А студенты оказались прагматичными и просили у вице-премьера льготные кредиты на жилье и отсрочку от армии для молодых инженеров
Программа короткого визита в Омск заместителя председателя федерального правительства Дмитрия РОГОЗИНА началась с ознакомления с возможностями Омского государственного технического университета и получасового общения с будущими инженерами и учеными. Дмитрий РОГОЗИН, которого впечатлил университетский ресурсный центр металлообработки, рассказал студентам о сегодняшний сложностях и завтрашних перспективах, студенты вежливо выслушали федерального чиновника и стали заинтересованно расспрашивать его о планах государства по созданию условий для молодых инженеров, которые завтра придут работать в оборонную промышленность.
Правильной дорогой идете, товарищи!
По словам вице-премьера, сегодня ситуация в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) намного более позитивная, чем три года тому назад. И дело, мол, даже не в выделенных из бюджета деньгах, а в том, что государство скорректировало свои приоритеты, сделав правильные выводы из предыдущих военных кампаний. Предприятия ОПК проделали огромную работу. И перевооружились за короткое время, и научились работать на новом оборудовании, и даже частично решили кадровую проблему.
– Мы смогли переломить тенденцию старения кадров в оборонке, – рассказал вице-премьер омским студентам.– В оборонные отрасли пришла наконец-то молодежь, и средний возраст специалистов сегодня снизился уже до 44 лет. Еще несколько лет назад средний возраст приближался к 50 годам. Все реформы в оборонной промышленности в целом и конкретно в ракетно-космической отрасли бессмысленны без людей, которые хотят самореализоваться на интересной работе.
Тем не менее в ОПК еще остались, по словам Дмитрия РОГОЗИНА, болевые точки и их предстоит решить в том числе усилиями молодых инженеров и ученых из ОмГТУ. Первая проблема – Россия сегодня существенно отстает в станкостроении от развитых стран. А покупки готовых высокоточных обрабатывающих центров для предприятий ОПК делают страну слишком зависимой от экономик стран, которые могут однажды стать вероятными противниками. Вторая проблема – отсутствие собственной радиационно-стойкой элементной базы, которая способна без сбоев работать в условиях космоса и агрессивных сред. Дмитрий РОГОЗИН напомнил и том, что предприятия ОПК России не должны повторять ошибок оборонщиков Советского Союза, которые не решили проблему трансфера военных технологий в производство перспективной продукции гражданского назначения.
– Мы сейчас внимательно присматриваемся к Омску, чтобы разместить здесь производство ракеты «Ангара», с которой мы связываем будущее нашей гражданской космонавтики, – рассказал Дмитрий РОГОЗИН. – Для того чтобы это сделать, необходима небольшая техническая революция в ракетно-космической промышленности. Необходимо переходить на цифровое проектирование, создавать «подсушенные» производства, куда должна прийти хорошо обученная и мотивированная молодежь. Никакой расслабленности, никакого иждивенчества быть больше не может. А то у нас на некоторых оборонных предприятиях от цеха к цеху ходит рейсовый автобус.
О хлебе насущном
Но кроме интересной работы, как выяснилось, хорошо обученные молодые омские инженеры женского пола хотят получить от государства еще и финансовые ресурсы для покупки жилья. Впрочем Дмитрия РОГОЗИНА вопросы о жилье не смутили. Он вспомнил, что и сам был когда-то молодым, поэтому, мол, понимает, как важно иметь собственный угол, но все же на вопрос о финансовой поддержке ответил общими словами. По его словам, все будет зависеть от помощи регионов и от инициативности руководителей конкретных предприятий, которые хотят закрепить у себя талантливых молодых специалистов.
А юношей больше интересовала ситуация с отсрочкой от армии для молодых инженеров, которые приходят работать на предприятия ОПК. Но и со службой по призыву, как оказалось, ситуация остается весьма запутанной, несмотря на понимание проблемы со стороны президента Владимира ПУТИНА. Как признался Дмитрий РОГОЗИН, он уже давно ведет дискуссию на эту тему с военными, но к единому мнению стороны пока не пришли. Впрочем Минобороны РФ уже удалось склонить к некому компромиссному варианту – формированию так называемых технических рот.
– Смысл технических рот в том, что если молодой инженер настолько классный специалист, что его жалко отрывать от работы даже на год, то он сможет либо остаться на своем предприятии в качестве прикомандированного военного специалиста, либо пойдет служить в часть, где используется та техника, которую производит его предприятие, – пояснил Дмитрий РОГОЗИН.– Смысл, надеюсь, понятен: молодой специалист увидит, как ведет себя эта техника, которую он собирает, в реальных условиях.
Интерес у будущих инженеров вызывает и строящийся в Амурской области космодром Восточный. Студенты ОмГТУ подробно расспрашивали вице-премьера, когда этот стратегический объект будет достроен и можно ли будет попасть туда на практику, чтобы потом устроиться и на работу. Дмитрий РОГОЗИН пообещал, что обязательно учтет пожелания омских студентов, и как только космодрому Восточный понадобятся молодые специалисты, руководство ОмГТУ узнает об этом в числе первых.
А ректор ОмГТУ Владимир ШАЛАЙ смотрит на проблемы шире, поэтому он сразу предложил Дмитрию РОГОЗИНУ не мелочиться, а создать в Омске образовательный центр для нужд всего Роскосмоса, чтобы закрыть кадровую потребность не только омских, но и других предприятий ракетно-космической отрасли. По словам ректора, уже сейчас вуз из 500 студентов-целевиков готовит ежегодно 80 специалистов для предприятий Роскосмоса. В частности, сейчас готовит «стартовиков» для строящегося космодрома Восточный.
– Бюджет университета – 1,7 млрд рублей. Из них 800 млн рублей мы зарабатываем самостоятельно по хоздоговорам и грантам. Мы готовы сделать очередной рывок с точки зрения подготовки кадров, создание такого центра нам вполне по силам, – заверил вице-премьера Владимир ШАЛАЙ. – У нас уже есть совместный проект с концерном им. Хруничева по созданию образовательного центра. И если на первом этапе будет поддержка Роскосмоса и Минпромторга РФ, то мы могли бы претендовать на бюджетное финансирование.