На круглом столе в редакции "Коммерческих вестей" представители администрации Омска, в чьи полномочия входит работа с нестационарными торговыми объектами (НТО), и бизнеса обсудили новый порядок размещения киосков и павильонов, а также то, как он еще может трансформироваться для достижения компромисса между предпринимателями и властью. Предлагаем читателям наиболее важные фрагменты беседы.
Марат ИСАНГАЗИН, главный редактор газеты "Коммерческие вести". Наш разговор я предлагаю начать с самого последнего события – представления омской прокуратуры в адрес мэра о нарушении правил размещения торговых объектов. В нем сказано, в частности, что сейчас продолжают работать киоски, которые не входят в утвержденный список НТО: с некоторыми из них город не расторгает договоры, а с теми, кто, напротив, нормально работает, договоры зачастую не перезаключаются.
Гульнар АЙТХОЖИНА, директор департамента экономической политики администрации Омска. В представлении прокуратуры обозначено три вопроса. Во-первых, там сказано, что бюджет лишается поступлений из-за того, что договоры расторгаются, но по каким-то причинам не заключаются новые. Во-вторых, что есть незаконные киоски. В-третьих, что имеется определенная неурегулированность в процедуре согласования размещения объектов с департаментом архитектуры. Нам хотелось бы донести до жителей, в том числе предпринимателей, новые правила размещения НТО на территории города Омска. С 2015 года этот процесс регулируется двумя основными документами. Постановлением администрации Омска № 1812-п изложен порядок размещения НТО, в Постановлении 1041-п – схема размещения. Статистика подтверждает претензии прокуратуры о том, что со многими предпринимателями договоры расторгнуты, а новые не заключены.
Марат ИСАНГАЗИН. Что именно это за статистика? Можно назвать цифры?
Гульнар АЙТХОЖИНА. Раньше, когда размещение НТО регулировалось земельным законодательством и происходило путем предоставления земельных участков в аренду, в департаменте имущественных отношений было 2 084 договора. На сегодняшний день департаментом имущественных отношений прекращены начисления арендных платежей по 1 735 объектам, т.е. договоры переданы в округа, и 349 продолжают администрироваться департаментом.
Марат ИСАНГАЗИН. Насколько я понимаю, не все НТО перешли к округам?
Гульнар АЙТХОЖИНА. В окончательном варианте нормативного документа – все. Единственное, на практике у нас есть реальные нестационарные объекты, а есть нестационарные объекты с признаками капитальности. Причем эти признаки настолько существенные, что зрительно от капитального объекта их практически не отличишь.
Марат ИСАНГАЗИН. Но официально они не оформлены как капитальные объекты?
Гульнар АЙТХОЖИНА. Конечно, и это очень большая проблема: как урегулировать этот вопрос так, чтобы, с одной стороны, не ущемить интересы предпринимателей, а с другой стороны, создать равные для всех конкурентные условия?
Марат ИСАНГАЗИН. Но ведь капитальные объекты вместо временных наверняка строились незаконно.
Гульнар АЙТХОЖИНА. Все правильно. В 2014 году, когда мы начали формировать схему, в нее вошли не все существовавшие на тот момент 2 тысячи нестационарных объектов, а только 1 400, которые соответствуют всем параметрам. В дальнейшем в схему вносились дополнительные изменения. Сейчас этот процесс продолжается. В стадии согласования с департаментом архитектуры в настоящий момент 360 НТО – как те, с которыми ранее имелись договорные отношения, так и новые. Новыми мы считаем объекты, которые могут появиться по заявлениям предпринимателей, и те места, которые предлагает округ в качестве компенсационных для НТО, которые в схему не попадут. Они тоже должны быть в схеме. Так что схема – это не догма. Она подлежит корректировке, дополнению.
