11 ноября на пресс-конференции председатель Омского областного суда Владимир ЯРКОВОЙ ответил более чем на два десятка вопросов журналистов.
Журналистов интересовали современные тенденции судебной системы, а также конкретные решения по отдельным делам. Отвечая, Владимир ЯРКОВОЙ в частности не углублялся, оценивая ситуацию в целом с позиции своего поста.
О претензиях Страсбургского суда
В частности, председатель облсуда рассказал, что бытующее мнение о том, что у Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) большое количество претензий к российскому правосудию, в корне неверно.
«Недавно заместитель председателя нашего суда ХРАМЕНОК Мария Григорьевна вернулась из Страсбургского суда, где пообщалась с европейскими судьями. У нее сложилось мнение, что претензий к России у ЕСПЧ не больше, чем к другим правовым системам», – рассказал Владимир ЯРКОВОЙ. Он отметил, что в настоящее время обжалуются в основном решения, не относящиеся к деятельности суда, в частности неисполнение судебных решений, жалобы на условия содержания в местах лишения свободы. «И с тем и с другим сейчас в России более-менее неплохо. Все жалобы – это дела прошлых лет. Они очень долго рассматриваются. Оценка же Европейским судом соблюдения прав человека в России намного выше, чем оценка политиков. Мы среди стран, подпадающих под юрисдикцию Европейского суда, по численности населения занимаем первое место. По общему количеству жалоб и удовлетворенных жалоб на 10 тыс. человек мы в середине. Поэтому шум о массовом нарушении прав человека в России не соответствует действительности».
Кстати, Владимир ЯРКОВОЙ поделился с журналистами информацией, что в музее Европейского суда по правам человека хранится работа омского художника-микроминиатюриста Анатолия КОНЕНКО – книга «Всеобщая декларация прав человека», переведенная на семь языков. Издание нашего земляка, как обычно, можно прочесть, только вооружившись мощной лупой.
Чтобы проиллюстрировать вопрос с ЕСПЧ, Владимир ЯРКОВОЙ рассказал о трех последних делах. В первом, относящемся к 2002 году, истцом выступал Валерий КОКОРИН, а ответчиком Светлана АНДРУШКО. Европейский суд вынес решение в 2010 году, установил, что Омский областной суд был не прав, и присудил АНДРУШКО компенсацию 9 тысяч евро. Второе дело 2013 года – о недобровольном помещении на госпитализацию в психиатрическую больницу недееспособного. Решался вопрос, правильно ли человек был определен в психиатрическую больницу и обоснованно ли было отказано родителям в ходатайстве об освобождении его. Данные события имели место в 2000 году. В этом случае ЕСПЧ также признал нарушения и присудил компенсацию 25 тысяч евро. Третье дело было связано с вопросом содержания в СИЗО и колонии.
Правосудие подорожает
Пресс-конференция председателя Омского областного суда Владимира ЯРКОВОГО состоялась в преддверии IX Всероссийского съезда судей, который пройдет в Москве с 5 по 9 декабря 2016 года. Поэтому первые вопросы были посвящены этому событию.
Владимир ЯРКОВОЙ отметил, что вопрос, в какую сторону движется судебная система, станет главным. С его точки зрения, судьи не могут быть сторонними наблюдателями, а должны принимать активное участие. «Судебная система вынуждена меняться, потому что мы столкнулись с тем, что каждый год возрастает нагрузка на судей. И это несмотря на огромное увеличение судейского корпуса: по сравнению с концом 80-х годов он вырос в пять раз. Поступление дел, особенно гражданских, возросло в десятки раз», – рассказал Владимир ЯРКОВОЙ.
Он напомнил, что в России еще с советских времен существует социальный – доступный – суд, куда может прийти каждый и судиться по любому поводу. Председатель облсуда отметил, что за рубежом такой практики нет, там суд – дорогое удовольствие, и спрогнозировал движение в эту сторону и российской правовой системы: «Подвижки в этом направлении законодатель уже предпринимает. И мы, по-видимому, столкнемся с более дорогим правосудием».
Владимир ЯРКОВОЙ уверен, что необходимо отсечь споры, которые сегодня в суде способен затевать каждый, даже неадекватный человек. Правда, с его точки зрения, бояться резкого поворота судебной системы не стоит. «В любом случае какие-то направления будут реализовываться более радикально, чем сейчас. Назрела такая необходимость. Верховный суд активно участвует в законодательном процессе, использует право законодательной инициативы: за последние два года поступило от Верховного суда около 20 предложений, которые в большей части были реализованы», – отметил председатель областного суда.
Получить помощь квалифицированного адвоката уже сегодня может не каждый, а дальше эта услуга станет еще дороже. Рассказывая об этом, Владимир ЯРКОВОЙ не преминул упомянуть о негативной стороне адвокатской деятельности: «Адвокаты не только собирают доказательства, они их фабрикуют, и чем более квалифицированный специалист, тем более убедительно получается. А вторая сторона – беззащитная. Ввели активную роль суда, т. е. позволили суду помогать тому, у кого слабее представительство. Мне это симпатично, судья не должен быть роботом, который получает информацию. Такие пути развития судебной системы. Они обозначены в кодексе об административном судопроизводстве».
