«Мое предложение не покушение на основы конституционного строя, а покушение на кошельки особо зарвавшихся предпринимателей».
Настоящая статья является попыткой прокомментировать фрагмент законотворческой деятельности одного из ведущих комитетов Государственной Думы РФ на примере ответа на одно из обращений граждан. Вот такое письмо я направил в комитет.
С. А. Жигареву
Председателю Комитета по экономической
политике, промышленности, инновационному
развитию и предпринимательству.
Семь лет активной переписки с Администрацией Президента, Правительством РФ, ведущими Комитетами Государственной Думы, лидерами политических партий убедили меня в том, что за разговорами о благе народа стоит фактическое равнодушие к тому, как живут простые граждане России, рабочие и служащие, крестьяне и пенсионеры.
Нельзя сказать, что не знают, но просто уходят от кардинальных решений, боясь раскачать лодку, в которой уютно устроилась экономическая и политическая элита.
Семь лет я пытаюсь убедить руководящие кадры России, что необходимо сделать шаг назад к социализму, чтобы активно заработал рыночный механизм. Что необходим жесткий государственный контроль над торговой надбавкой к закупочной цене товара, чтобы остановить постоянный необоснованный рост цен. И сделать это необходимо конституционным путем, введя поправку в ст. 8 Конституции РФ, обеспечивающую такой контроль.
Я понимаю, что такой контроль в первую очередь ударит по интересам крупных предпринимателей, получающих значительную прибыль за счет необоснованного роста цен и не только в торговле, но и в сфере производства. Даже государство получает дополнительные налоги при необоснованном расширении налогооблагаемой базы. Но теряет от этого народ при падении покупательной способности рубля и снижении жизненного уровня. Теряется интерес самих предпринимателей в повышении эффективности производства за счет инвестиций в развитие собственного бизнеса…
Виктор Иванович Бреусов.
На вторичное мое обращение в Государственную Думу был получен ответ за подписью С. Жигарева. Вот некоторые выдержки из ответа:
— «В Комитете рассмотрено Ваше обращение по вопросу введения торговых надбавок».
Комментарий: Надбавки были и будут. В этом смысле введение торговых надбавок — экономическая безграмотность. В моем обращении говорится о введения государственного контроля над торговыми надбавками.
Далее мне пишут:
— …«Статья 8 Конституции РФ определяет одной из основ конституционного строя свободу экономической деятельности»…
— «… ст. 4 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не предусматривается регулирование цен (наценок, надбавок). П. 8 ч.2 ст. 8 этого же закона установлено, что осуществляющие торговую деятельность хозяйствующие субъекты, при организации и осуществлении торговой деятельности самостоятельно определяют цены на продаваемые товары».
Комментарий: Другими словами, предложение о внесении изменений в действующее Законодательство противоречит действующему Законодательству. Глупо, но по существу.
Мое предложение не покушение на основы конституционного строя, а покушение на кошельки особо зарвавшихся предпринимателей, предложение изъять из оборота незаконно присвоенные денежные средства в пользу всех участников рыночных отношений через снижение цен, приближение цен к экономически обоснованным.
Теперь «конструктивные» возражения авторов ответа автору обращения:
1.-… в условиях рыночной экономики, при наличии на потребительском рынке производств и объектов торговли различного уровня (эконом и премиум класса), неоправданно применять унифицированный механизм ценообразования, поскольку на формирование отпускных, оптовых, розничных цен оказывает влияние не только финансовые факторы (затраты предпринимателя), но и факторы потребительского спроса, покупательной способности граждан-потребителей, уровня обслуживания, места расположения и т.д.
2.-… попытка сдерживать рост цен на отдельные продовольственные товары в целях поддержки малообеспеченных граждан также не будет достигнута, поскольку продажа продовольственной продукции по регулируемым ценам будет осуществляться не только малообеспеченным и нуждающимся, а всем обратившимся гражданам-потребителям, независимо от их дохода.