Виктория СМЫК, начальник отдела городской среды департамента архитектуры и градостроительства администрации Омска. Для лучшего понимания стоит углубиться в историю вопроса. В 2014 году были внесены изменения в Земельный кодекс РФ, ставшие самой глобальной за последнее время земельной реформой. В частности, в ст. 39 Земельного кодекса появилось положение о том, что размещение нестационарных торговых объектов должно осуществляться без формирования земельных участков, без кадастра, в соответствии со схемой. Так возникла необходимость передачи полномочий из департамента имущественных отношений в окружные администрации. По этому пути пошли многие города. Округа у нас лучше знают территории и могут сами работать над формированием этих земельных отношений. Именно поэтому сегодня округ разрабатывает не только схемы, но и паспорта НТО, которые затем, в соответствии с порядком, установленным постановлением №1812 –п, направляются на согласование в департамент архитектуры. После чего продолжается совместная деятельность округа и предпринимателя, которая ориентирована на формирование единого архитектурно-художественного облика города. Напомню, что еще в 2014 году, до принятия 1812-п, были утверждены требования к объемно-пространственным характеристикам киосков, павильонов и остановочных навесов. Они, в свою очередь, были разработаны в развитие Концепции архитектурно-художественного облика остановочных комплексов на основных магистралях города, одобренной на заседаниях Архитектурно-градостроительного совета города Омска в 2005-2007 годах.
Марат ИСАНГАЗИН. То есть передача полномочий и разработка нового порядка стали отправной точкой в формировании схемы размещения НТО и внесении в нее дополнительных изменений?
Виктория СМЫК. Да. Когда была принята схема 1041-п, в ней были представлены те объекты с указанием их площадей и ориентиров, к которым не было вопросов. Между тем адресная привязка была весьма приблизительна. Вот почему при разработке правил размещения объектов 1812-п, было уточнено, как схема должна выглядеть. Из-за того, что мы не могли точно определить местонахождение объекта на территории, возникла потребность в графическом приложении. Сейчас округа выполняют эти графические схемы. Работа продолжается, развивается.
Марат ИСАНГАЗИН. Хотелось бы спросить у представителя предпринимательского сообщества, какие проблемы вы видите в новом порядке размещения нестационарных объектов?
Дмитрий УСЕНКО, член Омского областного союза предпринимателей. На самом деле пока это вводная информация, которая полностью соответствует тому, над чем мы работали на рабочих группах. Единственная проблема – это сроки. Работа началась в августе прошлого года, а только в январе мы пришли к графической схеме изображения объектов. Это как раз таки затянуло процесс.
Виктория СМЫК. Проблема была сформулирована ранее. Мы проводили совещания, готовили предварительные схемы. Конечно, возникли определенные проблемы и организационного порядка. Решался и кадровый вопрос. Постепенно вырабатывалась общая концепция. Сегодня к нам уже поступают от округов схемы на согласование в соответствии с градостроительными нормативами, нормами пожарной безопасности и так далее.
Марат ИСАНГАЗИН. Но при разработке схем вы наверняка сталкиваетесь с массовыми нарушениями. Возможно, я ошибаюсь, но есть ощущение, что киоски часто абы как ставились.
Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Это и есть главный камень преткновения между предпринимателем и администрацией. Он говорит: "У меня есть действующий договор". Администрация ему отвечает: "Законодательство изменилось". Теперь нельзя размещать объект менее чем в 3 метрах от дороги, в треугольнике видимости и так далее. У нас все ограничения расписаны в постановлении, причем они не из головы взяты. Все они дублируют нормативные акты Роспотребнадзора, МЧС, Минтранса и так далее. Те объекты, которые уже имеют действующие договоры аренды, но, исходя из современных требований, стоят незаконно, получить договор не могут.
Марат ИСАНГАЗИН. Те НТО, которые уже попали в схему, соблюли все нормы?
Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Пока будем считать, что да.
Марат ИСАНГАЗИН. Включение в схему и заключение договора – это ведь не одно и то же?
Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Здесь мы снова упираемся в коллизию законодательства. Ст. 10, п. 6, Федерального закона 381-ФЗ говорит о том, что объекты, имеющие договоры, должны попасть в схему. В то же время комментарии Минпромторга России говорят о том, что при этом необходимо соблюдение условий действующего законодательства. Здесь начинается недопонимание. Даже у судов нет однозначной позиции. Одни суды встают на сторону администрации и говорят, что это правильно, когда не соответствующие требованиям объекты не включаются в схему. Другие говорят: "Включайте". Определения Верховного суда до сих пор нет. Минпромторг России уже разработал изменения, в которых снова прописана необходимость соблюдения требований действующего законодательства. При этом подразумевается, что действующий бизнес не должен закрыться. Поэтому в декабре мы внесли изменения в порядок (в январе они были опубликованы) – поправку о том, что при невозможности включить фактическое место размещения законного НТО в схему ему предоставляется компенсационное место. Предприниматель обращается в округ, ему показывают, сколько есть свободных мест. Если его не устраивает, он имеет право выбрать иное место, в том числе в другом округе. Компенсационные места предоставляются уже без аукциона.
