На минувшей неделе, 12 октября, экс-сенатор от Омской области Андрей ГОЛУШКО собрал пресс-конференцию,
на которой рассказал омским СМИ о начале работы Госдумы седьмого созыва, поделился своим мнением о качестве выборной кампании 2016 года и низкого процента, который получила на выборах в Омске партия «Единая Россия». Выслушал известного политика обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
О «Единой России» и КОМПАНЕЙЩИКОВЕ
– Своими личными итогами выборов я доволен. Почти в два раза больше я набрал голосов, чем мой основной конкурент. Но очень недоволен результатом «Единой России»» на территории города Омска. Я все-таки надеялся, что не будет такого очевидного и явного поражения. В Омске мы видим один из худших показателей в стране и по явке избирателей, и это, конечно, предмет для анализа и повод задать неудобные вопросы. Я всегда говорил и говорю, что у каждой победы и у каждого поражения есть конкретные имена и фамилии. Поражение на выборах в Омске – не исключение.
Как минимум, два крайних – это руководитель города ДВОРАКОВСКИЙ и руководитель внутриполитического блока в правительстве КОМПАНЕЙЩИКОВ. Эти двое обязательно должны понести ответственность за результаты выборов, и они понесут, на этот счет у меня нет никаких сомнений. У мэра в любом случае скоро заканчивается срок полномочий, а КОМПАНЕЙЩИКОВ, я уверен, либо примет решение сам, либо ему подскажут принять такое решение. Это очевидная его недоработка, что омичи проголосовали именно так. Мне, например, избиратели поставили оценку 4 с плюсом. Они получили оценку 2 с плюсом. Соответствующие должны быть и выводы сделаны.
О будущем мэре Омска
– Я точно не буду претендовать на должность мэра Омска, мне мои избиратели поручили другую работу. Каждый должен заниматься своим делом. Что касается претендентов, я уверен, что их будет много. Порядок избрания мэра изменен. Сейчас у губернатора есть право предлагать кандидатуры, а у депутатов Омского городского совета есть право рассматривать эти кандидатуры и утверждать их или отклонять. И мне бы очень хотелось, откровенно говоря, чтобы нашу мэрию возглавил человек, который способен управлять городским хозяйством, понимает, как город должен выглядеть, и у которого горят глаза от желания поменять все к лучшему. Итоги голосования в Омске – это же результат последних 16 лет. Как только РОЩУПКИН Валерий ПАВЛОВИЧ ушел в отставку и уехал из Омска, с тех пор этот город мечтает о заботе и хорошем к себе отношении, но получает постоянные интриги, борьбу за власть и все остальное, что точно не помогает развиваться. И хорошего отношения жителей город заслужил тоже. Уже надоела эта тема: «Как все плохо, а будет еще хуже, и было бы куда свалить, я бы уже давно свалил».
При этом к ДВОРАКОВСКОМУ, как к человеку, я отношусь очень хорошо. Может быть, лет 10–15 лет назад из него бы получился хороший мэр, но сейчас, увы... Вот улицу Ленина возьмем для примера. Все помнят, когда она была закрыта в первые дни для движения, все по ней гуляли. И я неоднократно говорил мэру и губернатору, что хорошо бы закрывать эту улицу на выходные для автомобилей и делать там праздники с артистами, художниками и музыкантами. Я уверен, рано или поздно мы к этому придем, но вот конкретно сейчас мне не удалось разбудить руководителя департамента культуры ШАЛАКА. К нему как к человеку я тоже очень хорошо отношусь, но у него в департаменте какое-то сонное царство. Кивают, слушают, а как только звучание моего громкого голоса заканчивается – все опять засыпают. Надеюсь, появится новый руководитель города, будет назначен энергичный глава департамента культуры и улица Ленина заживет.
О коммунисте Олеге ДЕНИСЕНКО
– Такой итог я предсказывал еще в мае. Обещал опередить ДЕНИСЕНКО в два раза и почти не ошибся. Разве что немного недоработал, признаю. И теперь омичи, я думаю, могут вообще ничего не услышать об Олеге Ивановиче. Он уже и сам это продемонстрировал, когда закрыл свои приемные. Мы, конечно, подхватим всю его работу, у всех избирателей в каждом районном центре будет возможность обратиться ко мне.
