Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Евгений АСТАШОВ: «Меня не устраивает формулировка «не представляется возможным»

11 мая 2016 11:42
1
5832

В начале следующей недели будет сто дней, как Евгений АСТАШОВ назначен заместителем мэра города Омска, директором департамента имущественных отношений. Накануне этой даты Евгений Геннадьевич встретился с главным редактором газеты «Коммерческие вести» Маратом ИСАНГАЗИНЫМ и ответил на ряд вопросов.

– Евгений Геннадьевич, вы пришли руководителем в департамент, с деятельностью которого ранее особо не пересекались. Что-то здесь вас удивило?

– Удивило, что вопреки не самому хорошему сложившемуся в обществе мнению большинство людей здесь работоспособны и высокопрофессиональны. Другое дело, что многое для меня в новинку. Хотя я и юрист по образованию, но тонкости многих вещей здесь познаю заново. Однако я ведь еще летом прошлого года пришел в администрацию Омска и с этой работой был в какой-то степени знаком…

– Куда пришли?! В официальной биографии вашей нет этого момента.

– Я был заместителем директора департамента городской экономической политики с июля прошлого года. И как осуществляется деятельность администрации города с точки зрения общей организации работ, документооборота я уже представлял. Поэтому в некоторые вещи мне было войти легко. Если бы я пришел сюда с нуля, наверное, я бы вам много понарассказывал о своем удивлении каком-то… Ведь только ленивый сегодня не ругает департамент, и этому есть объективные причины. Хотя бы то, что не было руководителя несколько месяцев, не принимались некоторые решения.

– Насколько я понимаю, те, кто должен был принимать решения, боялись это делать после того, что произошло с предыдущими руководителями департамента. Наверное, проще ничего не подписывать, чем подписать и попасть под какую-нибудь проверку или дело.

– Я не думаю, что кто-то чего-то боялся. Проверок здесь много. Нарушения, как показали эти проверки, были. Но не было людей, которые бы взяли на себя ответственность по принятию решений. Те, кто исполнял обязанности, понимали, что они здесь временно, и принимать кардинальные судьбоносные решения не хотели.

– Какие кардинальные судьбоносные решения вы за этот период приняли?

– А никаких. Наверное, само мое назначение помогло департаменту как структуре, людям, работающим здесь, осознать, что есть руководитель, кто принимает решения, дает команды, будет спрашивать за результаты, брать на себя ответственность и отвечать за принятые решения. Наверное, это уже в чем-то помогает.

– В чем особенность департамента имущественных отношений?

– Особенность в том, что одной из задач департамента является пополнение доходной части бюджета города Омска. Поэтому, кстати, что-либо здесь перестраивать следует очень осторожно.

– За 2015 год сколько доходов принес в бюджет города департамент?

– За прошлый год мы собрали порядка 1,5 млрд руб., в том числе 960 млн поступило от сдачи в аренду и продажи земельных участков, и 462 млн – от сдачи в аренду и реализации недвижимого имущества. На 2016 год плановые показатели – 1,8 млрд руб.

– Земля в аренду под строительство дается на сколько лет?

– В зависимости от определенных условий от трех до 10 лет.

– В последнее время мэрия не раз сообщала, что ставится вопрос об изъятии участков у тех, кто много лет землю арендовал, но ничего не строил.

– Арендные ставки на землю на период строительства ниже, чем после начала эксплуатации. Немало застройщиков злоупотребляет этим правом – не строят и не собираются возвращать участки. А когда мы начинаем с них требовать возврата или предлагаем заключить договор аренды по другим ценам, они отказываются, обжалуют наши действия в суде, регистрируют объекты незавершенного строительства, забив одну сваю. Обычно такое якобы-строительство начинается накануне окончания договора аренды. Так что это достаточно длительный процесс, судебная практика только нарабатывается.

– Павел КРУЧИНСКИЙ, возглавив департамент городской экономической политики, продержался там только около года, заявив, что текучка и гигантский документооборот съедают все время, а на стратегию и творческую работу его практически не остается.

– Кинематографист свое творчество кладет на пленку, художник – на холст. Как чиновник может преподнести свое творчество? Для него – это некий нормативный документ, некий ответ на обращение гражданина или организации. Понятно, оформление документации, переписка, ответы занимают большое количество времени в работе сотрудника администрации. Но это неотъемлемая ее часть. Другое дело, как мы это правильно организовываем, какие проводим совещания, какие даем поручения подчиненным. У нас все поручения фиксируются, каждое должно быть рассмотрено, проверено, выполнено в определенный срок. Другого никто не придумал.

– Вы все документы, которые вам приносили на подпись, подписали в эти три месяца?

– Нет. Были такие, где я был в корне не согласен. Или меня не устроили некоторые формулировки.

– Можно примеры?

