Магнетик-фарм" (19,38% обыкновенных акций). Два последних общества с ограниченной ответственностью зарегистрированы по одному и тому же адресу в Москве: улица 4-я Тверская-Ямская, 2/11, стр. 2. "Интеркрафт" специализируется на финансовом посредничестве, ООО "Магнетик-фарм" – на покупке и продаже недвижимого имущества. Основные владельцы всех этих трех фирм (Геннадий ШВЕЙГЕРТ, Лев ГРИГОРЬЕВ, Андрей ЛУКЬЯНОВ, Константин ПЕРЕЛЕТ) фигурируют на официальном сайте АРЕСБАНКА как лица, оказывающие существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органом управления банка, а сами фирмы числятся в числе его учредителей. Ряд этих собственников таким же образом связан с известной корпорацией «Фармстандарт». Еще 34% голосующих акций, принадлежавших государству, купило за 130 млн руб. прямой конкурент омичей — ООО «Обь-Иртышская Логистическая Компания», аффилированное с Обь-Иртышским пароходством.
Все эти владельцы 92% голосующих акций предложили своих кандидатов в новый совет директоров, среди которых не оказалось ни одного из членов совета нынешнего, включая председателя совета Ивана ЯНОВСКОГО. Если ханты-мансийские кандидаты – люди большей частью среди речников известные – генеральный директор ООО "Межрегионфлот" Евгений КОРМЫШОВ (как утверждают, основной бенефициар Обь-Иртышского пароходства), Ахтям МУХУТДИНОВ (100%-й владелец ООО «Обь-Иртышская Логистическая Компания»), заместитель генерального директора ООО «Межрегионфлот» по эксплуатации Леонид ТОМАШ, то представители от москвичей – люди, наоборот, практически никому неизвестные. Разве что совершенно неожиданно в их числе оказался омич Игорь БАСАК, совладелец омской «Сферы» — боулинг-центра, кафе, центра отдыха и прочего. Несколько лет назад он мелькнул и как предприниматель, завладевший клубом XL, который, впрочем, очень скоро пришлось все же передать банку за долги. Каким образом Игорь БАСАК будет контролировать Иртышское пароходство, зачем ему это надо и как он попал в эту группу, пока неизвестно. Но во всяком случае нелишним будет напомнить, что брат Игоря Александровича генерал-майор Сергей БАСАК – главный инспектор МВД России.