Омские предприятия вынуждены уменьшать объемы производства и сокращать персонал, чтобы оставаться конкурентоспособными
На фабрике «Инмарко» 20 июня для омских журналистов провели экскурсию. В ходе нее директор предприятия Андрей СЕМЕНОВ и генеральный директор Союза мороженщиков России Валерий ЕЛХОВ рассказали о тенденциях на рынке производства мороженого и о том, с какими проблемами приходится сталкиваться фабрикам.
Проблемы развития
По мнению Валерия ЕЛХОВА, падения производства мороженого в России, на самом деле, нет, но нет и заметного роста.
– На производстве сказывается кризис. 90% себестоимости продукции приходится на сырье, прежде всего молочное. У нас дефицит молока, цены на него выросли на 15-20%, сахар – на 80%, упаковку – на 70%. И к сожалению, мороженое тоже выросло в цене с прошлого года на 14-15%. Безусловно, это отрицательно сказывается на спросе, – пояснил гендиректор Союза мороженщиков России.
Кроме того, по его словам, сегодняшняя ситуация характеризуется серьезным подъемом конкуренции на этом рынке. Причем в двух направлениях — между производителями мороженого и с параллельным ассортиментом (чипсами, снеками, соками, энергетиками и т. д.).
– Если мы два года назад производили 30 тысяч тонн продукции в год, то уже второй год подряд мы производим 25 тысяч тонн. Мы вынуждены оптимизировать производство и частично сокращать персонал. За последние два года падение объемов составило 17%, а персонала — всего 7%. Осенью планируется сокращение порядка 40 человек, – поделился директор омского филиала компании Unilever и фабрики «Инмарко» Андрей СЕМЕНОВ.
В начале 2000-х годов, как отметил Валерий ЕЛХОВ, в стране работало 200-250 предприятий, которые производили мороженое. Сегодня их примерно 100. "В 1970-е годы рентабельность на фабриках мороженого достигала 40%. Это небывалые показатели для любой отрасли. Сегодня самые крупные могут похвалиться 15%. Мы не можем поднять цену даже согласно инфляции, потому что его тогда никто не будет покупать", – подчеркнул он.
Как отметил Андрей СЕМЕНОВ, в России потребление мороженого в год невысокое – примерно 3 кг на человека. Мы отстаем от Европы на 30 – 40%, а от Америки – практически в два раза.
Стандарты качества
– Первый в России стандарт на мороженое был принят 3 марта 1941 года и до 2005 года он не менялся, – напомнил Валерий ЕЛХОВ.– За этот период мы разработали шесть стандартов, и сегодня все виды мороженого имеют ГОСТ. Таможенный союз установил технический регламент, в том числе на безопасность молока и молочной продукции, куда входит мороженое.
По его словам, современные стандарты значительно отличаются от микояновских 1941 года: «В том стандарте было 4 страницы, сейчас – 27. Например, ввели обязательную упаковку мороженого. С 1941 года температура на производстве, перевозке, хранении была -10? -12°С. Они не обеспечивали консистенцию и сохранность продукции даже на полгода. Сегодня по регламенту –18°С. Эти два показателя совершенно поменяли картину на российском рынке. И теперь мы ничем не отличаемся от лучших зарубежных производств – ни ассортиментом, ни упаковкой, ни условиями хранения».
Как рассказал Андрей СЕМЕНОВ, в компании Unilever требования даже выше, чем в Таможенном союзе. «За этот год мы провели несколько реконструкций. Полностью поменяли охладительно-пастеризационную установку. Улучшили помещения для персонала – раздевалки, гардеробы, оборудовали санитарные зоны во всех цехах», – добавил он.
Согласно регламенту сегодня мороженое можно делать только пяти видов: молочное, сливочное, пломбир, кисло-молочное и с заменителем молочного жира (ЗМЖ). По мнению Валерия ЕЛХОВА, к мороженому с ЗМЖ сегодня незаслуженно относятся с недоверием.
– ЗМЖ разработан институтом питания. Замена допускается только на 50%. Мороженое с ним используется для людей с непереносимостью лактозы. В нем нет трансизомеров, холестерина, полиненасыщенных жирных кислот больше. Такое мороженое дольше хранится, – рассказал он о достоинствах заменителя.
Молочный фальсификат
– Часто встречается фальсификат мороженого не по составу, а, например, не пишут на упаковке ЗМЖ, хотя он там есть. Но хуже другое, покупаем сливочное масло, в нем не должно быть растительных добавок, делаем из него мороженое, его проверяют и находят растительные масла. Выясняется, что проблема не в мороженщиках, а в молочниках. Сливочное масло самый фальсифицированный продукт – до 40% от общего объема, – объяснил Валерий ЕЛХОВ.
В связи с этим, по словам Андрея СЕМЕНОВА, на фабрике два года назад ввели 100%-й контроль сливочного масла. «Мы каждую партию сдаем на проверку в Роспотребнадзор. По законодательству требуется делать выборочный контроль, но мы вынуждены. Поставщики узнают, что у нас такой контроль, и не экспериментируют, потому что мы можем быстро поменять поставщика», – отметил он.
Тенденции производства
Как рассказал Валерий ЕЛХОВ, в последние годы, как и во всем мире, у нас преобладает тенденция к потреблению диетической продукции, то есть с меньшим содержанием жира и сахара. К этой серии относится кисло-молочное мороженое, молочное с кефирной или йогуртной закваской.
– В прежние годы в летний период нарастало производство и потребление фруктовых десертных видов мороженого. Теперь к этому можно отнести кисло-молочное мороженое. Если раньше эта группа занимала 5% от общего объема, сегодня – 10–15%. Наращивается производство молочного, сливочного мороженого и пломбира. Сокращается производство мороженого с заменителем молочного жира. Это связано с незнанием людей о его свойствах, – подчеркнул Валерий ЕЛХОВ.
Как заявил Андрей СЕМЕНОВ, коллектив на новом заводе «Инмарко» в Туле в этом году разработал рецептуру нового вкуса пломбира и уже в ближайшее время он появится в продаже.