Несмотря на резкую критику адвокатской деятельности, председатель облсуда уверен, что без адвоката подсудимому не обойтись. «Мне нравится английская поговорка: «Если адвокат в процессе защищает сам себя, значит, у него подзащитный – дурак». Защищать себя сам человек практически не способен. Он не может объективно оценивать свои шансы и возможности другой стороны. Современное судопроизводство так построено, что без хорошего представителя сложно в гражданском, уголовном и административном процессе. Желательно, чтобы тебя защищал юрист, а лучше профессиональный адвокат. Но адвокаты тоже бывают разные. Иногда я наблюдаю процессы, где, кроме вреда своему подзащитному, они ничего не приносят».
Количество оправдательных приговоров снижается
Общаясь с журналистами, Владимир ЯРКОВОЙ отметил, что за последние годы никаких кардинальных изменений в статистике обвинительных и оправдательных приговоров, оглашенных в нашем регионе, не произошло. «Более того, количество оправдательных приговоров исчисляется десятыми долями процента и снижается. Если в 2014 году это было 0,73 процента, в 2015 – 0,56, то за 9 месяцев 2016 – 0,44 процента», -рассказал председатель областного суда и объяснил, что такова специфика нашей судебной системы, где работает досудебное производство, которое и отсеивает дела. Он сравнил нашу систему с американской и отметил, что при тщательном пересчете видно: у обеих стран цифры примерно одинаковые. «Никакого обвинительного уклона в судах нет, как нет и мотивации для суда занимать сторону обвинения, – отметил Владимир ЯРКОВОЙ и рассказал: – Я услышал однажды объяснения, почему судья склонен к обвинению: потому что он зависим от прокуратуры – а вдруг переназначение на высшую должность, и ему характеристику дадут плохую. Поверьте мне, что переназначение судей крайне редко, потому что у нас должностей раз-два и обчелся и судья приходит работать судьей на всю жизнь. Но даже если это случается, есть параметры, и ни прокуратура, ни ФСБ не могут выйти за них и что-то на ушко кому-то сказать. Есть официальные бумаги, которые они дают. Какие бы претензии к органам ни предъявляли, но работает наше омское следствие очень хорошо, потому что если бы оно работало идеально, оправдательных приговоров не было бы вообще. На предварительном следствии лежит обязанность отсечь сомнительные обвинения».
«Судья может бояться только жены»
Коснулся Владимир ЯРКОВОЙ и этических вопросов. Так, отвечая на просьбу одного из СМИ прокомментировать картину, которую журналистам иногда приходится наблюдать, – гособвинители пьют чай в кабинетах у судей, он отметил, что это «безобразие» и заявил: «Это неправильно. Но я понимаю, что психологически сложно перейти некоторые моменты, например, когда учились вместе, за одной партой сидели, и судье трудно сказать: «Выйди отсюда», но он должен набираться мужества и говорить именно так, потому что отношения должны быть равные».
Еще одного вопроса относительно этики поведения судей председатель облсуда коснулся в конце пресс-конференции. Он подчеркнул: если бы узнал, что какой-то судья говорит о контроле областного суда над делами, то сразу возбудил бы дисциплинарное производство. «Любой судья, который заявил о боязни вынести решение из-за председателя областного суда, был бы мной инициирован на отрешение от должности. Судья, который от кого-то зависит, который может вынести решение не по убеждению, а потому что он кого-то боится, вообще может работать?! Собирайся и иди в отставку, если ты кого-то боишься! Судья может бояться только жены».
Исков к госвласти стало меньше
В ежегодном докладе уполномоченного по правам человека за 2015 год говорилось:«Особое место занимают гражданские дела по искам граждан к государственным органам. Таких дел было рассмотрено 5724, причем весомая часть – 61,5 процента – завершилась в пользу истцов. При этом, однако, заметно снижение числа споров данной категории и процент положительно для граждан разрешенных дел: в 2014 году было рассмотрено 7162 подобных дела, из них в пользу заявителей – 6132 (86 процентов)». Владимир ЯРКОВОЙ прокомментировал данные сведения так: «Это несколько неточная информация. За 6 месяцев 2014 года было удовлетворено исков граждан к власти 90 процентов. Рассмотрено 4234 дела, из них с удовлетворением требований – 3825. За 6 месяцев 2015 года – 2524 дела, из них с удовлетворением требований – 1863, или 74 процента. За 6 месяцев 2016 года – 1679 дел, с удовлетворением требований – 1294, т.е. 77 процентов. Кажется, что в 2014 году больше, чем в текущем, но вы посмотрите и оцените неуклонное снижение обращений граждан. Власть реагирует и, видимо, сама снимает вопросы. Иного вывода мы с вами из этих цифр сделать не можем».
Привел председатель облсуда и данные по предвыборной кампании. Омский областной суд в ходе нее рассмотрел 17 исков, 11 из которых были обжалованы, а одно дело – Валерия КОКОРИНА – отменено с прекращением.
