Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Татьяна МАРАКАЕВА: «У.М.Н.И.К.» для меня стал вершиной, к которой пришлось долго идти»

5 августа 2015 13:44
0
5423

Этой весной одним из победителей конкурса «У.М.Н.И.К.» стала кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель ОмГАУ Татьяна МАРАКАЕВА. О своих исследованиях в области селекции зернобобовых культур она рассказала корреспонденту «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО.

– Татьяна Владимировна, с какой темой вы выступили на конкурсе «У.М.Н.И.К.»?

– Разработка способа улучшения качества семян зернобобовых культур с помощью микрофокусной и мягколучевой рентгенографии. В условиях нашей южной лесостепи в Западной Сибири пока никто не применял рентгенографию для определения качества семян. Подобное исследование проводится в Москве во Всероссийском НИИ селекции и семеноводства овощных культур (ВНИИССОК). Я изучила много литературы по теме, и мы решили нашим большим дружным коллективом взяться за эту работу и в итоге – выиграли грант на получение денежных средств. 400 тысяч рублей в течение двух лет будем вкладывать в проведение исследований.

– Какой именно опыт ВНИИССОК вы использовали?

– От их наработок мы взяли только микрофокусную рентгенографию, потому что для зернобобовых нужны абсолютно другие методики, тем более климатические зоны у нас совершенно разные. ВНИИССОК начал использовать рентгенографию для определения качества семян не так давно, исследования там проводят в основном на перцах и томатах.

– Ваша тема, несомненно, интересна для сельского хозяйства региона. Как и где она будет применяться?

– Она актуальна для многих отраслей, наши исследования нужны и для производственников, и для селекционеров и будут пользоваться спросом. В настоящее время промышленное выращивание зернобобовых культур в наших условиях мало распространено, в основном эта культура произрастает в частном секторе. Нами созданы сорта, которые мы хотим внедрить в производство, и должны доказать, что они пригодны к механизированной уборке. Дело в том, что зернобобовые в процессе уборки подвергаются механическому воздействию и могут повреждаться. Дефекты не всегда возможно увидеть невооруженным глазом. Это может быть повреждение зародышей, микротрещины, дробление, повреждения, оставленные вредителями. Наше исследование поможет их выявлять. Если проверенный сорт окажется склонен к механическому воздействию, мы уже не будем предлагать его сельхозпроизводителям для возделывания в производственных масштабах. Кроме того, фермеры и КФХ могут привозить нам свои сорта для диагностики. Такой услуги пока нигде нет, и конкурентов у нас не будет.

– Будет ли эта методика рентабельна для аграриев?

– Фермеры всегда закупают 30-40 процентов семян в качестве страхового фонда с учетом того, что часть может быть повреждена и не взойдет. Если мы будем предоставлять им информацию о том, какой сорт меньше повреждается, они значительно сэкономят. Конечно, фермеры не сразу поверят в эффективность наших методов, придется доказывать, что им это выгодно.

– Сколько будет стоить ваша услуга?

– Пока не известно, для определения точной суммы надо проанализировать рынок. Но в любом случае не дороже оплаты 40 процентов страхового фонда семян.

– Какое оборудование вы планируете использовать в исследованиях?

– Рентгенодиагностическую установку ПРДУ-2. Она связана с компьютером, на который устанавливается специальная программа. Внутрь закладывается партия семян, и меньше чем через минуту рентгенография готова, остается только обработать рентгеновский снимок на компьютере. За один раз можно проверить примерно 9-10 тысяч семян. У нас установки пока нет, и часть денег гранта, конечно, будет вложена в покупку оборудования. Оно не из дешевых – обойдется в сумму около 500 тысяч рублей. В крайнем случае, есть инвесторы, которые готовы помочь, чтобы ускорить работу. Многие хозяйства хотят выращивать фасоль в промышленных масштабах и заинтересованы в наших исследованиях. Мы же пока не можем предложить им необходимое количество семян лучшего качества.

– Рентгеновское облучение повлияет на всхожесть семян?

– На практике мы пока такие исследования не проводили. Однако, изучив характеристики оборудования, которое мы будем использовать, могу сказать, что отрицательного влияния столь малое облучение – всего пять рентген – на семена оказывать не будет. Безопасно оно и для человека.

