Глубокий кризис системы здравоохранения констатируют и пациенты, и главврачи
20 марта прошло экспертное совещание "Актуальные задачи защиты прав пациентов". Провела его приехавшая в Омск с рабочим визитом Евгения ОСИПОВА – заместитель руководителя по внешним коммуникациям центра мониторинга исполнения указов президента "Народная экспертиза" ОНФ. "КВ" предлагают самое интересное из беседы.
Алексей ПАНОВ, заместитель председателя общественного совета по защите прав пациентов при ТО Росздравнадзора по Омской области. Главный регулирующий документ в сфере охраны здоровья – это 323-ФЗ. С 1 января этого года должны действовать правовые нормы о независимой медицинской экспертизе и критериях качества медицинской помощи. В законе правовые нормы есть, а в постановлении правительства критериев качества медицинской помощи до сих пор нет. Правительство не приняло, Минздрав не утвердил. Как можно оценивать качество, если критериев нет? Может быть, обозначить эту проблему перед федеральными властями?
Евгения ОСИПОВА. И доклад ФАС об этом говорит.
Алексей ПАНОВ. С моей точки зрения, прав у пациентов предостаточно. Прежде всего, это страховые медицинские компании и Росздравнадзор. По территории Омской области я провел аналитику для вас. Заходим на сайт Росздравнадзора по Омской области. Последняя информация – за 2014 год. Идет 2015 год. Наверняка были обращения пациентов, проводились проверки, но ничего не известно об их результатах, о том, обоснованны ли жалобы пациентов. На сайте минздрава Омской области я тоже не нашел результатов лицензионного контроля.
Дмитрий ПОТОПАЛЬСКИЙ, генеральный директор ООО "Центр экспертиз в области здравоохранения". В отличие от той же Генеральной прокуратуры, которая все расписывает по поводу своих проверках, ни Роспотребнадзор, ни Росздравнадзор (федеральные) не пишут результатов.
Алексей ПАНОВ. У страховых медицинских компаний наших – то же самое. Как только пациенты увидят, что есть реальные изменения по их обращениям, ситуация, на мой взгляд, начнет улучшаться.
Евгения ОСИПОВА. Елена Геннадьевна, пациенты знают, что в случае нарушения их прав необходимо идти в страховую компанию?
Елена САЛЬНИКОВА, директор филиала ООО "РГС-Медицина" – "Росгосстрах-Омск-Медицина". Насколько я знаю по своей и другим компаниям, пациенты информируются. Но по опыту я могу сказать, что им дашь эту информацию в руки, а они не верят ничему. Мы постоянно подбираем возле офиса памятки, в которых подробно описано, какие права есть у пациентов, по каким вопросам обращаться.
Я сама как потребитель медицинских услуг вчера обращалась в одну из медицинских организаций. Даже медработники не знают, что у нас есть бесплатная медицинская помощь. Регистратор тут же отправляет в кассу, несмотря на то, что пациент (ребенок) пришел по направлению врача той же медицинской организации. Ему нужно сделать рентгенографию кистей, а ему говорят: "Это по месту жительства можно было сделать бесплатно". Его тут же отправляют в кассу и даже не знают, что его полис ОМС – действующий и по межтерриториальным расчетам лечебное учреждение получит за него деньги.
Евгения ОСИПОВА. Владимир Юрьевич, а что такое бесплатная медицинская помощь?
Владимир ШУТОВ, директор Западно-Сибирского медицинского центра ФМБА России. У меня такое ощущение, что происходит некая игра между государством и здравоохранением. Если у нас президент и председатель правительства говорят, что у нас здравоохранение якобы бесплатное, а система ОМС не работает, то мы вынуждены работать в таких вот условиях. Сейчас нет понимания платной и бесплатной услуги ни у руководителей страховых компаний, ни у руководителей фондов и министерств. Разработана какая-то схема движения пациента по территориальному принципу. Есть пациент, на него выделяется какое-то количество средств, и его медицинская организация должна выстраивать отношения с другими медицинскими организациями, чтобы обеспечить пациента диагностическими исследованиями, специализированными услугами и так далее. Они должны отправить его туда, заключить договор и отчислить деньги. Сейчас этого вообще нет.
Зайдите в наши поликлиники. Я туда не хожу. Я в своей жизни два раза был в поликлинике по месту жительства и больше туда не пойду. Мы посмотрели, что 85% жалоб идут от нескоординированной работы. Я работал хирургом, всегда был открыт для пациентов, а они мне рассказывали, что, чтобы попасть ко мне, нужно было пройти какие-то неимоверные процедуры. Ни одному больному в жизни я не отказал, но надо мной работала какая-то бюрократическая машина. Каждый врач и чиновник на своем месте решает, кого отправить, а кого не отправить. Почему так – это вопрос, скорее всего, организации.
Евгения ОСИПОВА. Это вы все правильно говорите, но я не получила ответа на вопрос, что же такое бесплатная медицинская помощь?
Владимир ШУТОВ. Пациента, который приходит к нам с другой территории за положенной ему по закону бесплатной медицинской помощью, мы бесплатно полечить не можем. Во-первых, Минздрав не дает нам объемов медицинской помощи. В настоящий момент у нас по стационару не хватает порядка двух тысяч больных. Стационар у нас будет работать до сентября, а потом его можно закрывать.
Евгения ОСИПОВА. Ну, должно же быть понятно. Заходит пациент в клинику: это бесплатно, а это, возможно, платно...
