14 июля 2015 года ректором Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина стала Оксана ШУМАКОВА. Встретившись с корреспондентом «КВ» Анастасией ИЛЬЧЕНКО, она рассказала о первых итогах работы и своих впечатлениях от выборов и новой должности.
– Оксана Викторовна, как вы себя ощущаете в роли первой женщины-ректора в Омске, их ведь и в России не так много?
– Совершенно нормально. Хотя понимаю, что эта должность потребует от меня проявления тех качеств, которые присущи в большей степени мужчинам, – твердость и абсолютная уверенность в правильности принимаемых решений. Ректоры-мужчины мое назначение восприняли хорошо: все сразу же поздравили. Это было очень приятно.
– Тот факт, что во главе аграрного вуза встал экономист, как повлияет на его развитие?
– Да, многие опасаются назначения на руководящую должность экономиста, однако нужно отметить, что именно экономисты занимаются прогнозированием и планированием деятельности любой организации, опираясь на факты и ставя перед коллективом конкретные задачи. Сегодня это очень важно. На этом должна строиться финансовая деятельность любой организации – образовательной или коммерческой. Здесь у меня преимущества. Нельзя также забывать, что я не просто экономист, я экономист-аграрий. Кроме различных сторон финансовой деятельности, знаю проблемы села, возможные варианты их решения.
– Как прошли выборы? Вы понимали, что победите?
– Обстановка в зале во время выборов и в коллективе на протяжении всей предвыборной кампании была очень напряженная, до последней минуты не было понятно, кто же лидирует. Меня поддерживала большая часть коллектива, эти люди придавали мне уверенность в своих силах, помогали справиться с волнением, ведь я участвовала в выборах на пост ректора впервые и была самым молодым кандидатом. Пришлось пройти очень серьезный фильтр, посредством которого потребовалось продемонстрировать все свои профессиональные компетенции. Кроме того, в рамках предвыборной агитации проходили встречи с коллективами факультетов университета. Люди ждали конкретных предложений, возможно, даже обещаний того, что после выборов условия их труда и жизни станут улучшаться. Я принципиальный человек, если я пообещала, то должна сделать. Когда не уверена, то стараюсь либо не обещать, либо нахожу в себе смелость признать, что не смогу сделать. Это тяжело, но я умею признавать свои ошибки. Как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает!
– Кого вы рассматривали как главного конкурента?
– Каждого из кандидатов. Я понимала, что это люди, имеющие опыт, знания. Мы были в равных условиях, и шансы были у всех.
– Обязанности ректора вы собираетесь совмещать с учебной и научной деятельностью?
– Да, прерывать преподавательскую и научную деятельность не хочу. Я являюсь руководителем аспирантской подготовки, членом диссертационного совета, руководителем грантов, федеральных, региональных научно-исследовательских тем. Имею высокую публикационную активность. Ректор – это не просто топ-менеджер, который пришел руководить. Он еще и лидер и должен показать людям, что ему не зря доверили кресло. Активная деятельность во всех направлениях поможет мне как руководителю лучше ориентироваться в реальной среде вуза, на своем примере показать эффективность педагогической и научно-исследовательской деятельности.
– Проводили ли вы кадровые перестановки? Как вообще будет складываться ваша кадровая политика?
– Лозунг моей предвыборной кампании был: «кадры решают все». Ориентир – на сохранение профессорско-преподавательского кадрового состава университета. В настоящее время он является оптимальным по своей структуре и качественным характеристикам. Что касается управленческого состава – менеджеров, то здесь были перестановки, формировалась и до сих пор формируется новая команда, которая сможет определить траекторию развития университета. В образовательной среде серьезная конкуренция, и мы должны сегодня быть на шаг впереди, если хотим сохраниться и работать дальше. Кстати, 28 октября на базе нашего университета пройдет совет ректоров аграрных вузов СФО. Мы предложили новый формат проведения встречи, и наша идея была хорошо воспринята. В рамках данного мероприятия будут обсуждаться вопросы повышения качества аграрного образования, развитие системы дополнительного профессионального образования, совершенствования профориентационной работы и многие другие.
