Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Игорь ЛОБОВ: «В 2015 году мы начнем восстанавливать собственное производство деталей для трансмиссий. Объем инвестиций в этот проект — более 1 млрд рублей»

1 октября 2014 11:04
1
6272

В минувшее воскресенье, 28 сентября, Омсктрансмаш, как и остальные предприятия омского оборонного комплекса, отмечал День машиностроителя. А в начале сентября омский производитель бронетехники, который уже несколько лет входит в структуру холдинга «Уралвагонзавод», удачно поучаствовал в мероприятиях уральского транспортного салона «Магистраль-2014» в Нижнем Тагиле и в международной выставке вооружений ADEX-2014, которая проходила в Баку. О том, зачем нужно бывать на выставках, о надеждах и планах, о новой технике для армии, а также о грядущей модернизации производства обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ накануне праздника расспросил руководителя Омсктрансмаша Игоря ЛОБОВА.

– Игорь Эдуардович, какие выставки вы стараетесь не пропускать? Какую технику представляли в Нижнем Тагиле и в Баку? Довольны ли вы результатами?

– Мы стараемся попасть на те выставки, куда приезжают люди, принимающие решения. В частности, иностранные покупатели нашей техники. В Нижнем Тагиле выставляли гражданскую продукцию — машину для завинчивания свай. Она в Омской области продается, но объемы продаж могут быть, на наш взгляд, выше, если машину продвигать более активно, и мы сейчас именно этим и занимаемся. А в Баку, где Омский завод транспортного машиностроения был представлен макетами боевых и транспортно-заряжающих машин системы ТОС-1А и инженерной техники, мы пообщались с пользователями нашей продукции. В целом, на мой взгляд, все прошло позитивно.

– Интерес к омской технике есть?

– Интерес достаточно высокий. Выставку ADEX-2014, например, даже посетил президент Азербайджанской Республики. И заказы у нас уже есть не только на следующий год, но и частично на 2016 год. 

– Все это благодаря выставкам? Или результативность участия в выставках оценить трудно?

– А как себя позиционировать без участия в выставках? Как продемонстрировать заказчикам, что предприятие готово подстраиваться под их запросы, готово изготовить продукцию в разумные сроки и продавать ее по разумной цене? Да, контракты на выставках заключаются далеко не всегда. На авиационные и машиностроительные выставки покупатели приезжают в большей степени не за контрактами. Они хотят поговорить со специалистами, оценить общие тренды. А реальные контракты подписываются уже после выставок.

– С какими финансовыми показателями Омсктрансмаш планирует завершить 2014 год? В прошлом году, насколько я помню, у вас была хорошая выручка — порядка 7 млрд рублей. И чистая прибыль превысила 120 млн рублей.

– Называть конкретные цифры мне бы не хотелось пока, до завершения года еще далеко. Могу только сказать, что мы способны, на мой взгляд, значительно превысить прошлогодние показатели.

– В 2010 году, до того как вы возглавили предприятие, его годовой оборот едва превысил 1 млрд рублей. 2014 год вы планируете завершить уже с оборотом, существенно превышающим 7 млрд рублей. В чем причины такого бурного роста? Государство пересмотрело свое отношение к оборонной промышленности вообще или конкретно к танкостроителям?

– Я думаю, что у любого оборонного предприятия в Омске похожая динамика. Сейчас основной объем производства обеспечивается государственным оборонным заказом.

– Основные объемы по оборонному заказу — это ремонт и модернизация бронетехники?

– Да, это модернизация танка Т-72, обслуживание в войсках и ремонт по техническому состоянию танка Т-80.

– А какая у вашего предприятия сейчас доля гражданской продукции?

– К сожалению, не очень большая. Не больше 10% в общем объеме производства. Мы понимаем, что этот подъем, который происходит сейчас в оборонной промышленности, в среднесрочной перспективе приостановится. Президент России обозначил срок до 2020 года. После этого, как говорит президент, предприятиям оборонки нужно будет хорошо подумать о производстве гражданской продукции.   

– Помнится, в свое время стоял вопрос о переформатировании вашего предприятия на выпуск полувагонов. Потом от этой идеи руководство Уралвагонзавода отказалось. Какая гражданская продукция, которую производит Омсктрансмаш, пользуется сегодня большим спросом?

– Самый большой спрос на продукцию нашего литейного производства. Мы очень большую номенклатуру литых изделий освоили. Ежемесячно производим до тысячи тонн литейной продукции для различных отраслей промышленности.

Гусеницы для танков в том числе?

– Гусеничные ленты для танков — это уже не гражданская продукция. Кстати, по гусеницам мы очень хорошо продвинулись вперед. Мы сейчас являемся единственным поставщиком гусениц и для УВЗ, и для всех его дочерних предприятий, которые производят и ремонтируют тяжелую технику на базе танка. Мы провели глубокую реконструкцию литейного цеха, поставили современное кузнечное и механообрабатывающее оборудование.

Реконструкция уже полностью завершена?

– Все оборудование уже функционирует. Осталось доделать общестроительные работы. Я думаю, мы завершим их в течение месяца.

Какие у вас сейчас перспективные разработки транспортных машин?