Владимир ШУТОВ. Если он в свою заходит, то там все должно быть бесплатно. Вопрос ведь какой: у нас какое здравоохранение сейчас? У нас есть закон, программа ОМС, где написано, что все бесплатно. А разработчики этого закона выступают и говорят, что у нас все платно.
Во-первых, никаких средств не выделяется на оборудование. Федеральные учреждения работали раньше по высокотехнологичной помощи. И сейчас должны работать, но эти средства пропустили через ОМС, и мы стали закупать оборудование стоимостью до 100 тысяч рублей. Оснащение медицинских учреждений сейчас начнет падать катастрофически. Что можно купить на 100 тысяч? Один аппарат, который берет анализы, стоит порядка 15 млн рублей. Компьютерный томограф не очень высокого класса стоит 32 млн рублей. Ни оборудование купить, ни ремонт сделать за ОМСовские деньги мы не можем. Они идут, но совершенно бесполезны. Мы их отправляем на заработную плату и расходные материалы. Все. На развитие учреждения не идет ничего. Поэтому мы вынуждены развивать платные услуги.
Владимир МАТИКАНСКИЙ, заместитель председателя ОО "Омское областное общество защиты прав потребителей". Конституция у нас есть или нет? Если я хочу чего-то улучшенного, например лежать одному в палате и чтобы меня посмотрел профессор, – да, это может быть платно.
Владимир ШУТОВ. Почему? Мы должны лечиться в нормальных условиях, для каждого пациента должен быть один общий стандарт.
Владимир МАТИКАНСКИЙ. Если даже платно... Везде написано, что платные услуги должны оказываться отдельно. Что мы видим? Приходит расфуфыренная дама и говорит: "Я заплатила, я иду вне очереди". Начинается всеобщее возмущение в поликлинике. Не видно, чтобы кто-то за этим хотя бы смотрел. И что это за норматив такой – 10 минут на пациента? Это очень удивительно, конечно.
Владимир ШУТОВ. Сейчас еще один норматив есть – 5 дней на лечение гипертонической болезни.
Владимир МАТИКАНСКИЙ. Еще один вопрос: попасть к узким специалистам невозможно. Приведу пример. Острая боль суставов. Проходишь всю эту кампанию, получаешь направление, и по этому направлению через полмесяца или даже позже тебе дают талончик к этому узкому специалисту. Да я уже сам пошел! Люди с этим вопросом обращаются. Типовое, видимо, положение.
Вячеслав РАЛКО, заместитель главного врача БУЗОО "Областная клиническая больница". Сельская медицина в той ситуации, которая есть, дальше работать не сможет. Кадровые вопросы нужно решать законодательно. Урбанизация сделала свое дело. Недавно мы приглашали главных врачей в сельские районы, предлагали им коттеджи, заработную плату от 100 тысяч. Некоторые главы администраций 120 получают. Никто не хочет. Я разговаривал с ректором медицинской академии. Он говорит: "А что я могу сделать? Законодательной базы нет". Поступает студент на целевой основе, за него платят 10 или 15 тысяч. Приходит время, ему говорят ехать в больницу работать. А он говорит, что никуда не поедет. Ему проще через суд выплатить ту сумму, которая на него была потрачена. Мы здесь ничего не можем сделать.
Геннадий ПАВЛОВ, председатель совета Омской городской общественной организации ветеранов и пенсионеров. Отношение к пациентам катастрофически ухудшается. Причины, я считаю, две. Первая – что норматив подушевого финансирования везде занижен. С учетом инфляции он не увеличивается, поэтому все время снижается по отношению к росту цен. Вторая причина – что психология человека, который почувствовал вкус денег, совершенно другая. У врачей психология настроена уже на то, что надо зарабатывать. Они уже не видят пациента, им не надо его лечить. Они его отправляют на ненужные обследования, за которые надо платить, в аптеки, где у них связи, но где, возможно, гораздо дороже.
Владимир ШУТОВ. Контроль за качеством лечения должны выполнять страховые компании. Я был в Швеции, там инициаторами 98% обращений в страховые компании являются не больные, а лечебные учреждения. Они говорят, что, может быть, некачественно пролечили пациента, и просят проверить. Потому что если пациент вдруг сам обратится в эту страховую компанию, их могут лишить лицензии и права на трудовую деятельность. Страховая компания должна быть гарантом прав пациента. Сейчас этого нет.
Обязательно должны быть волонтерские движения, ведущие мониторинг качества медицинской помощи. Лечебные учреждения должны работать под контролем общественности. Вся информация должна обнародоваться, подвергаться широкой огласке. Мы должны получать объективную картину качества медицинской помощи и удовлетворенности населения. Отчеты медицинские и отчеты, которые мы слышим из уст людей, разнятся совершенно. По данным наших омских структур, удовлетворенность составляет, по-моему, 83%. Мы провели анкетирование (90 человек опросили) – получилось с точностью до наоборот. Всего порядка 20% удовлетворены.
Алексей ПАНОВ. У нас нет информации о качестве медицинской помощи ни на уровне конкретной больницы, ни на уровне России. Сколько трупов из-за врачебных ошибок, сколько инвалидностей – этого мы не знаем до сих пор.
Господа депутаты уже лет восемь под сукном держат закон о страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами. Как только этот закон заработает, с медицинских организаций суммы сдергиваться не будут. Это очень важный закон, нужный пациентам.