– Татьяна Владимировна, с каким багажом вы пришли на «У.М.Н.И.К.»?

– Нами созданы новые сорта. В 2012 году мы получили два патента на фасоль овощную, где я являюсь соавтором, а в этом году – еще три патента. Кроме того, несколько наших сортов находится на государственном сортоиспытании. На протяжении многих лет мы проводили лабораторные исследования по качеству: смотрели энергию прорастания, полевую всхожесть и т.д. Сейчас, получив денежные средства, начнем исследования по влиянию рентгенографии – как она воздействует, как улучшает показатели. Мы будем рекомендовать нашу фасоль для возделывания в производственных масштабах.

– За счет чего происходит улучшение показателей?

– Если раньше мы на основании своих исследований могли предполагать, что всхожесть семян составит, к примеру, 80 процентов, то после рентгенографии сможем с уверенностью отбраковать все поврежденные семена. В итоге останется только посадочный материал со всхожестью 100 процентов. Таким образом мы улучшим исследования.

– Наш регион имеет опыт выращивания фасоли?

– В промышленных масштабах – нет. Созданием сортов в Омске одно время занимался СибНИИСХоз, но потом они посчитали эти исследования неперспективными и перешли на сою. Аграрный университет занимается фасолью с 2000 года. Представьте, прошло 15 лет, и только сейчас мы создаем свои сорта, а все это время занимались изучением. Фасоль – культура новая, перспективная, все исследования по ней актуальны. Например, для промышленных масштабов нужно подобрать гербициды, удобрения.

– Какие сорта у вас уже есть?

– Мы получили патенты на сорта фасоли: Памяти Рыжковой, Золото Сибири, Маруся и Оливковая. Татьяна РЫЖКОВА – первая, кто стал заниматься фасолью. Потом эту работу продолжила мой научный руководитель – доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры агрономии, селекции и семеноводства Нина Григорьевна КАЗЫДУБ. Она защищала по селекции фасоли кандидатскую и докторскую диссертации и возглавляет команду, которая работала над проектом для «У.М.Н.И.К.а».

– Когда можно ожидать выход на промышленные масштабы?

– Мы постепенно увеличиваем площади фасоли, сейчас у нас уже три гектара. Если мы соберем хороший урожай, сохраним его, то года через два начнем внедрять в хозяйства. Согласно условиям конкурса, в первый год мы проведем лабораторные исследования, а на следующий планируем выйти на производство. Возможно, создадим малое предприятие в структуре университета и будем заниматься исследованиями. Если оборудование окупится, то можно приобрести следующее, чтобы ускорить процесс.

– Вы защитили кандидатскую диссертацию в прошлом году. Ее тема тоже связана с фасолью?

– Конечно, я защитилась по теме «Сравнительная оценка хозяйственно-ценных признаков образцов фасоли и создание на их основе нового селекционного материала для условий южной лесостепи Западной Сибири». По селекции фасоли я писала и дипломную работу и, надеюсь, напишу докторскую. Вообще изучением фасоли я начала заниматься с 2005 года.

Как вам пришла идея пойти на «У.М.Н.И.К.»?

– «У.М.Н.И.К.» для меня стал вершиной, к которой пришлось долго идти. В 2010 году мы выиграли конкурс всем коллективом, у нас была тема по созданию сортов. Потом на протяжении нескольких лет я подавала заявки, но получала отказы. И вот в этом году наконец победила. Сыграло роль, что тема рентгенографии мало распространена, а фасоль – культура малоизученная.

– Татьяна Владимировна, чем вы занимаетесь в свободное время?

– Семьей. У меня есть муж, дочь Софья, ей 2,5 года. Нам некогда скучать. У нас есть дача, огород, где выращиваем все, в том числе фасоль. Теперь в нашей округе все знают, что это такое. В семье, до того как я занялась фасолью, ее никто не ел, теперь и супы, и борщи – только с фасолью. Заготавливаем ее на зиму, салатики делаем, маринуем. Еще я очень люблю кататься на велосипеде. Езжу на нем летом на работу. Дорога занимает минут 15. Велосипед мне подарил муж на защиту диссертации. На нем даже есть и специальное сиденье для дочери. Мы часто катаемся всей семьей.

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.