Все рубрики
В Омске воскресенье, 15 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Владимир МУРАТОВ: «К сожалению, при новом руководстве ОмГУ мы столкнулись с парадигмой мышления, которая сначала удивила, потом разочаровала»

25 ноября 2015 14:02
2
6264

Получить высшее образование сегодня не проблема. Были бы деньги и желание. Другое дело, когда хочется овладеть какими-то знаниями и навыками, в этом случае выбор учебного заведения играет немаловажную роль. О дополнительном образовании и не только корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО побеседовала с руководителем  Института новых технологий в образовании (ИНТехнО) и недавним директором «Бизнес-инкубатора» при ОмГУ им. Достоевского Владимиром МУРАТОВЫМ.

– Владимир Викторович, как вы, бывший военный, пришли в образовательный бизнес?

– До прихода в госуниверситет я активно работал на финансовых рынках и в какой-то момент почувствовал необходимость создания сопутствующей образовательной линии. У нас с партнерами в компании «Брокеркредитсервис» еще в 2003 году возникала идея института, который бы обучал наших клиентов, и мы учредили Институт повышения квалификации специалистов финансовых рынков. Я возглавлял его в течение года и понял, что проблематика гораздо шире. Стали искать партнеров. Нашли омский госуниверситет. Сначала выстраивали отношения между институтом и ОмГУ, но затем, благодаря содействию тогдашнего проректора по науке Владимира  СТРУНИНА и декана экономического факультета Людмилы  ИВАНОВОЙ, в 2005 году создали отдельное структурное подразделение в рамках университета.

– Что это была за структура?

– Дилинговый центр. Его первой программой стало управление финансовыми инвестициями. К нам шли не только студенты университета – их в общей массе было около 12 процентов. Остальные клиенты – руководители предприятий, директора, финансисты, т.е. люди, уже имеющие высшее образование. Мы проанализировали ситуацию и выявили, что интерес вызывают такие направления, как управление персоналом, менеджмент, управление финансами. Обучение проходило в формате годовых программ профессиональной подготовки, после которых слушатели получали диплом о дополнительном образовании и возможность работать по новому направлению.

– Какой документ они получали по окончании?

– Диплом госуниверситета о профессиональной переподготовке, он давал право заниматься новым видом профессиональной деятельности. Был и короткий формат программ – это повышение квалификации от 72 часов. Годовые же программы содержали свыше 500 часов аудиторной нагрузки.

Через некоторое время мы ощутили некоторое противоречие между нашим формальным содержанием (мы были дилинговым центром) и тем, что мы выдавали на рынок, поэтому в 2005 году произошло преобразование в Бизнес-центр Омского университета. Нашей задачей стало продвижение образовательных программ, что мы с большим удовольствием и делали до прошлого года.

– Что случилось в прошлом году?

– На самом деле «случилось». Мы это расцениваем как серьезный шаг назад по становлению бизнес-образования в омском госуниверситете. Произошла смена ректора. Заметьте, никто не злорадствует по поводу того, что сегодня в университете не все складывается так гладко, как хотелось бы нынешнему руководству. Уверен, студентов нужно учить таким образом, чтобы они понимали, что за пределами аудиторий – реальная жизнь, и когда они в нее войдут, с них спросят не просто как с отличников, очаровавшись цветом диплома и предложив зарплату в 70 тысяч, а скажут: «Напиши бизнес-план, найди инвесторов, реализуй». Опаньки! Какой бизнес-план, как его писать, из каких структурных элементов он должен состоять, кто такой инвестор – ребята этого не знают. Вернее, знают, но не располагают практическими инструментами для превращения этих знаний в реальный финансовый результат. Нашей задачей было восполнить этот пробел. К сожалению, при новом руководстве мы столкнулись с новой парадигмой мышления, которая сначала удивила, потом разочаровала в силу совершенной оторванности от рыночных реалий.

– В чем это проявлялось?

– Слово «бизнес» стало ругательным. Бизнес-инкубатор ОмГУ – первое структурное подразделение, которое пострадало, всю его команду, по сути, убрали. И сделали это, мягко говоря, некорректными методами. То же самое произошло с Бизнес-центром. Сначала создали совершенно неприемлемые условия, например, перекрыли возможность набора новых слушателей. Между тем главное, что мы создавали, кроме образовательного продукта, – это продукт финансовый, которым делились с ОмГУ. Были определенные пропорции: более 45 процентов доходов нашего подразделения отчислялось в фонды развития университета; остальное направлялось на лицевой счет Бизнес-центра. Мы были полностью самоокупаемым подразделением, ни копейки не получавшим из централизованного фонда. И когда пришло новое руководство, было сказано что-то вроде: «мы не видим необходимости в развитии бизнес-структур внутри университета, потому что наша главная задача – успешно освоить субсидии, которые выделяются. Я не спорю, для высшей школы конца 80-х годов – это нормальная позиция, но не сегодня. Ведь мы взяли ответственность за подготовку современно мыслящих специалистов, которых страна ждет, рыночных специалистов, а не просто экономистов, которые умеют считать на калькуляторе.