Дмитрий УСЕНКО. К сожалению, это только в теории звучит хорошо. На практике все сложнее. Все 2 тысячи объектов, как минимум, одно ограничение не соблюдают. Самое главное – это полоса отвода автомобильных дорог по федеральному дорожному законодательству. 99,9% всех павильонов находятся в этой полосе. Еще один пункт – близость к общественным зданиям. Раньше была нормальная 10-метровая зона, учитывающая все пожарные нормы, а теперь стала вдруг 15-метровая. Третье ограничение – количество объектов на остановке общественного транспорта: не более трех. Большинство объектов располагаются как раз на остановках. В этом случае по всем нормам и правилам оттуда надо кого-то убирать, для этого – устраивать конкурс. По этим трем моментам мы обращались в администрацию. Какой бы объект мы ни взяли, он либо стоит в треугольнике видимости, либо еще что-то. Те объекты, которые попали в схему, попали туда по принципу «есть договор – вносите». Теперь же у нас появилась новая вводная: приводить в соответствие те, которые не попали. Получается, тем, которые попали, просто повезло. Остальным – нет.
Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Нет. Даже администрация Центрального округа уже сказала, что около 48 объектов они будут исключать из схемы в связи с тем, что они не соответствуют.
Дмитрий УСЕНКО. Они уже получили договор НТО?
Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Возможно, еще не получили. Сейчас, когда идет работа по заключению договоров, выявляются такие объекты, которым приходится отказывать. Что касается требования не ставить на остановках более трех киосков, это сегодня единственное, что мешает нашему диалогу с предпринимателями.
Дмитрий УСЕНКО. А автомобильные дороги?
Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Автомобильные дороги – это безопасность, а безопасность – превыше всего.
Дмитрий УСЕНКО. Но полоса отвода дорог – 6 метров, а это практически везде расстояние до зданий.
Михаил ЩЕЛКНОГОВ: Поэтому и разрешается ставить объекты на остановках, а не вдоль дорог.
Дмитрий УСЕНКО. Новосибирск, Тюмень, Москва используют хорошую практику: 3-4 павильона на остановках, но помимо этого есть вторая линия для их размещения – на 5-6 метров вглубь от остановочного комплекса.
Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Мы не против этого.
Виктория СМЫК. Я хочу напомнить, что целью разработки схемы в том числе является формирование архитектурного облика города. Наш Омск очень перенасыщен нестационарными торговыми объектами. Это отмечают все, кто к нам приезжает. К вопросу о трех объектах на остановках. Возможно, нам стоит внести изменения в свой нормативно-правовой акт. Сейчас мы прорабатываем с округами этот вопрос. Хотя все равно Шанхая на остановках быть не должно. Что до отвода дорог, это федеральные нормативы. Муниципальные правовые акты не могут им противоречить.
Дмитрий УСЕНКО. Пугает ведь больше всего подход. Здесь сказали, что по 48 объектам Центральный округ разрывает договоры. А кто-то работал с этими предпринимателями? Ведь нестационарка – она на то и нестационарка: мы, как черепашки, взяли домики и перенесли. Кто-нибудь сказал им, что следует скорректировать, чтобы из незаконного стать законным?
Виктория СМЫК. Мы рассмотрели, что предложил нам Центральный округ, и со своей стороны дали замечания по нескольким объектам – что нужно сделать, чтобы сохранить их. Мы не слепо принимаем предложения округа, а работаем над ними. Может быть, просто пока это незаметно. Проблем очень много, они решаются по мере поступления.
Дмитрий УСЕНКО. Мы хотели бы, чтобы владельцев тех объектов, которые не соответствуют федеральным нормам, округа заранее предупреждали о планируемых действиях. А не так, что их исключили, признали "незаконщиками", а потом они сами должны бегать по кабинетам и искать правду. В округах, за исключением Советского, пока подобных разговоров не ведется. Кроме того, дело во взаимоотношениях власти: департаментов мэрии, округов, отделов. Сейчас мы не знаем, от кого ждать ключевую фразу:"О,кей, все согласовано". Кто ее должен сказать? Департамент экономической политики? Департамент архитектуры?
Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. У нас есть окружные комиссии, которые принимают решения и с учетом мнения архитектуры, говорят: "Да, согласовано". Чтобы упростить вам работу, согласования с департаментом имущественных отношений и с департаментом экономической политики из постановления убрали.
