В минувшее воскресенье, 28 сентября, Омсктрансмаш, как и остальные предприятия омского оборонного комплекса, отмечал День машиностроителя. А в начале сентября омский производитель бронетехники, который уже несколько лет входит в структуру холдинга «Уралвагонзавод», удачно поучаствовал в мероприятиях уральского транспортного салона «Магистраль-2014» в Нижнем Тагиле и в международной выставке вооружений ADEX-2014, которая проходила в Баку. О том, зачем нужно бывать на выставках, о надеждах и планах, о новой технике для армии, а также о грядущей модернизации производства обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ накануне праздника расспросил руководителя Омсктрансмаша Игоря ЛОБОВА.
– Игорь Эдуардович, какие выставки вы стараетесь не пропускать? Какую технику представляли в Нижнем Тагиле и в Баку? Довольны ли вы результатами?
– Мы стараемся попасть на те выставки, куда приезжают люди, принимающие решения. В частности, иностранные покупатели нашей техники. В Нижнем Тагиле выставляли гражданскую продукцию — машину для завинчивания свай. Она в Омской области продается, но объемы продаж могут быть, на наш взгляд, выше, если машину продвигать более активно, и мы сейчас именно этим и занимаемся. А в Баку, где Омский завод транспортного машиностроения был представлен макетами боевых и транспортно-заряжающих машин системы ТОС-1А и инженерной техники, мы пообщались с пользователями нашей продукции. В целом, на мой взгляд, все прошло позитивно.
– Интерес к омской технике есть?
– Интерес достаточно высокий. Выставку ADEX-2014, например, даже посетил президент Азербайджанской Республики. И заказы у нас уже есть не только на следующий год, но и частично на 2016 год.
– Все это благодаря выставкам? Или результативность участия в выставках оценить трудно?
– А как себя позиционировать без участия в выставках? Как продемонстрировать заказчикам, что предприятие готово подстраиваться под их запросы, готово изготовить продукцию в разумные сроки и продавать ее по разумной цене? Да, контракты на выставках заключаются далеко не всегда. На авиационные и машиностроительные выставки покупатели приезжают в большей степени не за контрактами. Они хотят поговорить со специалистами, оценить общие тренды. А реальные контракты подписываются уже после выставок.
– С какими финансовыми показателями Омсктрансмаш планирует завершить 2014 год? В прошлом году, насколько я помню, у вас была хорошая выручка — порядка 7 млрд рублей. И чистая прибыль превысила 120 млн рублей.
– Называть конкретные цифры мне бы не хотелось пока, до завершения года еще далеко. Могу только сказать, что мы способны, на мой взгляд, значительно превысить прошлогодние показатели.
– В 2010 году, до того как вы возглавили предприятие, его годовой оборот едва превысил 1 млрд рублей. 2014 год вы планируете завершить уже с оборотом, существенно превышающим 7 млрд рублей. В чем причины такого бурного роста? Государство пересмотрело свое отношение к оборонной промышленности вообще или конкретно к танкостроителям?
– Я думаю, что у любого оборонного предприятия в Омске похожая динамика. Сейчас основной объем производства обеспечивается государственным оборонным заказом.
– Основные объемы по оборонному заказу — это ремонт и модернизация бронетехники?
– Да, это модернизация танка Т-72, обслуживание в войсках и ремонт по техническому состоянию танка Т-80.
– А какая у вашего предприятия сейчас доля гражданской продукции?
– К сожалению, не очень большая. Не больше 10% в общем объеме производства. Мы понимаем, что этот подъем, который происходит сейчас в оборонной промышленности, в среднесрочной перспективе приостановится. Президент России обозначил срок до 2020 года. После этого, как говорит президент, предприятиям оборонки нужно будет хорошо подумать о производстве гражданской продукции.
– Помнится, в свое время стоял вопрос о переформатировании вашего предприятия на выпуск полувагонов. Потом от этой идеи руководство Уралвагонзавода отказалось. Какая гражданская продукция, которую производит Омсктрансмаш, пользуется сегодня большим спросом?
– Самый большой спрос на продукцию нашего литейного производства. Мы очень большую номенклатуру литых изделий освоили. Ежемесячно производим до тысячи тонн литейной продукции для различных отраслей промышленности.
– Гусеницы для танков в том числе?
– Гусеничные ленты для танков — это уже не гражданская продукция. Кстати, по гусеницам мы очень хорошо продвинулись вперед. Мы сейчас являемся единственным поставщиком гусениц и для УВЗ, и для всех его дочерних предприятий, которые производят и ремонтируют тяжелую технику на базе танка. Мы провели глубокую реконструкцию литейного цеха, поставили современное кузнечное и механообрабатывающее оборудование.
– Реконструкция уже полностью завершена?
– Все оборудование уже функционирует. Осталось доделать общестроительные работы. Я думаю, мы завершим их в течение месяца.
– Какие у вас сейчас перспективные разработки транспортных машин?
