О новых целях и задачах, о роли личности в компании «МегаФон» и перспективах расширения на омском рынке с новым топ-менеджером ОАО «МегаФон» Игорем БЕЗЗУБКИНЫМ, назначенным руководить региональным офисом оператора в последние дни 2014 года, побеседовал обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
– Игорь Анатольевич, что для вас Омск? Вы понимали, куда ехали?
– Омск для меня – практически родной город. Я много поездил по России и бывшему СССР, как с родителями, так и в период своей военной службы, но получилось так, что большую часть жизни я провел именно в Омске. Большую роль сыграло и то, что свое первое высшее образование получил здесь. В 2002 году по собственному желанию перевелся в г. Омск, чтобы продолжить службу. В Новосибирск я переехал только в 2013 году, когда мне предложили должность руководителя по безопасности Сибирского филиала «МегаФон Ритейл». И так получилось, что уже в декабре 2014 года я вернулся назад.
– Чем, на ваш взгляд, омский рынок сотовой связи отличается от рынков других городов Сибири?
– С точки зрения «МегаФона» омский рынок отличается весьма существенно от других. Во-первых, здесь очень жесткая конкуренция. После того как в Омске начал работу оператор Yota, федеральных компаний сотовой связи стало уже пять. И эта жесткая конкуренция положительно влияет как на стоимостные факторы, так и на качество покрытия. Во-вторых, исторически сложилось, что большую часть рынка в Омской области занимает Tele2, с которыми мы, в первую очередь, конкурируем в плане технологий мобильного Интернета 3G и 4G.
– На федеральном уровне «МегаФон» несколько лет уже занимает второе место по количеству абонентов, а в Омске – только четвертое. Какие конкретно стратегические и тактические шаги вы собираетесь предпринимать, чтобы устранить этот перекос?
– С технологической точки зрения мы в Омске уже первые. Сеть стандарта LTE мы запустили еще в 2013 году и сделали это первыми среди всех мобильных операторов. Это почти сразу дало результат — у омского «МегаФона» максимальный среди всех наших отделений прирост абонентов, пользующихся услугами передачи данных. Такие клиенты уже сейчас обеспечивают нам более 50% выручки. И мы будем предлагать им еще больше возможностей для комфортной работы с передачей данных.
– Изменится ли ваша стратегия, когда сети LTE запустят все операторы?
– Во-первых, здоровая конкуренция никогда не вредила рынку. Во-вторых, мы тоже не стоим на месте. Омск, как город-миллионник, входит в список городов, где «МегаФон» в 2015 году планирует развивать LTE-Advanced. На сегодняшний день эта технология обеспечивает самый быстрый мобильный Интернет в мире на скорости до 300 Мбит/сек. Частотный диапазон для запуска таких сетей на сегодняшний день есть только у «МегаФона». Планируем мы и внедрение в наших сетях VoLTE – Voice over LTE. Это еще одна технология развития сетей четвертого поколения, которая позволяет передавать не только данные, но и голос в формате FullHD по сетям LTE.
– А сроки?
– Точных сроков сказать не могу, потому что объем инвестиций на подобные проекты определяется акционерами ОАО «МегаФон».
– Многие уже задаются вопросом, а есть ли необходимость в скоростях на уровне 300 Мбит/сек? Обычному человеку, который пользуется мобильным Интернетом со своего смартфона, столько и не нужно, наверное...
– Все без исключения стандарты мобильной связи – и 3G, и 4G – в свое время проходили сквозь призму скепсиса, потому что потребители услуг в большинстве своем весьма консервативны. Однако интернет-компании и производители контента подталкивают всю индустрию к дальнейшему развитию. Сегодня мы привыкли смотреть ролики на YouTube в HD-качестве (как на компьютере, так и на смартфоне), и вряд ли кто-то будет спорить с тем, что комфортнее всего делать это именно в сетях 4G. Уже не за горами массовое распространение видео в формате 4K, где как раз и будут востребованы высокие скорости LTE-Advanced. А ведь еще есть мобильное IP-телевидение и молодая индустрия мобильных 3D-игр, которые сейчас находятся на этапе своего становления.
– Прошедший год для омского «МегаФона» был успешным?
– Пожалуй, да. Как я уже сказал, омский «МегаФон» – это единственное отделение оператора во всей стране, где выручка от неголосовых услуг превышает доход от традиционного голоса. С точки зрения внутренней соревновательности это помогает хорошо выделятся на фоне коллег. По итогам 2014 года «МегаФон» в Омске продемонстрировал самый большой прирост выручки не только в Сибири, но по России в целом.
– Повлияет ли на планы 2015 года девальвация рубля?
– У нас практически все валютные сделки закрыты. В данный момент у «МегаФона» практически нет долгов, номинированных в валюте, что позволяет более спокойно реагировать на изменения, которые происходят на финансовых рынках. Мы ни в коем случае не планируем останавливать строительство сети, но какими темпами мы будем это делать, пока сказать не готов. Сегодня у «МегаФона» сетями 2G и 3G покрыто почти 100% населения Омской области и 80% территории самого города – сетями 4G. Фактически сеть давно построена. А доводить ее до совершенства и увеличивать мощность можно, как вы понимаете, до бесконечности.