– С 2011-го по 2014 год вы одновременно руководили Бизнес-центром ОмГУ и компанией ИНТехнО. Как это получилось?

– Да, как только появилось постановление правительства, предоставляющее возможность создания малых предприятий на базе учебных заведений, мы были одними из первых, кто его реализовал. Образовали ООО «ИНТехнО» (Инновационные технологии в образовании), где были два учредителя – Омский госуниверситет со своим научным вкладом и я как физическое лицо. Года через полтора встал вопрос расширения образовательных возможностей, в рамках университета было сложно решать некоторые вопросы. Мы с Владимиром Ивановичем (СТРУНИНЫМ) пришли к выводу, что на базе нашего предприятия нужно создать учебное заведение, более гибкое, которое в рамках сетевого взаимодействия могло бы осуществлять образовательные программы совместно с университетом и в его интересах, и вывести туда вопросы, связанные с изучением рынка, маркетингом, продвижением. В итоге появилась некоммерческая организация, частное образовательное учреждение с тем же брендом ИНТехнО, но другой расшифровкой – Институт новых технологий в образовании. Институт был создан, лицензия получена, но образовательная деятельность в его недрах, по сути, не велась.

– А что в это время происходило с Бизнес-центром?

– Начиная с 2014 года работу Бизнес-центра в статусе заместителя директора вела Анна МУРАТОВА. Моя функция там была скорее представительская, я уже сосредоточился на ООО и ЧОУ ДПО ИНтехнО. Когда мы поняли, что перспектив в госуниверситете нет и это направление там не востребовано, я выступил на ученом совете, заявил о нашей позиции, еще раз попытался призвать руководителей пересмотреть свою точку зрения и не нарушать то, что в течение 8 лет выстраивалось и приносило реальный доход. Потом написал заявление и ушел, Анна Евгеньевна еще 8 месяцев работала в качестве исполняющего обязанности руководителя. Мы сделали осенний набор 2013 года, и надо было доучить людей. Об этом, кроме нас, никто не думал. Новый ректор и четыре проректора заявили о том, что все, что делалось до них, незаконно, поэтому все надо прекратить, перекроить, а лучше вообще забыть.

– Из чего складывается финансирование сегодняшнего ИНТехнО?

– Единственный источник финансов – это результат нашей деятельности на рынке, т.е. плата слушателей. Мы некоммерческая организация, и наша цель – решение социальной задачи обеспечения потребности людей в новых образовательных услугах, но понятно, что без коммерциализации любые благие намерения так и останутся ими. Нам надо создавать программы, делать их качественными, продавать на рынке и таким образом существовать. Региональные власти не имеют финансовой возможности покрывать в полном объеме потребности специалистов в дополнительном образовании, поэтому для нас основной источник финансов – это личные средства обучающихся. В прошлом году за счет увеличения числа учащихся и, соответственно, финансовых вливаний наши показатели по сравнению с теми, что были в Бизнес-центре, увеличились в 13 раз. Мы сегодня ежемесячно сажаем за наши виртуальные парты от 500 до 700 новых слушателей. Таким образом, наш прогноз по количеству выпускников за 2015 год – в пределах 8 000 человек.

– ИНТехнО повторяет направления работы Бизнес-центра?

– В рамках ОмГУ мы культивировали одно направление: работали с руководителями предприятий, топ-менеджерами. И в ИНТехнО начали с него. Затем ввели новые программы, главным образом, те, которые мы не могли организовывать в Бизнес-центре. Открылись и более широкие возможности маневров, стало возможным использование современных инновационных достижений.

Мы себя позиционировали как учреждение, которое занимается бизнес-направлением, но неожиданно обнаружили новую нишу – профессиональную подготовку и повышение квалификации педагогических кадров. О наших планах доложили губернатору. Кстати, в 2007 году Виктор НАЗАРОВ обучался у нас в Бизнес-центре и остался очень доволен. Он занимался по программе «Управление развитием бизнеса». При встрече Виктор Иванович сказал, что в регионе еще недостаточно охвачена дистанционным обучением педагогическая общественность. Интернет в районы пришел, но система стопроцентного охвата потенциальных слушателей из числа педагогов образовательным процессом с применением современных форматов в области не создана. Он знал, что у нас есть опыт дистанционного обучения, и попросил обратить внимание на эту проблему. Мы начали с маленькой программы «Информационные технологии в образовании» и увидели большие перспективы.

– Какая часть ваших программ реализуется дистанционно?

– В прошлом году около восьми процентов были очно-заочные слушатели, остальные – дистанционные. В этом практически 100 процентов будут дистанционные. Площадку очно-заочного обучения мы оставляем другим, для которых это единственный источник дохода. Наша миссия – донести знание до тех, кто не может прийти в учебное заведение из-за больших расстояний, неорганизованности руководителей, отсутствия финансирования и по другим причинам. У нас есть инструмент, которого нет у других. Я авторитетно заявляю: наша система дистанционного обучения с технологической точки зрения аналогов в регионе не имеет. В ее развитие вложили уже не один миллион. Сегодня у нас в работе 40 с лишним программ профессиональной подготовки и порядка сотни программ повышения квалификации. Процентов 70 – для педагогов.

