Экс-директор департамента городского хозяйства Игорь МИХАЙЛОВ
рассказал о проекте управления благоустройством территории Омска, «потерявшемся» в мэрии после его ухода
Год назад Игорь МИХАИЛОВ покинул должность директора департамента городского хозяйства администрации Омска, где проработал более двух лет. Уйдя из департамента, он не успел реализовать подготовленный им и его сотрудниками проект "Управление процессом благоустройства территории города Омска". Игорь Петрович обратился в "KB", чтобы степень актуальности проекта смогли оценить омичи.
Мы разрабатывали его в течение года, для работы даже привлекали местную консалтинговую компанию. Проект нашел поддержку у мэра Омска Вячеслава Викторовича ДВОРАКОВСКОГО, однако так и не был реализован.
Формально проект представляет собой документ под названием "Регламент управления процессом благоустройства территории города Омска". В случае добросовестной реализации он позволял достичь эффективного расходования бюджетных средств, перейти на плановый режим работ по благоустройству города и добиться прозрачности работы департамента городского хозяйства, БУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" и окружных администраций.
При разработке проекта мы использовали процессный подход. Это управленческий термин, который подразумевает, что поступающие на входе в процесс ресурсы (в данном случае бюджетные средства) используются настолько эффективно, что на выходе мы получаем результат (работы по благоустройству), который максимально соответствует ожиданиями клиентов (горожан). Процессный подход основан на системе планирования и помимо самого процесса включает в себя также мониторинг, контроль за результатами и управление несоответствиями. Если что-то было сделано неправильно или не сделано вовсе, то мы возвращаемся на этап планирования и работаем над ошибками, вносим коррективы.
За каждым этапом деятельности, от утверждения годового плана работ до контроля качества, закрепляются ответственные лица – от мэра Омска до специалиста. В регламенте предусмотрена оценка каждого управленца, включенного в процесс благоустройства. На практике от того, как сработал или не сработал руководитель того или иного подразделения, зависит его премия.
Кроме того, предполагается сформировать реестр объектов, нуждающихся в благоустройстве. Он включает в себя все объекты с указанием адресов, которые требуют работ по дорожному ремонту, благоустройству и озеленению исходя из итогов обследований, обращений граждан, наказов депутатов и так далее. Предусматривалось, что именно на основании этого реестра мэр будет утверждать конкретный годовой план с учетом степени приоритетности объектов (А, В и С).
По проекту план по благоустройству должен появиться в открытом доступе на сайте администрации Омска. Там же размещаются отчеты о выполнении работ. Таким образом, мы вскрыли бы черный ящик и показали населению: вот столько денег мы имеем и вот как мы их расходуем. С одной стороны, жителям станет понятно, куда уходят бюджетные средства. С другой стороны, общественный контроль подстегнет муниципальных служащих работать более эффективно.
Граждане, направляющие обращения в администрацию, смогли бы отслеживать их судьбу на сайте. Каждое обращение включается в реестр исходя из приоритетов – в план, назначается срок его выполнения. Человек заходит на сайт мэрии и видит: его обращение стоит в графике, срок выполнения, допустим, июнь. Он дожидается срока и ищет на сайте отчет о выполнении плана. Затем идет и проверяет свой объект. И люди спокойны, и нет такого вала одинаковых писем в администрацию.
Помимо выполнения плана, предполагалось выделять 25–40% бюджетных средств на внеплановые работы, к которым обязывают судебные решения, предписания прокуратуры и ГИБДД, распоряжения мэра.
В настоящий момент, для сравнения, фактически все работы, возложенные на ДГХ и БУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства", планируются на ходу.
Задания, которые ДГХ дает бюджетному учреждению, не содержат адресного перечня объектов, а представляют собой рассчитанные по нормативу объемные показатели. Условно говоря, дается поручение подмести 2000 кв. м территории, скосить 1000 кв. м газонов, убрать 500 кубометров снега. А где, когда — не уточняется. И как тогда проверить, где и сколько снега убрано на самом деле?
Благоустройством сегодня занимаются все: мэр, департамент, бюджетное учреждение, округа, но четкой связи между ними нет. О том, что система дает сбой, говорит хотя бы то, что иногда мэр, минуя всю вертикаль, напрямую звонит директору Управления дорожного хозяйства и благоустройства Владимиру КАЗИМИРОВУ. Хотя мэр не должен ставить конкретные задачи: подмети здесь, расчисти снег там. Работа должна быть системной, с четко закрепленными за каждым обязанностями, без перекладывания ответственности друг на друга. Как раз такую систему мы и предложили.
Так как главной задачей проекта является повышение эффективности расходования бюджетных средств, на первом этапе им регламентировалось благоустройство исключительно муниципальной территории. Но благоустройство территории – это не только финансируемая за счет бюджета муниципальная собственность. Есть жилой фонд, промышленность, строители, торговля и так далее. Мы понимали, что в дальнейшем займемся выработкой регламента управления территорией – о взаимодействии округов с управляющими компаниями, промышленными организациями, предприятиями торговли, а также с общественными организациями, готовыми на добровольных началах участвовать в благоустройстве города.
Это о проекте вкратце. Я прошу редакцию «КВ» разместить материалы о проекте на своем сайте, чтобы каждый, кому это интересно, мог с ними ознакомиться. Мне, как гражданину, этот вопрос не безразличен, поэтому я хотел бы обратиться к жителям Омска: пусть они оценят, насколько он важен.