Правительство Омской области на заседании 10 августа утвердило создание нового учреждения «Областной центр учета и казначейства»
Министр финансов Омской области Вадим ЧЕЧЕНКО подробно рассказал корреспонденту «Коммерческих вестей» Юрию БОРОДИНУ о целях и сложностях создания нового органа.
– Вадим Александрович, объясните, пожалуйста, что собой будет представлять Областной центр учета и казначейства?
– Центр – это уже созданное казенное учреждение, которое подчиняется Министерству финансов Омской области. Планируется, что центр соединит в себе функции казначейства и бухгалтерии для всех региональных органов власти. В одном месте будет осуществляться принятие расходных обязательств, их учет, начисление, казначейское исполнение и формирование отчетности. Образно говоря, центр станет одновременно и гроссбухом, который ведет учет расходных обязательств, и кошельком, из которого расходы своевременно оплачиваются, и кассовым аппаратом, печатающим чеки об оплате.
– Сколько времени займет централизация?
– Мы будем двигаться поэтапно. Сначала будет введена централизованная система бюджетного учета для первых трех пилотных органов: Региональной энергетической комиссии, Государственной жилищной инспекции и Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин. К 2017 году мы охватим уже 10 органов власти, к 2018 году – 18, а к январю 2019 года мы централизуем все органы власти и их подведомственные учреждения. Параллельно будет идти ведомственная централизация в учреждениях Минздрава, Минтруда и Министерства образования.
– Недавно появилась новость о сокращении штата Министерства финансов. Это как-то связано с образованием центра?
– Да, как раз 17 человек из минфина перейдут в эту структуру в рамках объединения централизованной бухгалтерии и казначейства. Другая часть персонала будет набрана из сокращаемых бухгалтерских отделов ведомств.
– Каких результатов вы хотите добиться в итоге?
– Во-первых, мы намерены значительно повысить качество бухгалтерского учета и отчетности в Омской области. Во-вторых, объединение бухгалтерских и казначейских функций в одном органе позволит создать общую систему анализа расходов, что, безусловно, положительно повлияет на качество исполнения бюджета. В-третьих, для всех ведомств будет создана возможность применять единые подходы по нормированию расходов на свое содержание и на пополнение материально-технической базы. Кроме того, мы получим положительный эффект от оптимизации — это высвобождение рабочих площадей, уменьшение численности бухгалтерского персонала.
– Сколько вы сможете сэкономить на оптимизации?
По предварительным подсчетам, 50-60 млн рублей. Но давайте все-таки определимся с приоритетами. Конечно, экономия средств планируется, но это не наша основная цель, это скорее дополнительный положительный эффект.
Наша основная цель – это повышение качества ведения бюджетного учета в госучреждениях. Сегодня это объективно существующая проблема. Контрольно-счетная палата Омской области отметила нарушения ведения бухучета и составления отчетности в числе основных системных нарушений бюджетного законодательства. Общая сумма нарушений по этой статье в прошлом году приблизилась к 240 млн рублей. Посмотрите отчет КСП Омской области за 2015 год, там есть примеры. Причем большая часть нарушений была допущена на местах, в подведомственных учреждениях. И это прямое следствие другой существующей проблемы – нехватки квалифицированных бухгалтерских кадров в госучреждениях Омской области.
– Почему идея централизации бухгалтерии возникла именно сейчас?
– Это не какое-то спонтанное решение, а очередной этап масштабной работы по реформированию региональных финансов, которую Рита Францевна ФОМИНА начала еще в 2006 году.
– Поясню подробнее. За 10 прошедших лет в регионе выстроена Единая система управления бюджетным процессом, которая охватила все уровни власти – от поселкового до областного. Мы автоматизировали работу трех тысяч государственных и муниципальных учреждений, участвующих в бюджетном процессе. В регионе было создано единое информационное и методологическое пространство по планированию бюджета с использованием механизмов бюджетирования, ориентированного на результат. В итоге качество отчетности бюджета повысилось, сроки оформления документов сократились, органы власти стали взаимодействовать эффективнее, а их работа стала более прозрачной.
Хочу отметить, что проделанная работа была высоко оценена на федеральном уровне. После Минфин России включил Омскую область в группу лидеров по качеству организации бюджетного процесса. Автоматизация позволила нам сделать информацию о бюджете максимально открытой для населения, в том числе через портал «Бюджет для граждан». Если вы следите за новостями, то видите, что в последние годы Омская область стабильно входить в тройку федеральных лидеров по открытости бюджетных данных.
В дальнейшем мы планируем, что Областной центр учета и казначейства станет своего рода бюджетно-платежной системой, расчетным центром для сектора государственного управления. Это повысит ликвидность единого счета и обеспечит участников бюджетного процесса современными платежными услугами и сервисами, используемыми, в том числе и в банковской практике.
– Эта десятилетняя работа по реформированию региональных финансов, о которой вы говорите, она идет только в Омской области? Или это какая-то федеральная программа для всех регионов?