3.-…установление торговых наценок на продовольственные товары приведет к снижению рентабельности торговых объектов, нежеланию субъектов торговой деятельности работать с регулируемым товаром и, в конечном счете, к снижению качества продукции, дефициту, росту цен и социальной нестабильности.
В моем предложении не идет речь о создании «унифицированного механизма ценообразования». Речь идет о фиксируемых государством фактах нарушения общечеловеческих норм и правил, нарушений правил рыночной экономики, (основанной на конкуренции, а не на спекуляциях с ценами). В этом смысл моего предложения о введении государственного контроля над торговой надбавкой, как жезла автоинспектора, фиксирующего нарушение дорожных правил.
Создание механизма воздействия на «нарушителей порядка», механизма изъятия незаработанных денег с учетом фактических затрат на реализацию товаров и себестоимости их производства, предельного уровня торговых наценок дело Правительства РФ, осуществляющего свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом, «Об основах ценовой политики», принятие которого предусмотрено п. «ж» ст. 71 Конституции РФ. Во всяком случае, такой закон должен поставить прибыль предпринимателей в зависимость не от роста цен, а от объемов продаж в натуральном выражении, от качества продукции и ассортимента товаров за счет внедрения достижений научно технического прогресса.
Важно подчеркнуть, что при введении контроля над торговой надбавкой закупочные, оптовые и розничные (договорные) цены остаются свободными и формируются с учетом потребительного и платежеспособного спроса.
Уровень обслуживания и место расположения торговой точки должно обеспечивать увеличение прибыли при увеличении объемов продаж, а не за счет повышения цен, как это происходит сегодня.
Непонятно почему в ответе выделяется рынок продовольственных товаров. Разве не заслуживают внимания рынок лекарств и рынок товаров детского ассортимента, рынок энергоносителей, рынки других товаров, пользующихся повышенным потребительным спросом, уровень цен на которые опережает платежеспособный спрос?
Снижение цен и уровня инфляции затрагивает интересы всех слоев населения. Например, предприниматели в сфере производства получают выгоду не только от снижения цен на товары личного потребления, но и от снижения цен на комплектующие изделия, сырье, топливо и электроэнергию, получают возможность снижать себестоимость производства товаров и получать за счет этого дополнительную прибыль.
Адресная помощь малообеспеченным гражданам находится в другой сфере общественных отношений.
Вопрос о снижении рентабельности, (массы прибыли на объем продаж), является весьма спорным. Расчеты показывают, что при фиксированном уровне торговой наценки (в рублях на единицу товара) и при увеличении объемов продаж в натуральном выражении на 10%, прибыль увеличивается на 40 и более процентов. Нет причин беспокоиться о всеобщих торговых забастовках.
Вместе с тем, считаю, что не может быть тотального контроля над ценообразованием. Нет необходимости контролировать малый и средний бизнес. Государственный контроль над торговой наценкой это контроль над уровнем цен на общероссийском и региональном уровнях, который устанавливают сегодня торговые и промышленные монополии.
В условиях спекулятивной экономики два основных положения ст.8 Конституции РФ – о государственной поддержке конкуренции и о свободе экономической деятельности входят в противоречие друг с другом. Конкуренция и спекулятивная экономика несовместимы друг с другом. Выходом из сложившейся ситуации является ограничение свободы ценообразования через опосредованное влияние на цены через торговую наценку.
Урегулирование торговых отношений с зарубежными партнерами — дело Правительства РФ. Во всяком случае оно должно осуществляться в интересах российской экономики.
В свое время на многих предприятиях США ввели должность думающего инженера, основной функцией которого было внесение предложений по повышению эффективности производства. Не мешало бы обновить аппарат Государственной Думы думающими руководителями, способными принимать взвешенные решения в интересах народа.
И последнее. Нам не нужна война с олигархами, основными налогоплательщиками в государственный и местные бюджеты. Проще договориться с ними о цивилизованных правилах торговли.
Виктор БРЕУСОВ, экономист
Фото © essaystudents.ru