Дмитрий УСЕНКО. Мое предложение заключается в том, чтобы включить в схему всех, у кого были договоры, и заключить с ними новые договоры – но с определенными ограничениями. В том случае, если ты не соответствуешь по тем или иным параметрам, пусть это будет договор не на 5 лет, а на 90 дней. При этом ты получаешь разъяснения: что, где и в какой срок ты должен сделать – снестись, переехать, выбрать компенсационное место и так далее. При этом все продолжают платить в округа и работают на правовых основаниях. Предпринимателю достаточно 90 дней, чтобы нормально подумать. Он, по крайней мере, будет понимать, что в том случае, если он ничего не предпримет за это время, будет бесполезно пытаться продлить договор, обращаться в суды. А сейчас он просто ждет и ничего не делает со своим объектом.
Марат ИСАНГАЗИН. И не платит?
Дмитрий УСЕНКО. Не платит.
Гульнар АЙТХОЖИНА. Я хотела бы дополнить, что не все, с кем не заключен договор, не доходят до окружной комиссии по тем причинам, о которых рассказал Дмитрий Владимирович (УСЕНКО. – "КВ"). Большая часть предпринимателей намеренно на это не идут из-за разницы в оплате. Они даже без договора будут по-прежнему платить на тот же счет по старой цене, а не по новой, которая существенно выше.
Марат ИСАНГАЗИН. А в суде потом скажут: "Мы платили"?
Владимир БУЛЫНКО, заместитель директора департамента имущественных отношений администрации Омска. Мы всех уведомили о том, что с 1 января 2016 года мы прекратили администрировать эти договоры. Соответственно, даже если предприниматель заплатил, этот аргумент в суде у него уже не пройдет, так как нужно будет показать, по какому коду он платил. Оплата производится только на счета Федерального казначейства. Если он заплатил по надлежащему коду, то это легитимно. А если он просто заплатил на какой-то счет, куда он раньше платил...
Марат ИСАНГАЗИН. Оплата на старый счет все же проходит?
Владимир БУЛЫНКО. Есть два кода, по которым ранее предприниматели платили: полоса отвода автомобильных дорог и общий арендный счет. Сейчас мы прекратили начисления по двум кодам, но у нас есть номер договора, к которому привязана платежка. Ничего сложного нет в том, чтобы перекинуть поступившие денежные средства на счета округов. Вот и все. Сказать, что у предпринимателей есть возможность вернуться к старым платежам, нельзя.
Дмитрий УСЕНКО. Дело даже не в платежах – платежку в суде никуда не пришьешь. Дело в том, что департамент имущественных отношений, как положено по законодательству, по 610-му пункту Гражданского кодекса, заблаговременно уведомил всех о расторжении договоров. Более того, в 1812-п написано, что в течение трех месяцев с момента уведомления об отказе в договоре обязанность предпринимателя – явиться в округ и подать документы для заключения договора НТО. Первый раз нам рассылали уведомления в августе 2015 года, соответственно, необходимо было обратиться в округ до ноября. Потом письма досылались при участии областного союза предпринимателей в ноябре. Сейчас, в феврале, те люди, которые не обратились за заключением договора, никак не попадают в схему. Они не воспользовались своим правом.
Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Округ в процессе своей работы, пусть не сегодня, а через месяц-два, все равно обнаружит тех, кто не платит. Если в схему он входит, то пускай там и остается. Этому предпринимателю, в соответствии с нашим постановлением и нашими новыми расчетными формулами, будет начислена сумма неосновательного обогащения. И только после того, как он ее оплатит, с ним можно будет заключить договор. Таким образом, при грамотной работе округа бюджет не потеряет ни копейки.
Марат ИСАНГАЗИН. С какого момента насчитывается неосновательное обогащение?
Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. По истечении трех месяцев с момента получения уведомления о прекращении договора с департаментом имущества. Единственное, процедура согласования для попадания в схему – длительная.
Виктория СМЫК. Длительная она лишь потому, что пока еще отрабатывается. Как только все наладится, будет гораздо проще и быстрее.
Марат ИСАНГАЗИН. Насколько примерно увеличилась плата за размещение?
Дмитрий УСЕНКО. От 350 до 600 процентов.