– Оксана Викторовна, что из ваших предвыборных планов уже удалось воплотить?
– Во-первых, это торжественное открытие 8 сентября садового центра ОмГАУ. Его задачи в первую очередь не коммерческие, они направлены на усиление практической подготовки обучающихся и продвижение консалтинговых услуг университета в части научного консультирования. У нас много серьезных ученых-селекционеров, адаптирующих сорта к условиям Сибири, и мы должны их работу продвигать, это поднимет престиж университета. Центр поможет омским садоводам получить адаптированные сорта вишни, винограда, смородины и др. Весной у нас запланировано много интересных мероприятий для садоводов-любителей на базе открывшегося центра.
Ведем работу по открытию двух центров практической подготовки на базе МПК «Компур» и ОАО «Омский бекон». На этих перерабатывающих предприятиях будут проводиться совместные научные работы, консультирование, стажировки преподавателей и студентов, обучение сотрудников предприятий, проведение мастер-классов для студентов ведущими специалистами предприятий. Эти взаимоотношения позволят усилить партнерские связи и практическую подготовку обучающихся в ОмГАУ. В планах – открытие аналогичных центров и на базе предприятий других отраслей и направленности. Например, ТепНоТех. В ближайшее время открываем бизнес-инкубатор и коворкинг-центр.
– Какие рабочие профессии можно будет получить в центрах практической подготовки?
– В центрах можно получить профессии: лаборант химического анализа, приемщик сельскохозяйственных продуктов и сырья, оператор искусственного осеменения, оператор машинного доения и др. При определении перечня профессий мы ориентировались в первую очередь на мнение потенциальных работодателей наших выпускников. Реализация указанных профессий будет осуществляться совместно с партнерами из бизнес-структур.
– В своей предвыборной речи вы упомянули, что вузу придется непросто в условиях все уменьшающегося финансирования. Что в плане финансовой безопасности делается или будет делаться в ближайшее время?
– Финансовая безопасность необходима любой организации, и в первую очередь нашему университету. Сегодня государство нас заставляет зарабатывать – это правильно. Мы живем в условиях рынка. Нельзя рассчитывать только на государственную поддержку. Университет, который имеет серьезный научный, кадровый потенциал, должен участвовать в финансовых проектах. Только таким способом можно обеспечить финансовые вливания в университет. И мы проводим работу в этом направлении. Например, наши студенты вышли с инициативой, и вуз решил направить в Министерство спорта РФ проект по модернизации спортивного комплекса. Кроме того, безусловно, нужно развивать грантовую активность. Есть научные гранты с «длинными» деньгами, мы сегодня принимаем участие в них. Под моим руководством в этом году был выигран грант на 1 млн 200 тысяч рублей.
– Каким будет бюджетное финансирование на будущий год?
– Бюджетное финансирование неуклонно сокращается. Поэтому нужно развивать иную деятельность университета, получать доходы от науки в первую очередь. К сожалению, сегодня доля доходов от прочей деятельности является низкой, так что надо прорабатывать мероприятия по ее увеличению. Уверена, что из года в год удельный вес доходов будет возрастать. У нас есть ученые с мировым именем, а президент ставит задачу по развитию селекционной работы в растениеводстве, животноводстве. Будет отдаваться приоритет развитию селекционных центров, и сегодня университет создает такой центр. У нас уже давно ведется селекционная работа, выходящая на внешний рынок. Мы лидеры в этом направлении. Сегодня осуществляется совместная разработка с ООО «Титан-Агро» по созданию сорта пшеницы, который не подвержен болезням, в том числе бурой ржавчине. В этом году сортоиспытания показали, что наш сорт устойчив к данной болезни. Мы уже подошли к стадии патентования.
Планируем заниматься селекцией и в животноводческой отрасли, хотя это очень трудоемкий процесс. В данной сфере проблемы не только в регионе, но и вообще в стране. Для их решения аграрные вузы планируют создавать мини-фермы на своей базе. Мы тоже ставим перед собой такую амбициозную цель, продумываем организационные моменты. Пока же работаем с базовыми хозяйствами, стараемся знакомить студентов с современными перерабатывающими животноводческими комплексами. Участвуем в научных грантах с привлечением специалистов из производства, сотрудников научно-исследовательских институтов.