– Принципы, которые легли в основу создания единой системы управления бюджетным процессом, а теперь и создания Центра учета и казначейства – это часть общей политики Минфина Российской Федерации. Заместитель министра финансов России Алексей Михайлович ЛАВРОВ регулярно указывает регионам на необходимость внедрения в работу финансовых органов современных технологий для повышения эффективности бюджетного процесса.
Кстати, Минфин России уже на протяжении 15 лет реализует эту политику через структуру федерального казначейства. Внедрив новые технологии, казначейство централизовало работу и смогло сократить сеть муниципальных отделений по всей России. А автоматизация бюджетного процесса и введение технологии единого счета многократно повысили ликвидность бюджетных средств.
Если говорить об автоматизации и централизации бюджетного учета в региональных органах власти, то порядка 30 регионов России уже создали или создают структуры, сходные с Областным центром учета и казначейства. Какого-то прямого указания, что регионы должны создавать такие централизованные бухгалтерии, мы не получали. Но вне всякого сомнения, появление таких установок со стороны Минфина – это вопрос времени.
Нам надо в первую очередь думать об интересах своего региона, а не ждать циркуляра сверху. Ведь чем раньше мы начнем работу, тем быстрее получим положительный эффект.
Важно понимать, что создание Областного центра учета и казначейства непосредственно связано с концепцией федерального электронного бюджета. Это следующий шаг развития всей системы. Электронный бюджет – объективная реальность, и пытаться отказаться от новых технологий в финансовой сфере – все равно что современному человеку отказаться от Интернета.
– Могу предположить, что не все в правительстве с энтузиазмом восприняли идею централизации бухгалтерии. Все-таки планируется перераспределение функций, кто-то потеряет работу.
– Я понимаю, что любая перестройка и любая реформа непопулярны. Люди, как правило, тяжело воспринимают изменения, даже если эти изменения к лучшему. Здесь я полностью согласен с Германом Оскаровичем ГРЕФОМ, который говорит, что необходимы системные изменения, внедрение новых технологий, новых программных продуктов. Посмотрите, что он сделал в Сбербанке, когда туда пришел: чтобы повысить эффективность работы, максимально автоматизировал и централизовал все процессы, сократив трудозатраты персонала на выполнение однотипных операций до минимума. При создании централизованной бухгалтерии мы используем те же принципы.
Сложно сравнивать коммерческую организацию и бюрократическую систему. Они работают по разным правилам.
Согласен. К сожалению, в системе госуправления преобладает тенденция сопротивления. Для проведения преобразований необходимы изменения. Всегда в системе найдутся люди, для которых эти изменения болезненны, соответственно, система будет отторгать изменения, пытаться реформу технично провалить. И здесь требуется определенная политическая воля для реализации принятого решения. Губернатор Омской области Виктор Иванович НАЗАРОВ занял достаточно жесткую позицию в этом вопросе. И теперь Министерству финансов совместно с коллегами необходимо довести работу до конца и предъявить губернатору положительный результат.
Наталья ЛАТУШКИНА,
директор казенного образовательного учреждения Омской области
"Специальная коррекционная общеобразовательная школа -интернат № 17 "
«Для образовательных учреждений централизация — это не новость. Для государственных учреждений Омской области она началась в 2013 году, а муниципальные решили эту задачу еще 10 лет назад. Основные результаты для нас — это экономия затрат на технику, программное обеспечение и оплату труда персонала.
Несмотря на кажущуюся неизменность бюджетного учета, в нормативной базе постоянно происходят изменения, и мне, как руководителю, спокойней, что документация моего учреждения в полном порядке, поскольку учет ведется специализированной организацией с профессиональными сотрудниками, у которых большой опыт работы. У проверяющих организаций к нам претензий нет. Кроме того, мы освободили площади, которые предоставили методистам».
Игорь МЕРКУЛОВ,
заместитель председателя Западно-Сибирского банка – управляющий Омским отделением ПАО «Сбербанк»
«Система бухгалтерского учета представляет собой множество однотипных операций, поэтому во всем мире она практически полностью автоматизирована. При централизации функций учета и отчетности должны учитываться несколько важных обстоятельств: у организации должна быть единая база данных и единое дружелюбное программное обеспечение, и только тогда вся система «полетит».
В 2008 году в Сбербанке было больше ста мест хранения данных, сегодня все хранится в единой системе. У нас автоматизирована система стандартных функций, таких, как бюджет расходов банка, трудовые отношения с сотрудниками, расходные операции по всем поддерживающим функциям, начиная от закупки бумаги и заканчивая приобретением спецавтомобилей. Банку было существенно сокращать расходы на подобных операциях, потому что они связаны с ручным трудом и не несут организации прибыли.
На мой взгляд, правительство правильно сделало, что создало единую контрактную службу заказчика, а теперь организует единую службу учета расходов бюджета. Подобного рода централизации позволяют оптимизировать затраты на персонал, на содержание помещений, при этом увеличивается скорость реагирования системы на изменения. Централизованные базы данных позволяют проводить качественный анализ прямых расходов бюджета. Все это в итоге ведет к существенной экономии бюджетных средств и повышению качества обеспечения граждан государственными услугами».