– Меня не устраивает формулировка «не представляется возможным». К сожалению, я подписывал некоторое время такие ответы, а потом перестал. В моем понимании, сидит чиновник и рассуждает, представляется ему или не представляется возможным. Здесь как раз не может быть элементов творчества, а должно быть все четко. Честно, спокойно, правильно написать: я не могу это исполнить потому, что есть такая-то норма закона, которая не позволяет это сделать, но решение вопроса может быть таким, таким и таким, согласно такой-то норме. Я требую, чтобы указывались конкретные сроки. Не всегда, конечно, можно назвать четкую дату, но такие формулировки, что по мере исполнения вы будете извещены, меня не утраивают. Я представляю обратившегося гражданина, к которому приходит такой расплывчатый ответ, и думаю, он будет не в восторге. Моя позиция: мы, чиновники, по сути своей – если откинуть все формальности – оказываем услуги в обеспечении жизнедеятельности города. Какой может быть критерий нашей деятельности? Только качество исполнения этой услуги. Если мы будем как попало исполнять ее – подметать так, чтобы только свой уголок замести, или дать ответ расплывчатый, как нас будут оценивать? Явно не положительно.

– Чтобы давать такие ответы, надо трудоемкость на каждый документ резко увеличить, а количество людей ограничено. Сколько человек работает в департаменте?

– 180. И это уже после сокращения. То, что все загружены, все работают, я вижу. Приходят рано, уходят поздно. А вот насколько все загружены полезной работой, каков коэффициент полезного действия – это пока вопрос.

– Вы в какое время домой уходите?

– В последнее время у меня стало получаться уходить домой пораньше – часов в восемь.

– Ваш заместитель Владимир БУЛЫНКО почему ушел в отставку?

– Жизнь меняется, и он принял такое решение. Я с ним недолго проработал.

– Но есть человек на его замену?

– Будет.

– У вас пока один зам?

– На сегодняшний день два.

– Кто второй?

– У нас произошло некоторое изменение в структуре. Два управления – договорных отношений и аренды недвижимости – объединены в управление арендных отношений. Возглавляет его мой заместитель – директор управления Владимир ЗИНЧЕНКО.

– Если это произошло, значит, ранее что-то работало не так. Что?

– Управление, которым руководил Владимир ЗИНЧЕНКО, работало хорошо, выполняло все планы, чего не скажешь о другом управлении, где собираемость доходов была низкой, тем более там уволился начальник управления.

– В отношении вашего первого зама возбуждено уголовное дело и идет суд. Как вы к этому относитесь?

– Я не готов комментировать то, что было до меня. Когда будет решение суда, тогда и будут выводы. У нас по законодательству только суд может определить, виновен человек или не виновен. К тому же от правоохранительных органов не поступало требования об его отстранении – они не посчитали это необходимым.

– Мэр подписал постановление о создании общественных советов при всех департаментах. У вас такой совет появился?

– Занимаемся. Хотелось бы, чтобы там были достойные люди. Это должен быть рабочий совещательный орган из людей, не просто представляющий интересы каких-то групп или объединений (иногда наши объединения носят чисто лоббистский характер, в плохом смысле этого слова). Хотелось бы видеть людей авторитетных, чтобы их заключения почти не вызывали ни у кого сомнений (почти – потому что на всех не угодишь). Я бы хотел видеть людей, которые бы что-то добились, понимали бы во многих вопросах. Другой вопрос, как подобрать их. Есть примеры, когда люди просто очень сильно хотят сюда. Я пока не знаю, как относиться к таким. Может быть, если бы не так сильно стремились, я бы отнесся к их желанию с большим доверием.

– Одна из последних публикаций «КВ» касалась жалобы в УФАС на конкурс по размещению рекламных щитов. Вы можете прокомментировать ее.

– УФАС отменило аукцион.

– Но действительно, почему часть рекламных щитов была перед конкурсом изъята из документации?

– В самой жалобе в УФАС это было в самом конце. Начали они с другого – нарушений в документации. Их можно было исправить еще в марте, если бы они сразу обратились с этим в департамент.

– То есть формальные зацепки?

– Да. Предполагаю, что ряд участников рекламного бизнеса с радостью бы оттянули эти торги, потому что в ином случае им пришлось бы убрать свои незаконные конструкции. Мы их не можем убрать, потому что они накладывают обеспечительные меры в судах, перепродают их своим аффилированным лицам.

– То есть вы в суд обращаетесь на эту организацию, а в ходе процесса выясняется, что конструкция уже принадлежит другой.

– Да. В итоге, хоть она и стоит незаконно на нашей земле – мы уже расторгли договор аренды, мы не можем убрать чужую собственность, не соблюдая определенную процедуру. А что касается этой конкретной ситуации, мы выявили ряд неточностей в утвержденной схеме размещения конструкций, которые могли бы после проведения аукциона тоже привести к тому, что результаты попытались бы обжаловать. Были места, где вокруг предполагаемой конструкции стоят деревья, где конструкция попадает под линии электропередачи или там стоит остановочный павильон.

– Еще одна наша публикация была об аукционах по аренде земельных участков, которых чуть ли не двести провели, а в результате заключили единичные договоры. Эксперты утверждают, что начальные цены сильно завышены, поэтому-то и нет желающих участвовать в торгах.

