Региональные Минпром и Минсельхоз просят включить в список приоритетных рынков для развития конкуренции нефтехимию и сельхозпродукцию
На заседании Совета по инвестиционной деятельности и развитию конкуренции при губернаторе Омской области министр экономики Оксана ФАДИНА рассказала о внедрении федерального стандарта развития конкуренции для регионов, утвержденного Правительством РФ в начале сентября 2015 года. Работа регионального Минэкономики в этом направлении была учтена в оценке эффективности деятельности главы региона Виктора НАЗАРОВА за 2016 год. Методика оценки, утвержденная Минэкономразвития, базируется на двух основных критериях: количество реализованных мероприятий и доля достигнутых целевых показателей, установленных "дорожной картой" по содействию развитию конкуренции.
Федеральная оценка
В рейтинге по оценке развития уровня содействия конкуренции у Омской области сегодня 27 место среди 85 регионов России, а в Сибири — лидирующие позиции, как и у Республики Бурятии.
Оксана ФАДИНА напомнила, что идея внедрения стандарта конкуренции исходила от Агентства стратегических инициатив. Другой известный проект АСИ — Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, по которому регионы работают уже несколько лет. После утверждения стандарта на федеральном уровне 5 сентября 2015 года Минэкономики Омской области занималось мониторингом местного рынка. По словам министра, выборка включала по 2,5 тысячи потребителей и предпринимателей различных сфер деятельности. Результаты были направлены в аналитический центр при Правительстве РФ. "Наш мониторинг получил достаточно высокую оценку по качеству проведенного анализа", — заявила ФАДИНА.
Кроме того, Омская область уже утвердила "дорожную карту" и перечень из 11 социальных значимых рынков.
По первому критерию — доле реализованных мероприятий для утверждения оценки — Омская область заняла третье место из 85 регионов России. На первом месте оказалась Астраханская область и Республика Удмуртия. Оценивалось в данном случае, проводились ли обучающие мероприятия для органов местного самоуправления, был ли создан коллегиальный орган по вопросом содействия развитию конкуренции (собственно, инвестиционный совет), как был организован мониторинг оценки конкурентной среды предпринимателями и оценки удовлетворенности качеством товаров и услуг потребителей, наличие соответствующего доклада и т. д.
Однако по достигнутым показателям эффективности всех проведенных мероприятий по "дорожной карте" Омская область пока получила ноль баллов — как и еще 57 субъектов. Как объяснила министр ФАДИНА, данный блок, в отличие от первого, был подвергнут оценке только в пилотных регионах, которые"экспериментальным образом уже в 2015 году утверждали "дорожные карты" и их реализовывали". Омская область, как и другие 56 субъектов, начала внедрять их только в 2016 году, так что полноценную федеральную оценку получит только по итогам года.
В интегральной оценке, в которой учитывались оба показателя, первое место заняла Воронежская область, второе — Нижегородская, третье — Хабаровский край. Оксана ФАДИНА отметила, что были регионы, которые вообще не отчитались о проделанной работе перед федералами. В СФО таковыми оказались Республика Алтай и Республика Тыва.
Частные плюсы и государственные минусы
Министр добавила, что Аналитический центр Правительства РФ провел групповой анализ регионов. На основе набора экономических показателей и сопоставимости проблем развития субъекты были разделены на четыре группы. Омская область вместе еще с 21 регионом попала во вторую группу "с диверсифицированной экономикой, с опорой на обрабатывающую и добывающую промышленность". В групповом рейтинге наш регион занял шестое место. В лидеры вышли Нижегородская, Челябинская и Белгородская области. В региональном Минэкономики констатируют, что Омская область отмечена как субъект с высокой долей: негосударственных организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (33%); детей, обучающихся в частных дошкольных учреждениях (2,7% всех дошкольников); домохозяйств, имеющих возможность доступа к проводному и мобильному Интернету (82%); магазинов шаговой доступности (58% товарооборота); негосударственных межмуниципальных маршрутов пассажирского транспорта (98% всех маршрутов).
При этом по ряду показателей Омская область имеет уровень ниже среднего. Это доля затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными медучреждениями, доля негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг, численность детей, воспользовавшихся компенсациями части путевки на оздоровление и отдых, от общего числа отдохнувших. В минус региону поставили также отсутствие переданных в концессию частникам неэффективных государственных и муниципальных объектов ЖКХ, а также нулевую долю расходов на финансирование организаций культуры на конкурсной основе.
