Омский арбитраж разбирался, кому принадлежит бренд «ЛАЙМЗАЙМ» и кто кому должен 700 тысяч рублей
Решение по иску новосибирского ООО «Микрофинансовая организация «Лайм-Займ» к омскому ООО «Микрофинансовая организация «А2» в полном объеме размещено на сайте Арбитражного суда Омской области 8 апреля. После короткого разбирательства суд запретил омичам использовать чужое фирменное наименованияе« ЛаймЗайм», в том числе в составе знака обслуживания, но при этом пришел к выводу, что изображения лайма у истца и ответчика не похожи до степени смешения, поэтому свою картинку МФО «А2» использовать в дальнейшем может, и компенсацию в 700 тысяч рублей за использование чужого бренда омичи выплачивать новосибирцам не должны.
Компания «Лайм-Займ», которая кредитует через Интернет и использует торговую марку LIMЕ, зарегистрирована и включена в реестр микрофинансовых организаций в октябре 2013 года. Осенью 2015 года, как того требовало законодательство, дополнила собственное наименование сочетанием «микрофинансовая организация». Омская компания ООО «МФО «А2» появилась на финансовом рынке в октябре 2015 года с услугой выдачи микрозаймов с помощью кредитоматов – многофункциональных устройств, похожих на банкомат, которые умеют и паспорта сканировать, и договоры распечатывать, и деньги выдавать. Кредитоматы (по данным сайта компании) оформлены в едином зеленом стиле, и на них была нанесена идентифицирующая надпись «ЛаймЗайм», которая и вызвала недовольство у новосибирского МФО «Лайм-Займ».
Первый кредитомат конкурентов МФО «Лайм-Займ» заприметила в новосибирском магазине «Универсам» на улице Ленина, 10. В начале декабря комиссионно было установлено, что на кредитомат нанесено«сходное до степени смешения со знаком обслуживания МФО «Лайм-Займ» обозначение, также состоящее из фантазийного изображения поперечного среза лайма, обведенного кругом и наименования «ЛАЙМЗАЙМ». МФО «Лайм-Займ» выяснила на сайте омского МФО «А2» адреса еще пяти новосибирских магазинов, где установлены кредитоматы, и так же комиссионно все эти магазины обследовала.
В суде МФО «Лайм-Займ» предъявила свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 536381, которым защищены права на «фантазийное изображение поперечного среза лайма, обведенного кругом и наименования LIME». Приоритет товарного знака – 25.11.2013 год. Срок действия регистрации истекает в 2023 году. А поскольку, по мнению истца, МФО «А2» предоставляет финансовую услугу с использованием средств индивидуализации МФО «Лайм-Займ» и сфера действия ответчика точно такая же (предоставление микрозаймов), то это безобразие (нарушение прав и законных интересов) необходимо прекратить. А поскольку омская МФО использует наименование «ЛАЙМЗАЙМ» и на своем сайте в Интернете, то потребители путаются, мол, у кого именно они берут микрокредиты.
Поскольку факт использования ответчиком фирменного наименования «ЛаймЗайм» подтверждается всеми материалами дела и ответчиком не отрицается, требования истца в этой части суд удовлетворил. Отныне МФО «А2» запрещено использовать чужое фирменное наименование «ЛаймЗайм», в том числе в составе знака обслуживания. Ответчика обязали удалить наименование «ЛАЙМЗАЙМ» со своего сайта и с пяти используемых МФО «А2» кредитоматов в городе Новосибирске, расположенных в ТЦ «Мегас», ТРК «Калина», ТОЦ «Версаль», на Центральном рынке и в магазине «Универсам» на улице Ленина.
А вот требование истца об удалении с сайта и с пяти используемых омской МФО кредитоматов в городе Новосибирске знака обслуживания в виде фантазийного изображения поперечного среза лайма, обведенного кругом, суд не поддержал. Новосибирцы получили отказ и во взыскании 700 тысяч рублей компенсации. Суд пришел к выводу, что два товарных знака в виде фантазийного изображения поперечного среза лайма, обведенного кругом, не очень-то и похожи. Во всяком случае не до степени смешения.
По мнению суда, изображения лайма, которые используют омичи и новосибирцы, имеют существенные отличия. В частности, знак истца выполнен в нескольких цветах, знак ответчика – в одном лишь лимонном цвете. Отличаются они и графическим решением. В знаке истца сегменты круга выделяются различными цветами, а в знаке ответчика – двойными линиями. Впрочем решение суда в законную силу еще не вступило и будет наверняка обжаловано новосибирцами. Но омская МФО «А2» после проигрыша в суде уже сменила в своем бренде одну букву и теперь рекламируется как «ЛАЙФЗАЙМ» (займы для жизни).