Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

300-летие Омска: «Неоконченная битва»

9 ноября 2016 11:44
0
4260

Восстание 22 декабря 1918 года в Омске и легенда городской топонимии

Накануне каждой годовщины Октября 1917 года людьми, придерживающимися самых разных политических взглядов, высказываются различные, чаще всего диаметрально противоположные мнения на тему этого крупнейшего исторического события, во многом определившего ход российской истории ХХ века. Предметом дискуссии до сих пор является даже идентификация тех событий (революция или все же переворот?). Вот и в умах жителей бывшей столицы «белой» России гражданская война идет с ожесточением, и пленных в ней не берут. Который год омичи спорят: нужен ли Омску памятник Колчаку? Стоит ли демонтировать памятник Ленину и восстанавливать Ильинскую церковь? Или, может быть, и церковь восстановить, и Колчака с Лениным рядом поставить? В знак всеобщего примирения. Сколько людей, столько и мнений. Однако не поспоришь с тем, что история пишется победителями. А победили тогда (хоть это многих до сих пор не устраивает) все-таки «красные». Потомки стремились увековечить одержавших победу в бронзе и мраморе. Но любопытно, что сегодня имена этих людей мало кому из горожан что-либо скажут.

Каждый омич знает, что в нашем городе есть улица имени Рабиновича. У гостей Омска, это обстоятельство чаще всего вызывает улыбку. Но улица, (как и одноименная остановка) не имеет ничего общего с обезличенным героем классических «еврейских» анекдотов, а названа в честь абсолютно реального человека – Михаила Рабиновича – члена омской подпольной организации большевиков.

В ноябре 1918 года в Томске состоялась большевистская партийная конференция, на которой обсуждался вопрос о необходимости организации вооруженного выступления против власти Колчака, и, разумеется, основной удар предполагалось осуществить в Омске. Для организации восстания в Омск нелегально прибыл Сибирский областной комитет РКП(б), в состав которого входили: Арнольд Нейбут, Александр Масленников, Павел Вавилов и Михаил Рабинович. Организаторами будущего восстания город был разбит на четыре района, в каждом из которых действовал свой штаб. Первый район восстания (руководство осуществлял Масленников) должен был захватить территорию крепости, где размещались комендатура и штаб Сибирской армии. Силы восставших второго района под руководством Нейбута должны были взять резиденцию Колчака, здание Совета министров и центральный телеграф. Третий район – Атаманский хутор (территория современного Ленинского округа). Здесь главными объектами должны были стать вокзал и железнодорожный мост. Силы четвертого района – станции Куломзино (современный Старый Кировск) – были обязаны обезоружить эшелон с чехословаками, вооружить куломзинских рабочих и выставить заслон на Челябинском и Тюменском направлениях. Выступление планировалось начать 19 декабря, но из-за нехватки оружия комитет подпольщиков, решил перенести его на 22 число. Однако заговорщики допустили утечку информации, и накануне мятежа контрразведка арестовала на явочной квартире группу рабочих с внушительным количеством оружия. Не зная еще точных масштабов провала, военно-революционный штаб отменил восстание, но предупредить об этом успели не всех. В ночь на 22 декабря 1918 года вооруженные рабочие Куломзино выступили против белогвардейцев и, разоружив чехословацкий отряд в 400 человек, сняли караул с железнодорожного моста. Но силы были неравны, тем более что лидеры подполья разбежались, чтобы начать готовить новое выступление, фактически бросив восставших на произвол судьбы (а точнее, военно-полевых судов). В приказе № 152 от 23 декабря 1918 года Александр Колчак выразил благодарность всем офицерам, солдатам и казакам частей гарнизона «вызвавшихся по тревоге для восстановления порядка, за их высокое понимание долга солдата, за их любовь к родной измученной стране и за труды». Также в приказе говорилось о том, что «всех принимавших участие в беспорядках или причастных к ним – предать военно-полевому суду». По данным газеты «Сибирская речь», при подавлении восстания убито 247 человек, по приговорам военно-полевых судов было расстреляно 117 человек, а еще 13 человек суд приговорил к каторжным работам и тюремным срокам.

Организаторы Омского восстания 22 декабря Нейбут, Масленников, Вавилов, Рабинович были арестованы в феврале – апреле 1919 года и после непродолжительного тюремного заключения расстреляны. Когда советская власть победила, их имена прочно закрепились в новом пантеоне героев – мучеников революции. Сквер Борцов Революции в Омске до 1967 года назывался сквером Масленникова, а в 1987 году, в канун 70-летия Октября, там были установлены шесть бюстов героям омского подполья (скульптор Федор Бугаенко). Именами организаторов омского большевистского подполья были названы центральные улицы города. «Анекдотический» топоним – «улица Рабиновича» появился на карте Омска в 1939 году. И только скромная мемориальная доска на жилом доме по адресу: улица Герцена, 38 напоминает, в честь кого была переименована улица, носившая ранее название Воздвиженская, заставляя еще и задуматься о том, что события тех лет, даже учитывая фольклорные ассоциации, назвать смешными и забавными ну никак не получается.

Сергей НАУМОВ

При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.