О вероятности отставки губернатора
– У любого чиновника случается отставка. Это во-первых. Во-вторых, у меня нет никаких оснований предполагать, что может произойти отставка нашего губернатора. Фонд «Петербургская политика» – предсказатель и прогнозист, каких десятки. И все имеют право что-то предсказывать на основании каких-то своих умозаключений. Если говорить о результатах выборов, то здесь претензии не к губернатору, а к конкретным персонажам. И в том, что губернатор примет соответствующие решения, у меня лично сомнений нет. Другой вопрос – это сроки принятия решений. У нас с губернатором разные уровни ответственности. Я могу сделать вывод, например, что министра ПОДБЕЛЬСКОГО, который устроил непонятно что с Центром парусного спорта и СКК имени Блинова, нужно срочно увольнять. А губернатору необходимо сначала принять решение о том, кого назначить вместо ПОДБЕЛЬСКОГО, поэтому у него свои сроки. Но в том, что нужно расставаться с бездельниками и с людьми, которые допускают серьезные просчеты, мы с губернатором солидарны.
О «Галерке», цирке и новом корпусе ОмГУ
– Все будет доделано, не сомневайтесь, просто у каждого объекта есть своя история. На капитальный ремонт здания цирка наложилась, к сожалению, смена руководства Росгосцирка. И на финальном этапе старый руководитель уже не работал, а новый еще не приступил. Сказал, что ему нужно время, чтобы разобраться. И в августе, когда работа стояла, было упущено время. Сейчас платежи пошли опять, работа началась, но сдача объекта сдвинулась на несколько месяцев. Закончим, я уверен, до конца года. Что касается «Галерки», то это сугубо омская красота, про которую можно книги писать. Прекрасный пример, как делать не нужно. Тут и срывы сроков по конкурсам, и некачественная проектная документация, и заход на объект ненадежных подрядчиков, и сбегание этих подрядчиков с площадки, и поиск новых денег. В общем весь джентльменский набор нелепостей и несуразностей.
Достроим и новый корпус университета. Хотя и непросто было второй раз добиться финансирования. Первую часть там просто украли, и когда я, соответственно, разговаривал с министром образования и науки ЛИВАНОВЫМ, тот мне прямо сказал: «Я один раз 300 млн рублей уже отдал, ищите эти деньги у себя и больше ко мне не ходите». Тем не менее деньги выделены, конкурс прошел, победил тот же подрядчик, который построил Воскресенский собор. Сейчас происходит приемка объекта, и в ближайшие дни подрядчик начнет уже работать. В декабре 2017 года новый корпус ОмГУ введут в эксплуатацию, и мы с этим десятилетним долгостроем закончим, наконец-то.
О дорогах и ГРЕБЕНЩИКОВЕ
– В июле губернатор определил объемы средств для ремонта дорог в районах, а торги все еще идут. И это, конечно, возмутительно. Я сейчас внимательно анализирую, что произошло со средствами дорожного фонда. Мы долго стонали, что нам денег не хватает на дороги, и вот вдруг деньги появились. Почти 8 млрд рублей. И что? За окном октябрь, уже идет снег, а у нас по некоторым объектам еще даже торги не завершены. Дальше же все просто считается: месяц на процедуру, пять дней на публикацию результатов, и мы выходим на середину ноября. Естественно, возникает вопрос: они там что курят в кабинете у ГРЕБЕНЩИКОВА? Они что вообще собираются асфальтировать зимой?
И вообще непонятно, почему так произошло. Объем работ был понятен еще в мае. В июне стало понятно, что поступят дополнительные деньги из федерального бюджета. Про поступление денег в регион от системы «ПЛАТОН» тоже было известно еще в июне. Что делали с июня по октябрь – большой вопрос. И я сильно подозреваю, что причина этому халатность, а за халатность кто-то должен понести наказание. И я не исключаю, что буду просить прокуратуру внимательно ситуацию посмотреть и найти людей, кто должен понести ответственность. За какой-то за мифический ущерб по каким-то огородам людям по пять лет колонии дают, а здесь совершенно конкретные сотни миллионов рублей, которые, с моей точки зрения, потрачены не так, как этого вправе ожидать омичи.