– Почему вы сделали акцент на дистанционное обучение?

– Оно, на наш взгляд, более перспективно. По узнаваемости среди потенциальных слушателей в России мы недавно вышли на второе место – представляем собой современное, модное и нужное учебное заведение. Единственное, что оставили очного, – это курсы обучения сотрудников госорганов, которые выигрываем на госзакупках. Уже год активно участвуем в конкурсах, у нас есть контрактный управляющий. В данный момент в ИНТехнО обучается порядка 60 человек из Сызрани и группа из администрации города Омска. Недавно выиграли новый заказ – для специалистов Россельхознадзора.

– Это направление будет постоянным в ИНТехнО?

– Под него даже создали Региональный центр подготовки специалистов (РЦПС), который возглавила Анна Евгеньевна. То есть сегодня в ИНТехнО действует несколько образовательных проектов.

Первый – всероссийская площадка дополнительного образования для педагогов всех уровней и структур (от детского сада до техникума). Это около 85 процентов наших слушателей и доходов.

Второе – РЦПС, там все, что касается экономических дисциплин, управления персоналом, маркетинга. Оно комбинированное: главным образом идет виртуальное обучение, но есть и очные обучающие программы.

Совсем недавно на площадке Атриум-кино мы провели презентацию нового образовательного проекта – Лингвистической школы (BLS). Это площадка для обучения слушателей всех возрастов деловому английскому языку. Уже успели провести первый областной конкурс среди омских школьников и студентов ВУЗов. Плюс мы открываем зарубежные филиалы в Чехии и Китае. В программу будет входить в том числе деловой китайский, деловой английский. Чешское направление откроем буквально в ноябре – декабре.

Кроме того, скоро мы заявим еще одно направление, которое будет касаться инвестиционной деятельности, т.е. повышения финансовой грамотности населения. Мы создаем образовательный холдинг. Это будет еще одно ИНТехно, но уже – Инвестиционные технологии. В его рамках будет идти обучение в дистанционной и в очной форме.

– В каких еще регионах действует ИНТехнО?

– Сегодня мы работаем буквально во всех субъектах РФ. Омская область тут занимает, к сожалению, одно из последних мест. Мы искусственно не наращиваем наше присутствие здесь, поскольку уважаем площадки, которые освоены здесь до нас. Наши главные поставщики слушателей – Москва, Московская область, Север, Приморье, южная часть России – это и Волгоград, и Крым, и др. Мы де-факто стали институтом республиканского значения.

– По окончании курсов какой документ получают выпускники?

– У нас есть лицензия на право ведения образовательной деятельности по программам профессионального дополнительного образования. Выдаем дипломы о профессиональной переподготовке и удостоверения о повышении квалификации установленного образца, как и все другие лицензированные учебные заведения в России.

– Сегодня в дополнительном образовании достаточно высокая конкуренция…

– Не воспринимаем конкурентов как конкурентов. Спокойно занимаемся своим делом. У нас их в принципе быть не может, потому что слишком щепетильно относимся к исполнению своих обязанностей. Чтобы нас догнать, надо очень много работать, а к этому не все привыкли. Мы получаем удовольствие от того, что делаем.

– Работа на себя приносит вам больше удовлетворения?

– Собственное учреждение, с одной стороны, свободное плавание, ты понимаешь, что несешь ответственность за конечный результат, с другой – это стопроцентное понимание, что можешь делать все. Абсолютно. В противном случае человек либо не за свое дело взялся, или не достаточно компетентен.

– Вы работаете бок о бок с супругой. Это сложно?

– Супруга – лучшая часть нашей семьи. В 1992 году мы с Анной Евгеньевной вернулись в Омск из далеких странствий по военным гарнизонам. Уже 40 лет мы вместе. Я – бывший политработник, заместитель командира по политической части, майор запаса. В 1992 году, когда система разрушилась, нам пришлось приехать в Омск и с нуля начать грызть новые рыночные отношения. Кроме электрической прялки, которую мы прикупили на выходное пособие, у нас активов не было. За это время мы работали и в банках, и создавали предприятия, т.е. бизнес знаем изнутри.

– Расскажите о ваших увлечениях вне работы, о ваших хобби.

 – Хобби как такового нет. Что такое хобби? Попытка получить удовольствие за границами работы. Я счастлив, потому что давно уже не хожу «на работу», а занимаюсь любимым делом. А когда это так, потребность в хобби просто испаряется. Постоянное саморазвитие – это да. Хобби – по мне, так это пустая трата времени. Не боюсь быть непонятым. Поэтому нас никто не догонит.

Комментарии
Сандро 2 декабря 2015 в 23:05:
Воистину, молодец! Организовал боковичок к госучреждению, жену на должность пристроил, а его, понимаешь, взяли и отстегнули. Паразиты! Обидели политработника!
Антоша 25 ноября 2015 в 16:13:
Молодец мужик. Если бы так же все бывшие военные — и себя реализовал, и польза обществу.
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.