– Земли аграрного университета всегда были лакомым кусочком. Что сейчас происходит с ними?
– Мы единственный в городе вуз, который имеет большую парковую зону, серьезный имущественный комплекс с развитой инфраструктурой. Все имущество у нас оформлено на законных основаниях. От имущества, которое требует больших затрат на содержание и в учебном процессе уже не используется, вуз законным образом отказывается, поскольку владеет им на праве оперативного пользования. Что касается земель, то мы не можем позволить себе потерять даже небольшую их часть, потому что все они участвуют в учебном процессе. Это и опытное поле, и сад им. А.Д. Кизюрина, и другие участки.
– Практически все кандидаты в ректоры уделили внимание приведению в порядок территории ОмГАУ. Какие планы в этом направлении у вас?
– Территория, а это 35 гектаров земли, – это то, с чего начинается наш университет. Я, как каждая женщина, смотрю на это с точки зрения хозяйки. Сразу после моего вступления в должность мы запустили фонтан, успели облагородить территорию, сделать пешеходную дорожку, поставили скамейки, наладили освещение. Провели кронирование деревьев, вырубку кленовой поросли, сделали ямочный ремонт. В планах – реализация проектов студентов по ландшафтному дизайну территории. У нас много селекционных деревьев, которые являются уникальными в своем роде и единственными в Омске.
Хотелось бы, чтобы к нашей территории бережно относились не только наши студенты, которые здесь живут, но и гости нашего университета, в т.ч. учащиеся соседних вузов, свадебные кортежи.
– Сквозной проезд между улицей Красный путь и проспектом Королева, проходящий по вашей территории, вы планируете закрывать?
– Перекрыть ее мы не имеем права. Просто поддерживаем дорогу в нормальном состоянии, делаем ямочный ремонт. Но она очень быстро разбивается, и это становится проблемой университета, хотя дорога принадлежит городу. Одно время, когда я еще была студенткой, она была перекрыта, но я понимаю, что в этом случае нагрузка на другие транспортные линии увеличится. У нас живет большое количество студентов, расположены дома, школа, детский сад, поэтому есть необходимость в пешеходных переходах.
– Оксана Викторовна, расскажите о реализации долгосрочных планов, анонсированных в вашей программе?
– Разрабатывается программа капитального и текущего ремонта учебных корпусов и общежитий университета. В настоящее время подготовлен долгосрочный проект для получения бюджетного финансирования обновления и модернизации материально-технической базы университета.
В феврале 2016 года начнет работу Центр коллективного пользования, который расположится на третьем этаже нашей библиотеки. Он будет функционировать с 8 утра до 23 часов вечера, в первую половину дня там будут проходить учебные занятия, а после обеда студенты смогут заниматься внеаудиторной академической, научно-исследовательской деятельностью. Центр планируется полностью оснастить современной компьютерной техникой, специализированными программами, создать Wi-Fi зону и зону релаксации. Конечно, образовательная деятельность в вузе в приоритете, но большая часть времени отводится на самостоятельную подготовку студента, и он должен иметь возможность заниматься ею в комфортных во всех отношениях условиях. Еще один такой Центр расположится в институте ветеринарной медицины. Для наших студентов и сотрудников пользование будет бесплатным, для учащихся других вузов – за определенную плату.
Составили программу развития возрожденного учебно-опытного хозяйства университета, где студенты будут постигать аграрные премудрости. Так, весной будет организован студенческий полевой стан, и студенты будут активно принимать участие во всех производственных процессах, связанных с обработкой земли во время прохождения практик.
В ноябре у нас начнут работу бизнес-инкубатор и коворкинг-центр, правда, официальное открытие состоится 25 января, на день студента. Мы хотим научить молодежь разрабатывать и коммерциализировать собственные бизнес-проекты. Наша цель – не просто сделать вывеску, а действительно подготовить выпускников к ведению своего бизнеса, разработке проектов. Желающих много. Все с нетерпением ждут открытия.