– Сейчас вот как раз проходит государственные испытания наша специальная пожарная машина — СПМ, которая создавалась с возможностью использования без экипажа. Мы ее впервые продемонстрировали в прошлом году на выставке Russia Arms EXPO 2013, которая проходила в Нижнем Тагиле, и на ВТТВ-2013 в Омске. Если все будет нормально, то через год-полтора начнем серийное производство. Машина нужная, она создавалась по заказу Министерства обороны РФ, чтобы тушить пожары на арсеналах и других опасных объектах. В 2015 году будем уже предлагать покупателям мирный образец нашего плавающего транспортера ПТС-4. Гражданская машина будет с удобной кабиной, без брони, естественно, но такой же надежной и вместительной.

Какие рынки вы считаете потенциально интересными для вашего предприятия в будущем? В каком качестве будет позиционировать себя Омсктрансмаш? Только в качестве производителя тяжелой техники?

– Наша задача номер один на текущий и следующий годы – нарастить объемы производства, выйти на стабильную прибыль и эти показатели удержать. А какие рынки для нас потенциально интересны – пока еще нет полного понимания. Пока мы изучаем этот вопрос. И сами, и с помощью консалтинговых компаний.

Тракторное направление, если я правильно понимаю, уже не рассматривается?

– Колесный трактор ЗТМ-60, который выпускался предприятием, – это машина замечательная, только очень старая, разработки еще 60-х годов. И по той цене, по которой эта машина у нас получалась, она не была востребована рынком. Мы много вариантов рассматривали по тракторам, в том числе совместно с областным правительством. Здесь были и белорусы, и корейцы, но приемлемого варианта по соотношению цены и качества мы пока не нашли. Хотя сама по себе идея производства тракторов — она имеет право на жизнь.

– Вы ожидаете сокращения заказа на модернизацию Т-72?

– На ближайшие год-два заказы на Т-72 у нас еще будут. Танков Т-80 выпустили в свое время много. Надеемся, что их модернизацию тоже доверят нашему предприятию.  

В июле совет директоров ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» неожиданно для многих вернул предприятию прежнее название — «Омский завод транспортного машиностроения». Что подтолкнуло к переименованию?

– Название «Омский завод транспортного машиностроения» омичам ближе исторически. К тому же это название более полно отражает суть нашей работы. Я на своем примере скажу: уже три года живу в Омске и от всех постоянно слышу: Омсктрансмаш. Переименование завода в ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» никто не воспринял. Да, у нас есть очень хорошая школа конструкторов, которой мы вполне обоснованно гордимся. Но мы все же не конструкторское бюро, а завод.

Скоро на Омсктрансмаше открывается базовая кафедра ОмГТУ «Гидромеханика и транспортные машины». Зачем вам это нужно?

– Хотим обучать инженеров для себя. Чтобы к окончанию вуза студенты уже понимали специфику работы нашего завода. Для этого им будут преподавать в том числе и наши специалисты. А заведовать кафедрой будет наш генеральный конструктор, председатель Омского регионального отделения Союза машиностроителей России Игорь Константинович ШУМАКОВ. Мы вообще большое внимание уделяем обучению специалистов. Сегодня в разных вузах обучается более 170 студентов, учебу которых оплачивает наше предприятие.

– То есть вы не испытываете такого острого кадрового голода, как другие предприятия омской «оборонки»?

– Нет, кадровый голод мы испытываем. Нам тоже остро не хватает специалистов. К сожалению, профессия «инженер» в массовом сознании по-прежнему числится в категории непрестижных. Считается, что инженер на заводе зарабатывает мало, хотя сегодня это уже далеко не так. Чистая статистика: в 2011 году у нас средняя заработная плата была на уровне 15 тысяч рублей, а в этом году — 28 тысяч рублей. А это уже более-менее достойный уровень, на мой взгляд. Нельзя сказать, что на эти деньги невозможно прожить.

– В прошлом году на заводе работало 4 500 человек. Сколько вам еще нужно людей? И каких специалистов не хватает больше всего?

– В численности мы приросли за год. Скоро, я думаю, будет уже 4 800 работников. Оптимальная численность для того объема производства, который мы планируем, – 5 000 человек. Что касается нехватки специалистов, то нам не хватает всех – и инженеров, и рабочих.  

– Планируете дальнейшее обновление производственных мощностей?

– Конечно. В 2015 году мы начнем восстанавливать собственное производство деталей для трансмиссий. Это большой проект. Как минимум, на год. Он предусматривает приобретение 42 современных обрабатывающих центров. И объем инвестиций весьма существенный – более 1 миллиарда рублей.

– Уралвагонзавод попал под санкции, которые объявили США и Евросоюз. Не помешают эти санкции вашим планам по развитию Омсктрансмаша?

– Санкции и ограничения – это всегда плохо, поскольку они закрывают возможности для сотрудничества. Жизнь, я считаю, должна развиваться по законам экономики, а не политики. Но так, чтобы мы резко почувствовали влияние санкций, – этого нет. Станки, которые мы раньше приобретали в Европе, будем приобретать, условно говоря, в Азии. А от растущего курса доллара мы, как экспортирующая организация, даже немного выиграли.

Комментарии
проверьте 21 ноября 2015 в 14:18:
Приведёт к развалу завода.Много наёмных рабочих с Новосибирска и других городов, которые работают в ночь, тариф 260 рублей в час, но толку от них нет, видимо откаты кто то получают. А нашим омичам режут тарифы. Лобов видимо к власти рвётся, на вопросы рабочих не даёт ответа, почему наёмники больше чем в три раза получают не за что, так как они практически не чего не производят.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.