Традиции новогодних и рождественских елок в Омске
Подходит к концу юбилейный для Омска 2016 год. В последних числах декабря мы всегда хотим оставить все плохое, что с нами было в году уходящем, а в год наступающий забрать с собой все самое лучшее. Сбросить все тягостные заботы и в полной мере наслаждаться состоянием, которое принято называть новогодней атмосферой. Однако нельзя не отметить, что эта атмосфера в Омске в последние годы (несмотря даже на торжества по случаю 300-летия) все менее ощутима. Не видать, как раньше, елочных базаров на каждом углу, ларьков с фейерверками, более чем скромная праздничная иллюминация даже в центре города (хотя традиция ставить новогодние елки возле некоторых торговых центров в середине октября вроде бы пока сохраняется). Оно понятно – времена кризисные. А как интересно, раньше праздновали Новый год в Омске?
В нашем городе, основанном в эпоху Петра I, главный праздник стали отмечать в первый год существования Омской крепости. В Указе царя «О праздновании Нового года» говорилось»: «А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает». Основатель Омска Иван Бухгольц, входивший в когорту людей, приближенных к Петру I, был активным проводником всех нововведений царя. С 1717 года в Омске стали отмечать Новый год.
Больше ста лет центром новогоднего веселья в Омском Прииртышье была сначала первая крепость, затем вторая. В 1859 году, в том числе и для проведения праздничных балов, танцев и застолий, было построено здание Общественного собрания. Во второй половине XIX – начале XX веков ни один Новый год не обходился без благотворительных акций. В газете «Степной край» от 9 января 1897 года сообщалось: «3 января устроенный в мужской гимназии литературно-музыкальный вечер вместе с тем имел и благотворительный характер, так как сбор за входной билет назначен на усиление средств общества на пособия недостаточным ученикам гимназии. По окончании литературно-музыкальной программы начались танцы, продолжавшиеся до 1 часу».
В 1910-е годы основными площадками рождественских и новогодних праздников помимо Общественного собрания стали городской театр и Коммерческий клуб. С 26 декабря 1910 года по 6 января 1911 года в Общественном собрании каждый день проходили маскарады и спектакли: «Члены Общественного собрания и их гости приглашаются в Собрание для взаимных поздравлений с Новым годом. Во время собрания будет играть оркестр музыки. Члены собрания и их гости платят за вход 50 коп. с персоны, дамы бесплатно. Чистый доход поступит в пользу Ольгинского приюта».
В годы Первой мировой войны средства, собранные на елках и рождественских вечерах пошли еще и на нужды солдат и офицеров русской армии. Сообщение в «Омском вестнике» от 28 января 1915 года: «28 декабря первый вечер от родителей кадет поступали пожертвования вещами и деньгами. На них приобрели белье для воинов, табак и проч. предметы солдатского обихода».
Несмотря на трудные для России годы Русско-японской войны, Первой русской революции, а затем и Первой мировой войны, порой в условиях нехватки средств для создания яркого праздника, люди все равно надеялись на лучшее, верили в чудо и в исполнение желаний. В канун нового 1910 года в «Омском телеграфе было опубликовано четверостишие: «Выпьем же бокалы с радостью во взоре. / В них вино искрится. Скоро Новый год! / Хочется так верить, что минует горе, / Старое уходит, новому черед».
После 1917 года традиция новогодних и рождественских елок была фактически прервана. Лишь в конце 1930-х годов елки вернулись в жизнь общества, но уже в видоизмененном советском варианте.
Сергей НАУМОВ
При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".