– Сейчас вот как раз проходит государственные испытания наша специальная пожарная машина — СПМ, которая создавалась с возможностью использования без экипажа. Мы ее впервые продемонстрировали в прошлом году на выставке Russia Arms EXPO 2013, которая проходила в Нижнем Тагиле, и на ВТТВ-2013 в Омске. Если все будет нормально, то через год-полтора начнем серийное производство. Машина нужная, она создавалась по заказу Министерства обороны РФ, чтобы тушить пожары на арсеналах и других опасных объектах. В 2015 году будем уже предлагать покупателям мирный образец нашего плавающего транспортера ПТС-4. Гражданская машина будет с удобной кабиной, без брони, естественно, но такой же надежной и вместительной.
– Какие рынки вы считаете потенциально интересными для вашего предприятия в будущем? В каком качестве будет позиционировать себя Омсктрансмаш? Только в качестве производителя тяжелой техники?
– Наша задача номер один на текущий и следующий годы – нарастить объемы производства, выйти на стабильную прибыль и эти показатели удержать. А какие рынки для нас потенциально интересны – пока еще нет полного понимания. Пока мы изучаем этот вопрос. И сами, и с помощью консалтинговых компаний.
– Тракторное направление, если я правильно понимаю, уже не рассматривается?
– Колесный трактор ЗТМ-60, который выпускался предприятием, – это машина замечательная, только очень старая, разработки еще 60-х годов. И по той цене, по которой эта машина у нас получалась, она не была востребована рынком. Мы много вариантов рассматривали по тракторам, в том числе совместно с областным правительством. Здесь были и белорусы, и корейцы, но приемлемого варианта по соотношению цены и качества мы пока не нашли. Хотя сама по себе идея производства тракторов — она имеет право на жизнь.
– Вы ожидаете сокращения заказа на модернизацию Т-72?
– На ближайшие год-два заказы на Т-72 у нас еще будут. Танков Т-80 выпустили в свое время много. Надеемся, что их модернизацию тоже доверят нашему предприятию.
– В июле совет директоров ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» неожиданно для многих вернул предприятию прежнее название — «Омский завод транспортного машиностроения». Что подтолкнуло к переименованию?
– Название «Омский завод транспортного машиностроения» омичам ближе исторически. К тому же это название более полно отражает суть нашей работы. Я на своем примере скажу: уже три года живу в Омске и от всех постоянно слышу: Омсктрансмаш. Переименование завода в ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» никто не воспринял. Да, у нас есть очень хорошая школа конструкторов, которой мы вполне обоснованно гордимся. Но мы все же не конструкторское бюро, а завод.
– Скоро на Омсктрансмаше открывается базовая кафедра ОмГТУ «Гидромеханика и транспортные машины». Зачем вам это нужно?
– Хотим обучать инженеров для себя. Чтобы к окончанию вуза студенты уже понимали специфику работы нашего завода. Для этого им будут преподавать в том числе и наши специалисты. А заведовать кафедрой будет наш генеральный конструктор, председатель Омского регионального отделения Союза машиностроителей России Игорь Константинович ШУМАКОВ. Мы вообще большое внимание уделяем обучению специалистов. Сегодня в разных вузах обучается более 170 студентов, учебу которых оплачивает наше предприятие.
– То есть вы не испытываете такого острого кадрового голода, как другие предприятия омской «оборонки»?
– Нет, кадровый голод мы испытываем. Нам тоже остро не хватает специалистов. К сожалению, профессия «инженер» в массовом сознании по-прежнему числится в категории непрестижных. Считается, что инженер на заводе зарабатывает мало, хотя сегодня это уже далеко не так. Чистая статистика: в 2011 году у нас средняя заработная плата была на уровне 15 тысяч рублей, а в этом году — 28 тысяч рублей. А это уже более-менее достойный уровень, на мой взгляд. Нельзя сказать, что на эти деньги невозможно прожить.
– В прошлом году на заводе работало 4 500 человек. Сколько вам еще нужно людей? И каких специалистов не хватает больше всего?
– В численности мы приросли за год. Скоро, я думаю, будет уже 4 800 работников. Оптимальная численность для того объема производства, который мы планируем, – 5 000 человек. Что касается нехватки специалистов, то нам не хватает всех – и инженеров, и рабочих.
– Планируете дальнейшее обновление производственных мощностей?
– Конечно. В 2015 году мы начнем восстанавливать собственное производство деталей для трансмиссий. Это большой проект. Как минимум, на год. Он предусматривает приобретение 42 современных обрабатывающих центров. И объем инвестиций весьма существенный – более 1 миллиарда рублей.
– Уралвагонзавод попал под санкции, которые объявили США и Евросоюз. Не помешают эти санкции вашим планам по развитию Омсктрансмаша?
– Санкции и ограничения – это всегда плохо, поскольку они закрывают возможности для сотрудничества. Жизнь, я считаю, должна развиваться по законам экономики, а не политики. Но так, чтобы мы резко почувствовали влияние санкций, – этого нет. Станки, которые мы раньше приобретали в Европе, будем приобретать, условно говоря, в Азии. А от растущего курса доллара мы, как экспортирующая организация, даже немного выиграли.