– У него будет аграрное направление?
– В первую очередь да, однако мы готовы выходить и за его рамки. Ведь у нас ведется подготовка и геодезистов, и лесников, и товароведов, и экономистов. Но, думаю, все проекты будут аграрноориентированы. Студент, выходя из стен университета, должен иметь навыки ведения агробизнеса, понимать, какие он имеет особенности.
– В этом учебном году что нового произошло в наборе в ОмГАУ?
– Ушли программы подготовки по специалитету, мы полностью перешли на двухуровневую подготовку – бакалавриат и магистратура. Новые направления не открывали, так как считаем, что нужно сначала сделать коммерческий набор, выпустить его и только после этого планировать аккредитацию новых направлений. В перспективе мы думаем об открытии новых направлений. Готовим сегодня практически всех специалистов, которые нужны сельскому хозяйству. Ориентируемся не только на наш регион. Выпускники ОмГАУ очень востребованы в других регионах, в частности, в Тюменской области, несмотря на то что у них есть свой аграрный университет. Это говорит о высоком качестве нашей подготовки.
– Сколько абитуриентов поступило на бюджет?
– В этом году поступило в университете на все направления подготовки и формы обучения 2155 студентов, в т.ч. 1758 – на бюджетные места. Мы смогли закрыть их все. По целевому приему принято 11 человек. Это очень мало. Вузы в других регионах набирают до 100 целевиков. У нас эта программа работает не совсем эффективно. Думаю, сегодня есть несогласованность между работодателем, министерством и университетом. Но мы работаем в этом направлении, так как понимаем, что сегодня целевая подготовка в приоритете и позволит закрепить специалистов на селе.
– Что должно сделать предприятие, чтобы получить целевика?
– В таких случаях заключается договор между работодателем и обучающимся о целевом обучении, а потом уже между университетом и предприятием. В соответствии с договором студент должен отработать на данном сельскохозяйственном предприятии не менее трех лет, во время обучения он получает социальные гарантии со стороны предприятия, а по завершении обучения – подъемные от министерства сельского хозяйства.
– Оксана Викторовна, а с чем связаны сложности с набором?
– С демографической ямой. Она будет еще 2-3 года. Нужно признать, что абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ уходят за пределы региона. Кроме того, большое количество ребят не сдали ЕГЭ, т.е. не преодолели тот порог, который позволил бы им получать высшее образование. Средний бал ЕГЭ у нас 50,5.
Мы прошли мониторинг эффективности, и по результатам 2015 года ОмГАУ признан эффективным. Из семи показателей выполнили шесть, отстав только по образовательной деятельности. Это средний балл ЕГЭ, который должен быть 60. Из всех 54 аграрных вузов страны только один – Кубанский ГАУ – выполнил этот показатель.
– Что можно сделать, чтобы повысить уровень поступающих?
– Требуется новый формат профориентационной работы. Нужно не просто зазывать студента танцами, песнями, а показать перспективу, положительные примеры ведения агробизнеса, карьерный лифт наших выпускников. Хотим вернуть опыт ученических производственных бригад, ведем работу по открытию профильных классов в сельских школах. Дело достаточно сложное, но мы идем на затраты, потому что понимаем, что это перспектива, вклад в будущее.
– Много ли положительных примеров трудоустройства?
– Один из примеров – я сама. В 1995 году я окончила Омский государственный аграрный университет, где учились и мои родители. С министром экономики Омской области Оксаной ФАДИНОЙ, выпускницей нашего вуза, мы в свое время на протяжении долгого времени вместе работали на кафедре. Среди выпускников целый ряд сотрудников министерства сельского хозяйства и продовольствия и других министерств, главы районов области, руководители сельскохозяйственных организаций, например, директор ООО «Соляное» Виктор БЕЛЕВКИН. Его сын – тоже наш выпускник, так что речь идет уже о семейных династиях. Отрадно, что в настоящее время каждый факультет имеет свои трудовые династии. Мы гордимся своими выпускниками.