– В 2008-2009 годах, когда случился кризис, многие опасались повышения цен на сотовую связь. Сейчас никто не высказывает опасений на счет возможных изменений тарифа в связи с ростом курса доллара. Тариф действительно не изменится?
– Курс валют влияет только на услуги роуминга, которые де-факто оказывают нашим абонентам иностранные операторы. Мы не имеем больших возможностей влиять на них. Что касается услуг внутри страны – то есть тех, которыми пользуются 99% абонентов, то пока каких-либо оснований для их изменений мы не видим. Даже более того, с недавних пор «МегаФон» предлагает обновленный тариф «Переходи на ноль», где первые 20 минут общения внутри сети предоставляются абоненту без каких-либо специальных условий. Это можно назвать нашим первым антикризисным предложением в наступившем 2015 году.
– На омском «МегаФоне» как-то отразилось введение MNP – услуги смены оператора с сохранением номера?
– Как и предсказывали операторы, в течение первого года большого спроса на услугу MNP не наблюдалось. Всего около 1,5% абонентов сотовой связи сменило своих операторов. А вот на корпоративном рынке введение этой услуги действительно вызвало определенные подвижки. Сейчас, когда менять номер при смене оператора уже нет необходимости, стало интереснее участвовать в тендерах, на которых крупные заказчики и государственные ведомства выбирают себе поставщика услуг сотовой связи.
– В «МегаФоне» жесткая вертикаль власти или руководители отделений и филиалов могут гибко реагировать на внешние изменения?
– Любая федеральная компания, как и любой орган государственной власти, должна иметь вертикальную управленческую систему. С одной стороны, для сотового оператора это означает колоссальную экономию средств за счет централизованной закупки оборудования, централизованного производства рекламы на ТВ и многого другого. С другой стороны, у каждого региона есть своя специфика, которую нужно учитывать. Например, особенности ведения бизнеса в Красноярском крае или Республике Тыва отличаются от Омской области. И цель директора отделения – учесть эти особенности при реализации общей стратегии компании.
– Не могу не спросить про компанию Yota, которая входит, как известно, в структуру «МегаФона». Yota сегодня активно развивается, набирает себе базу, конкурируя при этом на омском рынке с «МегаФоном». Как это понимать?
– Да, Yota – это дочерняя компания «МегаФона», которая при этом сохраняет самостоятельность как в плане разработки тарифов, так и в плане собственного биллинга. На момент покупки Yota (ООО «Скартел») имела существенную и очень лояльную абонентскую базу, которой нельзя было пренебречь. Я считаю очень правильным решение акционеров сохранить этот успешный бренд, потому что родственные компании, которые конкурируют между собой, еще более конкурентоспособны и на внешнем рынке.
– Как вам маркетинговая стратегия Yota, где акценты сделаны на передаче данных?– Yota изначально создавалась как оператор беспроводного Интернета, и сейчас, когда она помимо услуг передачи данных стала оказывать услуги голоса и SMS, ее специализация сохранилась. Yota совершенно самостоятельна в своей коммерческой стратегии, и ее подход к разработке тарифов отличается от тарифной политики «МегаФона». Например, мы предлагаем абоненту определенный объем трафика, но при этом не ограничиваем его по скорости. Yota, наоборот, не ограничивает своих пользователей в объемах скачиваемых данных, но ограничивает максимальную скорость. Оба подхода имеют своих сторонников и дают абонентам свободу выбора.
– «МегаФон» не планирует отменить роуминг внутри России?
– Вопрос внутрисетевого роуминга стоит рассматривать в двух плоскостях: экономической и законодательной. Пропуск трафика между регионами регулируется отраслевым законодательством, поэтому отмена внутрисетевой наценки должна сопровождаться изменениями и в самой нормативной базе. Если говорить про экономику, то стоимость одной минуты разговора в разных уголках России может отличаться в разы. Одно дело – центральная часть России, где расстояние между крупными городами часто не превышает 100 километров, и совсем другое дело – Норильск или отдаленные регионы Дальнего Востока, где звонок может проходить до абонента через несколько спутников. Соответственно, при отказе от внутрисетевого роуминга SIM-карты из регионов с низкой себестоимостью минуты будут неизбежно перетекать в регионы с более высокими издержками.
– Как вы оказались во главе регионального офиса телекоммуниционной компании? Это был осознанный выбор или случайность? Ваши коллеги обычно предпочитают строить карьеру в сфере защиты бизнеса...
– Выбор телекоммуникационной компании был совершенно осознанный. Завершая военную службу, я в приоритете рассматривал возможность трудоустройства в телекоммуникационном бизнесе, что в конечном итоге и получилось. Мне был интересен данный рынок как динамично и технологически развивающийся. Что касается защиты бизнеса, то в этой сфере я тоже поработал, возглавлял службу безопасности Сибирского филиала «МегаФон Ритейл». Защищать бизнес — это интересно. Но управлять бизнесом – еще интересней.