– Начну с того, что почти все нормативные документы по аукционам были подготовлены до моего прихода. Они были утверждены во всех заинтересованных департаментах, прошли антикоррупционную экспертизу. Сказать, что я со всем согласен, не могу. Но и выступить с аргументированной позицией, что там что-то неправильно, я тоже сразу не мог. Итоги прошедших аукционов мы проанализировали, и, думаю, определенные изменения произойдут. Потому что если участки не продаются, наверное, есть к этому объективные причины. Однако основными покупателями у нас были застройщики, а сейчас, в связи с кризисом, их активность снизилась. Но я не отвергаю и ту причину, что и цена у нас завышена. Будем смотреть, но, к сожалению, мы не так мобильны в своих решениях, как бизнес.

– Кстати, после начала кризиса предприниматели-арендаторы стали массово обращаться к арендодателям с просьбой об уменьшении арендных платежей. К вам не обращаются?

– Обращаются. Но мы не можем выступать на уровне обычного рынка договаривающихся сторон. Наши действия четко регламентированы. Просто так понизить или повысить ставки мы не можем. На это нужны объективные основания, нужна оценка.

– Недавно было сообщение, что департамент имущественных отношений выиграл у ООО «ГринЛайт» 105 млн руб. долгов за аренду земли под заводом пластмасс.

– Решение пока не вступило в законную силу. Как только вступит, будем совместно с приставами предпринимать все действия по взысканию.

– Они к вам на связь не выходили?

– Выходили. Предлагали мировое соглашение, называли сумму в три раза меньшую и с отсрочкой… Как человек, который работал в бизнесе, скажу: когда мне предлагают два года отсрочки, это означает, со мной никто не хочет рассчитываться. И самый главный момент – я задал вопрос: как с текущими платежами? Это главный вопрос. Мне не ответили. То есть текущие платежи никто не собирался платить.

– К вам на прием много приходит?

– Много. Для этого есть время для личного приема.

– С чем приходят?

– С разным. Нередко их не устраивают ответы, которые они получили. Приходят и говорят, есть же здравый смысл! Но наполнение и содержание этого понятия у каждого свое. Закон же имеет четкие определения: можем дать или не можем. Паспорт человеку выдается в 14 лет, и никому почему-то не приходит в голову, что его можно получить в 13. Точно так же ни у кого не возникает сомнения, что водительские права выдают после наступления совершеннолетия. А обращаются, например, с какой-то болью, что их не признают нуждающимися в улучшении жилищных условий из-за нехватки каких-то двух метров (это я привожу пример из практики департамента жилищной политики, который я курирую как вице-мэр). Но закон не говорит, что можно рассматривать плюс-минус два метра. Закон говорит однозначно.

– Когда вы работали в бизнесе, представление о власти у вас было одно, а теперь какие из этих представлений пришлось пересмотреть?

– Отношение к законодательству. Прямо скажу, не все предприниматели четко знают законодательство, соотносят одно законодательство с другим. Очень часто мы выхватываем только то необходимое, что нас интересует. В администрации же очень важный аспект – знание законодательства, знание нормативов. Зачастую муниципальные и государственные служащие принимают решения, которые кажутся предпринимателям глупыми, не имеющими какой-то логики, здравого смысла, а на самом деле это только потому, что они делают свое дело согласно законодательству. Другой вопрос, какие нормативные акты принимаются, как они готовятся – и на местном уровне, и на федеральном, насколько люди, которые их разрабатывают, изучают, анализируют, смотрят, как они будут применяться, реализовываться, к каким последствиям приведут. Но если нормативный акт уже принят, здесь исполнительная власть любого уровня просто должна его исполнять. Да, он может быть несовершенным в чем-то, но он должен четко исполняться.

– Принципиально чем отличается предприниматель от чиновника? Вы ощущаете себя чиновником?

– Классный чин у меня есть – значит, я чиновник (смеется). Ощущаю. Не то чтобы мои взгляды полностью поменялись, но я увидел с другой стороны те процессы, которые ранее видел только с этой.

– Трудно из предпринимателей переходить в чиновники?

– Для меня это не совсем внове. Я 8 лет проработал в государственной организации – в милиции.

– Может, переход во власть – это для вас вызов, какие-то нереализованные амбиции?

– Чтобы чего-то добиться, не обязательно с кем-то соревноваться, кому-то что-то доказывать или пытаться противодействовать конкурентам. Просто нужно хорошо и правильно делать свое дело. Не обращая внимания на конкурентов и злопыхателей – жизнь покажет, правы мы или нет.

Следует идти к поставленной цели, чтобы твое подразделение или предприятие развивалось, двигалось вперед, не стояло на месте, тогда и будет результат. А самый короткий путь к цели – это законный путь. В моем понимании это аксиома.

Комментарии
киви 12 мая 2016 в 15:11:
Человек должен получать из любого департамента ответы, изложенные понятным живым языком, краткими предложениями, без длиннющих цитат. Если закон писан коряво, в письме надо его суть расшифровать, что ли. Ну и не отписки сочинять, а четко и по существу.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.