Из истории городской телеграфной линии
Еще каких-то пятнадцать лет назад никому не нужно было пояснять, что вы имеете в виду, спрашивая про местонахождение «городского переговорного пункта», а человек, звонящий родственникам или знакомым в соседний город из кабинки с таксофоном местного почтамта или из Дома связи, выглядел куда более привычно, чем человек с мобильным телефоном. Сегодня же это анахронизм. Да и сами почтовые и телеграфные отделения, долгие годы после распада СССР представлявшие собой «заповедную зону» советской сферы обслуживания, в таком качестве постепенно уходят в небытие. А ведь история электросвязи на самом деле – яркая и насыщенная страница в жизни всей страны и, разумеется, нашего города.
Во второй половине XIX века почтовое гужевое сообщение уже не могло удовлетворять нужды экономики, тем более на такой обширной территории, как Сибирь. 15 марта 1859 года начались изыскания по определению направления и подробностей устройства от Казани до Иркутска и далее по Забайкальскому и Амурскому краям телеграфной линии. В приказе войскам отдельного сибирского корпуса от 15 июля 1862 года за № 24 сообщалось, что для передачи депеш на омской телеграфной станции открыто «телеграфное действие по направлению к Санкт-Петербургу 14 числа сего июля». Этот день принято считать днем рождения Омской электрической связи. Услугами телеграфа сразу же стали пользоваться администрация, предприниматели, купцы, а затем почти все жители города.
В 1865 году на Омской телеграфной станции работало 10 телеграфистов, передававших сообщения на четырех английских телеграфных аппаратах Юза, которые только начали внедряться на территории Российской империи. К 1880 году штат Омского телеграфа насчитывал уже 54 человека плюс 10 учеников: подготовка кадров шла непрерывно. Долгое время почтово-телеграфный округ находился в ведомственном городке на ул. Почтовой. Рядом во дворе располагалась небольшая электростанция для нужд самих связистов.
Омский телеграф был весьма удобен. Об этом свидетельствует тот факт, что телеграмма из Лондона в Пекин шла через Ближний Восток и Индию в течение 43 дней. Если же телеграмму отправляли через Омск, то требовалось всего 27 дней.
Телеграфная линия Санкт-Петербург – Владивосток проходила через Омск, и часть проводов по договору эксплуатировалась Большим Северным телеграфным обществом. Оно занималось обеспечением международной связи от Хельсинки до Нагасаки. В декабре 1876 года Общество организовало комиссию контроля над состоянием транзитного телеграфного пути. Так в Омске появились иностранные специалисты – телеграфисты. Судя по всему, они в большинстве своем были немцами и датчанами (в документах дореволюционного периода указывалось вероисповедание, а не национальность). Несмотря на то, что большинство из них, отработав по контракту, уезжали из Омска, связисты-иностранцы внесли свой вклад в быт и культуру Омска. Так, например, жена телеграфиста II разряда Карла Гингста Алиса Германовна, выпускница Рижской консерватории, привезла на новое место жительства немецкий рояль, который неоднократно звучал на благотворительных концертах, сопровождал выступления гастролирующих артистов.
В начале XX века телеграфисты не имели оплачиваемых отпусков, нормированного рабочего дня, а при приеме на работу давали подписку, что не могут состоять в профсоюзах и политических партиях. Однако вопреки запретам связисты создали свой подпольный профсоюз. Его активисты собирали членские взносы, оказывали помощь самым нуждающимся и даже создали любительский театр, ставили платные спектакли. Сохранились свидетельства, что именно по телеграфу в Омск 28 февраля 1917 года поступило сообщение о падении самодержавной власти в России.
Во время гражданской войны телеграфная сеть полностью перестроилась под нужды военного времени: строится военно-полевая телеграфная линия Тара – Усть-Ишим.
В 1920-е годы Омский телеграф располагался в здании на ул. Республики (ныне ул. Ленина, 20), а в марте 1931 года переехал на ул. МОПРа (ныне ул. Гагарина, 36, где в советские годы был радиотрансляционный узел, Дом связи, а позднее «Омскэлектросвязь» и «Ростелеком»).
Количество телеграфных связей определялось наличием проводов и обилием аппаратов. В конце 1920 года в Омский телеграф заходило 40 проводов, на которых работали 15 дуплексных трансляций Уитстона, 5 телеграфных аппаратов Юза и 15 аппаратов Морзе.
Огромный вклад в дело налаживания бесперебойной связи внесли омские связисты в годы Великой Отечественной войны. Работники телеграфной станции отчисляли однодневный заработок на постройку танковой колонны, самолета «Омский связист».
В послевоенные годы телеграфная сеть расширялась, совершенствовалось оборудование, но во второй половине XX века на первое место в иерархии электрической связи страны уже выходило телефонное сообщение.
Сергей НАУМОВ
При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".