В Омске за 14 лет присяжные никого не оправдали
Подняли на пресс-конференции председателя областного суда и вопрос об изменениях закона о суде присяжных, которые вступят в силу в 2018 году. Владимир ЯРКОВОЙ отметил, что Омский областной суд с 2003 года рассматривает дела с участием присяжных. Списки присяжных заседателей формируются автоматически на основе списков избирателей. За эти годы в региональном суде было рассмотрено 21 дело на 45 человек. Все эти люди были осуждены. Ни одного оправдательного приговора присяжные не вынесли.
«Кто может повлиять на присяжных – только стороны, только процесс. Можно ли говорить, что здесь кто-то подыгрывает обвинению? – задал журналистам риторический вопрос Владимир ЯРКОВОЙ. – На это не решился пока никто из адвокатов, хотя они с удовольствием высказываются по любым приговорам, решениям, которые их не устраивают. Я очень надеюсь, что в ближайшее время будет принят закон, ограничивающий прессу. У нас с легкостью проигравшая сторона может говорить, что угодно, а суд беззащитен, потому что судиться с прессой судье негоже и вообще недопустимо. Мы можем только сказать: пускай караван идет».
При этом председатель облсуда отметил, что за эти годы в судах было рассмотрено не 21 дело, подсудное суду присяжных, а сотни. Но мало кто из подсудимых решается попросить эту форму правосудия. И это, по словам Владимира ЯРКОВОГО, не только омская, а мировая тенденция. Если суд присяжных признает вину, то человек уже не может ожидать снисхождения и оспаривать решение суда. Теперь, когда суды присяжных станут возможны и в районах, а не только в областном суде, возможно, количество оправдательных приговоров увеличится.
Гласность не распространяется на интимную жизнь подсудимых
Болезненный для многих омских «судебных» журналистов вопрос взаимодействия с судьями также был задан Владимиру ЯРКОВОМУ. В частности, «КВ» поинтересовались, законно ли было удаление из зала нашего коллеги из ИА «СуперОмск» на процессе об обналичивании денежных средств БАБИКОВЫМ-младшим и другими фигурантами дела в Куйбышевском райсуде. Адвокат Андрей ХАБАРОВ ходатайствовал против обнародования прослушки при представителе СМИ. Председатель облсуда ответил так:«В статье 241 определены случаи, когда можно объявлять заседание закрытым. Конечно, выгонять только журналиста и оставлять других недопустимо. Гласность – это нерушимый принцип. Но, видимо, в данном случае в прослушке что-то касалось личной, интимной жизни. Это одно из оснований, по которому часть судебного заседания может проходить в закрытом режиме».
Пять омских судей уехали в Крым
Внутренние дела судов всегда были интересной темой для журналистских опусов. Поэтому многие воспользовались шансом побольше узнать из уст председателя областного суда. В частности, по просьбе СМИ Владимир ЯРКОВОЙ, не называя фамилий, озвучил данные по дисциплинарным наказаниям в отношении омских судей. В 2014 году было два случая: один за волокиту, во втором речь шла о прекращении полномочий судьи за нарушения, допущенные при рассмотрении гражданских дел, правда, коллегия не согласилась с председателем суда, который инициировал наказание. В 2015 году наказаний не было, а вот в 2016-м – целых три. Тот же судья, что и в 2014-м, был привлечен за волокиту в третий раз.«Он подал в отставку. Я ставил вопрос о прекращении его полномочий, которые не позволяли бы ему получать судейскую пенсию, но коллегия отпустила его в почетную отставку», – рассказал председатель облсуда. Еще два судьи привлечены за нарушения, которые могли подорвать авторитет судебной власти, здесь дело ограничилось предупреждениями.
Прояснил председатель облсуда и историю с августовским пожаром в Куйбышевском суде. Оказывается, причиной его стало короткое замыкание в кондиционере. В итоге сгорело все, что находилось в кабинете, точнее, почти. «Дела – они толстые, практически всего одно испорчено, и его вернули для восстановления в прокуратуру. Оснований считать, что кто-то поджигал дела, нет», – уверен Владимир ЯРКОВОЙ.
Отвечать на вопросы по поводу дел, возбужденных в отношении судей, в частности, МОСКАЛЕНКО, председатель областного суда, по сути, отказался, отметив, что не может их комментировать до того момента, пока не состоится суд:«Есть ли в них состав, не могу сказать. Но сам факт, конечно, подрывает авторитет судебной власти».
Рассказал ЯРКОВОЙ и о сложном кадровом вопросе в Омском областном суде. Оказывается, сегодня стать судьей очень непросто и желающих немного. Это при том что и судьи время от времени уезжают из Омска, так, в Крым уехали пятеро.
Не обошлось без вопросов и о личной жизни судьи. Здесь Владимир ЯРКОВОЙ был скромен, отметив только, что свое свободное время предпочитает проводить на даче или рыбалке. При этом он подчеркнул, что за рубежом ни разу не был: «Мне там не интересно. Гораздо интереснее наша природа. Там я провожу свое время».