Все рубрики
В Омске воскресенье, 3 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

«Рынок не должен ничем отличаться от первоклассного супермаркета»

3 июня 2015 11:56
0
4309

Четыре муниципальных рынка Омска получат концепцию развития и финансовые преференции. 

В городском пресс-клубе 27 мая чиновники обсудили особенности омской торговли, ее специфику и тенденции. О современном состоянии которая рассказала директор департамента городской экономической политики города Гульнар АЙТХОЖИНА.

В городе появится Концепция развития торговли

АЙТХОЖИНА  отметила, что департамент сформировал Концепцию развития торговли на территории города Омска, главной целью которой являются доступность, обеспеченность населения торговыми площадями, максимальное привлечение местных сельхозтоваропроизводителей, создание условий для развития торговли. Этот документ планируется утвердить в ближайшее время.

«Сегодня состояние торговли на территории нашего города характеризуется как стабильное, с динамичным развитием материально-технической базы, высоким уровнем насыщенности всех товарных групп», – проинформировала АЙТХОЖИНА журналистов.

В городе представлены практически все форматы современной торговли. Согласно данным маркетингового исследования, у нас около 12 тысяч предприятий потребительского рынка с общим объемом торговых площадей 1228 тысяч кв. м, в том числе 18 гипермаркетов, 737 супермаркетов, 10 моллов (торгово-развлекательных центров), 6 розничных рынков, 10 торговых объектов, использующих рыночный формат, и 270 торговых комплексов (торговых центров, универмагов).

На начало 2015 года на долю федеральных торговых сетей, крупных торговых комплексов и магазинов приходилось 75 процентов торговых площадей, на объекты шаговой доступности – около 20 процентов.

В ОАО пусто, а в КАО густо

Обеспеченность населения Омска торговыми площадями из расчета на тысячу человек существенно превышает минимум. Однако предприятия торговли размещены неравномерно. Наибольшая часть торговых объектов сосредоточена в Центральном административном округе, наименьшая – в Октябрьском. Этот район «просел» из-за того, что существенная часть его территории занята промышленными объектами. Президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ отметил, что в недалеком будущем это положение изменится, поскольку заводы, расположенные в этой промзоне, планируют отдать часть своих неиспользуемых территорий под строительство жилья для работников их предприятий, таким образом решая кадровый вопрос. Вполне естественно предполагать, что на первых этажах этих зданий появятся долгожданные торговые комплексы, «Магниты» и пр. Пока же городская администрация рассчитывает увеличить в ОАО количество нестационарных торговых объектов, чтобы закрыть вопрос продовольственной обеспеченности жителей.

Каждому омичу – по метру торговой площади

Общий объем торговых площадей в городе – 1 млн 228 тысяч квадратных метров, таким образом, на одного омича приходится немногим более одного квадратного метра. Уровень обеспеченности КАО и ЦАО превышает нормативы, САО и ЛАО приближены к ним, а ОАО, как уже было сказано, не дотягивает до нормы.

Борис СВАТКОВ уверен, что проблемы омской торговли во многом связаны с ее  неправильной организацией. За рубежом и в других крупных мегаполисах России гипермаркеты и магазины-склады по типу «Метро» расположены за транспортным кольцом вокруг городской черты. Это дает целый ряд преимуществ. Во-первых, происходит обустройство кольца (что Омску бы не помешало). Во-вторых, город избавляется от автомобильных пробок. В третьих, создается нормальная конкурентная среда внутри областного центра.

Размещение торговых площадей – это наука. Мы должны оставлять город под другие форматы. Это и местные сети, и федеральные, тот же «Магнит» – средний формат – и так называемые магазины у дома, – высказал свою точку зрения Борис СВАТКОВ. – «Метро» – это, по сути, склад, мелкооптовый магазин, он должен размещаться за кольцом. Мы его поставили чуть ли не в центре города, а самое лучшее место для него в районе Лузино. Так везде, не только за рубежом, но и в Новосибирске.

Сейчас же гипермаркеты внедрены в тело мегаполиса и происходит массовое закрытие мелких магазинов. Так, после запуска крупных торговых объектов в КАО прекратили или изменили сферу деятельности более 80 небольших торговых точек. Страдают не только предприниматели, которые не могут конкурировать с большими магазинами, ущерб наносится занятости населения, а также производителям местных товаров.

На рынок – только за мясом?

Начальник управления развития потребительского рынка и внешнеэкономической деятельности департамента городской экономической политики Михаил ЩЕЛКОНОГОВ рассказал, что сегодня в городе осталось четыре муниципальных рынка. До 2009 года администрация активно избавлялась от этих так называемых непрофильных активов. Выполняя действие 271 ФЗ, большинство субъектов РФ ликвидировали рынки как муниципальную собственность, и сейчас на территории СФО Омск – единственный город, где еще сохранились рынки, принадлежащие муниципалитету. Все они старые, малорентабельные, многим более 30-40 лет. Из 1,5 тысячи мест сегодня занято всего 70 процентов. Покупатели уходят в гипермаркеты и супермаркеты. На рынки же приходят только, чтобы купить мясо.

Мэр принял решение увеличить доходы рынков, оставив в их бюджете отчисления, которые они сейчас отдают в бюджет города, а также разработать для каждого из них научно обоснованную концепцию с учетом инфраструктуры, транспортной доступности, автостоянок, внутреннего наполнения рынка, требований покупателей.

Продавать рынки преждевременно. Это тот рычаг администрации, с помощью которого мы можем проводить социальную политику. Рынок в первую очередь должен быть социально направлен и только во вторую – это предприятие, зарабатывающее деньги в бюджет города, – озвучил мнение мэра Михаил ЩЕЛКОНОГОВ.

Работа по созданию концепции займет время, быстро ее результатов ждать не стоит. Борис СВАТКОВ отметил:

Мы как Союз сторонники того, чтобы максимально освободить рынки от налогов, которые они сегодня платят. Рынок не должен ничем отличаться от первоклассного супермаркета, только там должны быть местные продукты, из личных подсобных хозяйств. Мы хотим пластиковую еду или натуральную? Да, может быть, она будет чуть дороже, но, думаю, все проголосуют за натуральную пищу.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.