С учетом полученных результатов Минэкокномики, по данным его главы, готово, помимо предусмотренных "дорожной картой" обязательных мероприятий, также расширить число приоритетных проектов, повысить прозрачность деятельности субъектов естественных монополий и более активно привлекать к развитию конкуренции органы местного самоуправления. В Минэкономики уже поступили предложения по включению в "дорожную карту" рынков плодоовощной продукции и закупа молока-сырья, рынка нефтехимической продукции и рынка услуг по сбору, сортировке, размещению и переработке твердых коммунальных отходов.
— На сегодня получены одобрения и согласования от Минпрома и Минсельхоза по регулируемым рынкам. По твердым коммунальным отходам с Минприроды и Минстроем есть намерения вопрос отработать и все-таки этот рынок включить, чтобы проработать комплекс мероприятий, чтобы обеспечить конкуренцию, которая позволит предоставить омским жителям высококачественную услугу.
Что касается естественных монополий, Омская область получила "очень низкий" результат в рейтинге по критерию прозрачности их работы для предпринимателей и инвесторов. Чтобы исправить ситуацию, Минэкономики предлагает "оперативно отработать с субъектами естественных монополий вопрос по созданию с их помощью на интерактивной карте Омской области наложения резервов мощностей, точек подключения к энерго- и газовой инфраструктуре".
Нефтехимия
По поводу включения новых рынков в «дорожную карту» высказались министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Виктор БЕЛОВ и министр сельского хозяйства и продовольствия Максим ЧЕКУСОВ.
— Рынок нефтехимической продукции представлен в Омской области предприятиями двух видов: которые занимаются химическим производством и производством резиновых и пластмассовых изделий. Если говорить о доле Омской области в объеме отгруженной нефтехимической продукции по РФ в 2015 году, химическая продукция составляла 1,3%, а производство резиновых и пластмассовых изделий — 4,6%, — перечислил Виктор БЕЛОВ.
Он отметил, что в основном омский нефтехимический рынок ориентирован на экспорт. В прошлом году соответствующей продукции было реализовано за пределы Омской области на сумму более 120 млн долларов США. К рынку нефтехимии в регионе принадлежат, по данным на 2016 год, 346 предприятий и организаций. Из них заняты выпуском резиновых и пластмассовых изделий 250 компаний, что на 16 меньше, чем в 2014 году. Число химических предприятий за то же время уменьшилось на 4. "Недостаточный уровень развития конкурентной среды на рынке обусловлен такими факторами, как значительная техническая сложность производственных процессов, необходимость наличия высокотехнологичного оборудования, квалифицированных кадров, высокая стоимость сырья", — при этом, по мнению главы Минпрома, нефтехимический рынок имеет большой потенциал в связи с высокой экономической эффективности производства, участники рынка, по данным опроса, заинтересованы в инвестиционном развитии. Напомнил Виктор БЕЛОВ и о планах по созданию в регионе нефтехимическом кластера, к деятельности которого должны быть привлечены субъекты малого и среднего бизнеса. По этим причинам Минпром просит включить рынок нефтехимии в приоритетный для развития конкуренции.
Сельское хозяйство
Министр сельского хозяйства Максим ЧЕКУСОВ рассказал, что 31 мая 2016 года его ведомство утвердило план мероприятий по содействию развитию конкуренции на рынке сельхозтехники и оборудования на 2016-2018 годы, который должен простимулировать региональное машиностроение. На первом этапе Минсельхоз выяснил и сгенерировал информацию о потребностях товаропроизводителей в сельскохозяйственной технике и оборудовании и довел ее до предприятий Омской области, осуществляющих производство и сборку. Предприятия, по словам ЧЕКУСОВА, в соответствии с этим корректируют планы производства на ближайшие годы.
— В 2016 году прогнозируется производство более трех с половиной тысяч единиц сельскохозяйственной техники и оборудования. За первое полугодие 2016 года произведено 1780 единиц на сумму более 800 млн рублей, — министр отметил, что, тогда как в Омской области в 2015 году было произведено техники на 1,5 млрд рублей, Алтайский край выпустил машин на 6 млрд рублей — "так что нам есть, куда расти".
Проблемы производителей сельхозтехники, по словам Максима ЧЕКУСОВА, те же, что и у остальных машиностроителей: отсутствие кадров, дорогие кредиты и импортное технологическое оборудование, которое в связи с курсом валют и запретами на ввоз ставит под угрозу деятельность предприятий.
Также глава Минсельхоза попросил включить в число приоритетных рынок плодоовощной продукции и молока-сырья. Это позволит, по его словам, обеспечить жителей региона свежими овощами и молочными продуктами в полной мере, а также избежать дефицита и профицита выпускаемой продукции в зимний и летний периоды.