Никто не сделает ничего, если у него нет к этому интереса.
К. Маркс
Давно укоренилось общественное мнение, что социализм и рынок несовместимы. Необходимо сделать существенное изменение в этой формулировке. Несовместимы не рынок и социализм, а плановая и рыночная экономика. По другим направлениям цели и задачи общественных отношений могут пересекаться и дополнять друг друга.
В 19-м номере еженедельника «Коммерческие вести» от 20 мая 2009 года опубликована моя статья «Торговая наценка в магазинах должна быть фиксированной». Статья начинается словами: «Представьте себе такую ситуацию. Приходите вы в магазин и просите продавца взвесить кусок приглянувшейся вам колбасы. А продавец говорит: «Приходите завтра. Мы заключили договор на поставку колбасных изделий с другим поставщиком. Качество колбасы будет лучше, а цены на 20% ниже. Приглашайте соседей».
По большому счету, это модель рыночного социализма, когда рынок ориентируется на интересы основного участника рыночных отношений, на интересы рядового покупателя, а максимально возможная прибыль как в сфере производства, так и в сфере обращения зависит не от роста цен, а от увеличения объемов продаж в натуральной форме, от повышения качества продукции и расширения ассортимента товаров.
Не углубляясь в существо рыночных отношений, отметим то, что лежит на поверхности.
Регулятором рыночных отношений, является потребительный и платежеспособный спрос. Потребительный спрос – это то, что я хочу купить, а платежеспособный спрос – это то, что я могу купить, заглянув в содержимое моего кошелька.
Другой стороной рыночных отношений является предложение, включающее в себя не только качество и ассортимент товаров, но и их цену.
И все же главной составляющей рыночных отношений является прибыль.
При любой модели рыночных отношений прибыль является долей договорной цены. В торговле как часть торговой наценки (надбавки к закупочной цене). Недавно на рынке я попросил продавца снизить цену на куриную грудку. На что она вполне резонно ответила: «И чего вы торгуетесь. Ведь недавно вам повысили пенсию».
При действующей модели рыночных отношений, свободе ценообразования и зависимости торговой наценки от закупочной цены торговая наценка может быть и 20, и 100 процентов от закупочной цены. Все определяется не конкуренцией, а элементарной жадностью продавца, платежеспособным и потребительным спросом. (Недаром цены растут при очередном повышении пенсий и заработной платы бюджетников).
Многие склонны объяснять очередное повышение цен экономическим кризисом, падением курса рубля. Однако во многих случаях это стремление погреть руки на возможности получить дополнительную прибыль при увеличении торговой наценки. Вряд ли омские буренки едят импортное сено, а цены на молочные продукты и мясо растут.
Наше общество не созрело для свободного ценообразования и вряд ли созреет в ближайшие сто лет.
Необходимо остановить необоснованный рост цен при необоснованном росте торговой наценки через экономическое принуждение участников рыночных отношений к борьбе за рынок сбыта. Через интерес в увеличении прибыли за счет снижения цен, повышение качества товаров и расширение их ассортимента.
Увеличение прибыли за счет снижения цен. Возможно ли это?
При социализме цены на товары были фиксированными. Бутылка молока десятилетиями стоила 15 копеек. И прибыль исправно росла при увеличении объемов продаж.
Если мы говорим о рыночных отношениях, то при любой их модели все договорные цены являются свободными и меняются вместе с развитием научно-технического прогресса, повышением производительности труда, уменьшением или увеличением себестоимости производства товаров. Конкуренция между производителями товаров и между продавцами за объем продаж и прибыль – основа для возникновения экономически обоснованных цен и инновационных процессов. Так должно быть.
К сожалению, при действующей модели ценообразования необоснованный рост цен портит нарисованную картину. Инфляция, стагнация производства, армия посредников и перекупщиков, живущая за счет дополнительных наценок на стоимость товара, сверхприбыли олигархической верхушки и обнищание основной массы населения – основные последствия стремления к увеличению прибыли за счет необоснованного роста торговой наценки.
Предельная фиксированная торговая наценка в рублях на единицу товара – барьер перед необоснованным ростом цен за счет увеличения торговой наценки и основное содержание рыночного социализма.
Рыночный социализм – это не перераспределение собственности, а перераспределение доходов в пользу основной массы населения. При рыночном социализме производители товаров получают дополнительную прибыль при увеличении объемов, улучшении качества и расширении ассортимента выпускаемой продукции, торговля – при увеличении объемов продаж в натуральной форме, рядовой покупатель – за счет повышения покупательной способности рубля.
Федеральный закон «Об основах ценовой политики в РФ», предусмотренный ст. 71 Конституции РФ, который еще не принят, может быть принят с учетом изложенных предложений о введении фиксированной предельной торговой наценки. Нужна политическая воля российских законодателей, их интерес в выводе России из социально-экономического тупика.
Виктор БРЕУСОВ, экономист