Михаил ЩЕЛКОНОГОВ. Отмечу, что арендная плата не была взята нами из головы. Мы взяли существующие договоры департамента имущественных отношений, которые прошли процедуру аукциона, и посмотрели, сколько в городе Омске предприниматели готовы платить за размещение объекта. Вывели среднюю сумму, наложили ее на 179 Постановление правительства Омской области, вывели годовой коэффициент – получилась цена за 1 кв. м. Сегодня совместно с предпринимателями мы разрабатываем новую оценочную зону в Омске. На центральных магистралях стоимость, возможно, будет увеличена. Помимо прочего, это позволит нам, скажу без лукавства, переместить тех, кто недоволен, вглубь города. На отдаленных территориях можно будет, напротив, снизить цену. Пока это лишь предложение, но департамент финансов и контроля его уже поддержал. Средняя цена, что подтверждается сайтами недвижимости, за кв. м в нестационарном торговом объекте составляет около 800 рублей. Когда предприниматель говорит мне, что он лучше за 200 рублей за кв. м арендует помещение в торговом комплексе, я предлагаю ему это и сделать. Ларек стоит на дороге, где покупатель о него «спотыкается». Там проходимость, потоки людей. А на пятом этаже торгового комплекса, конечно, метр будет 200 рублей стоить. Это несравнимые вещи.
МАРТЫНОВА. Основные жалобы у нас идут не от НТО, у которых 9-12 кв. м, а от крупных – 40, 50 квадратных метров и больше. Заявлений с просьбой снизить плату в связи с тяжелой финансовой ситуацией в округ поступает сейчас много.
Дмитрий УСЕНКО. На мой взгляд, арендная плата, с одной стороны, не должна выглядеть как пощечина государству, с другой – не должна убивать бизнес. Очень сложно рассуждать. В методике расчета использовалось слишком мало данных – всего порядка 200 договоров, заключенных в результате земельных аукционов на повышение за последние пару лет. Там разыгрывалась именно арендная плата. В каждом аукционе было несколько участников, и не факт, что победитель оказался доволен полученной ставкой. До сих пор ни я сам, ни другие предприниматели не сложили в голове общей картины происходяшего: она убийственна для бизнеса или приемлема? Это покажет время. Все ждут, что вопрос разрешится. Самое главное, чтобы мы не спрятали его в долгий ящик. Если решено дифференцировать плату в зависимости от удаленности объекта, то эту работу нужно делать как можно быстрее и выносить на суд бизнеса. Действительно, массово страдают объекты больших площадей: 20 и более кв. м.
Марат ИСАНГАЗИН. Давайте послушаем представителя округа.
Елена МАРТЫНОВА, начальник отдела социально-экономического развития и потребительского рынка администрации Советского административного округа: Работу по переоформлению договоров мы начали с 1 сентября, когда к нам пошли первые законопослушные предприниматели, уведомленные департаментом имущественных отношений. Основная масса людей к нам пошла в октябре – ноябре, когда распространилась информация о том, что переоформления договоров не избежать. На сегодня к нам обратилось 380 предпринимателей из 397. С 296 у нас уже переоформлены договоры НТО. Мы никому не отказали, к каждому подходим индивидуально. Если кто-то не соответствует, мы даем 90 дней, а кому-то и полгода. Каждый случай на комиссии рассматривается. Это к тому же наш план по наполнению бюджета. Те, кто имел договоры, но по каким-то причинам не попал в схему, пришли к нам с полным пакетом документов и после рассмотрения на комиссии были включены в схему. С данными предпринимателями у нас заключены так называемые соглашения о неосновательном обогащении.
Марат ИСАНГАЗИН. А есть те, которые не пришли?
Елена МАРТЫНОВА: Есть, но их немного. Их мы постепенно обходим и уведомляем о том, что нужно прийти с таким-то пакетом документов для переоформления договоров. Инвентаризацию мы начали, когда стали формировать схему. Округ уже знает, где какой предприниматель стоит.
Гульнар АЙТХОЖИНА. Нам очень хотелось бы донести до предпринимателей, что даже те, кто сейчас стоит незаконно, не должны дожидаться, пока их вынесут. Им следует подавать предложения в округа с инициативой внести свои точки в схему. Пусть их не внесут на том же месте, где они сейчас стоят, – мы договоримся о месте на другой территории. У нас есть четкая установка – не ущемлять интересы предпринимателей. Еще одна наша цель – пополнение бюджета города. Мы понимаем, что сейчас тяжелая экономическая ситуация, но пытаемся объяснить предпринимателям, что арендная плата долгие годы не индексировалась.