О качестве госуправления в регионе
– У нас все регионы живут в едином правовом поле, и я могу привести примеры регионов, где нет проблем с проведением конкурсных процедур по госзакупкам. В Московской области, например, никаких проблем точно нет. Я знаю там многих руководителей, внимательно смотрю за тем, что они делают, и могу сказать, что на сегодняшний день Московская область с точки зрения технологий государственного управления самая продвинутая в стране. По сравнению с уровнем госуправления и качеством использования управленческих платформ в Московской области мы, к моему великому сожалению, находимся пока в каменном веке. Там совершенно иные механизмы, инструменты, технологии управления. Губернатор Московской области на своем iPade видит в режиме он-лайн ход исполнения всех решений и проектов, реализуемых в области.
И в Московской, и в Тюменской областях, и в ряде других регионов находят почему-то механизмы отсечения недобросовестных подрядчиков еще на предварительном этапе, а мы этим не занимаемся. У нас все равны с точки зрения процедур – и компании с пятидесятилетним опытом и хорошей кредитной историей, и непонятные фирмы, которые зарегистрированы позавчера в однокомнатной квартире на левый паспорт. В результате мы имеем десятки примеров, когда «Рога и копыта» получают госконтракты на сотни миллионов рублей. К чему это чаще всего приводит, всем понятно.
Мы не самый богатый регион и должны, казалось бы, считать каждую копейку, которую получаем из федерального бюджета. Но почему-то не считаем даже сотни миллионов. Если бы, например, губернатор ЯКУШЕВ узнал, что в результате деятельности его вице-губернатора в федеральный бюджет вернулись 600 млн рублей, то этот вице-губернатор, я уверен, не доработал бы и до конца дня. А у нас примеры можно приводить долго. Все знают и про «тысячную» поликлинику на Левом берегу, и про «Галерку», и про здание страхового общества «Саламандра» под «Эрмитаж-Сибирь». На Омской крепости, напомню, мы не можем до сих пор 500 млн рублей освоить, хотя министерством культуры была одобрена сумма в 2,4 млрд рублей.
О банках и кредитовании малого бизнеса
– Если банки не кредитуют малый и средний бизнес, значит, этому есть причина. Когда банк видит, что можно заработать, он денег обязательно даст. Денег он не дает тогда, когда видит слишком высокий объем рисков. Любые риски, как известно, стоят денег. Почему деньги, полученные на Западе под 3%, в России вырастают сразу до 6%? Потому что любой банкир оценивает сначала риски страновые. Потом к ним добавляются риски отраслевые, потом региональные. Они оцениваются еще до того, как начинается рассмотрение конкретного бизнес-проекта. После прохождения всех этих ступенек ставка и вырастает до 17-20%, которую мы видим сегодня на рынке. А окупить деньги, занятые по такой высокой ставке, могут только редкие, если не уникальные, бизнес-проекты. Особенно в Омске. У нас бедное население, низкий платежеспособный спрос. И я не понимаю на самом деле чем хвастаются наши руководители, когда говорят, что у нас самая низкая стоимость потребительской корзины. Это как раз показатель низкого дохода жителей региона. В такие регионы, как правило, инвесторы не заходят. Про дешевую рабочую силу – это все мифы. У нас производительность труда в пять раз ниже, чем в США.
О бюджетах и внешней политике
– Решения по бюджету страны предстоит находить в рамках сегодняшних реалий. Такого напряжения в отношениях с Западом, сопоставимого с сегодняшним, не было уже достаточно давно. Мы сегодня приблизились к 1983 году, когда американцы разместили в Европе ракеты «Першинг», мы сбили южнокорейский «Боинг», а Рональд РЕЙГАН назвал Советский Союз империей зла. По моим ощущениям, мы близки именно к этому уровню. Хотя, конечно, никакой Россия никому не враг. Реальной угрозы ни для одной из стран мы не несем. И при всей антироссийской риторике, если вы обратили внимание, нет плохих отношений с европейцами и американцами. Есть плохие отношения с евробюрократией. Никто не радуется такому развитию событий, естественно, и нам бы хотелось вести диалог и обсуждать экономическое взаимодействие, а не противостояние.
Что касается бюджета, мы по-прежнему «щупаем дно». Я как-то даже назвал Минэкономразвития профессиональными водолазами – правда, они обиделись на меня за это, – но это действительно так. Несколько раз им уже казалось, что дно под ногами, но каждый раз российская экономика находила возможность опуститься еще. Я думаю, нам предстоят очередные корректировки прогнозов и бюджет у страны будет сложным. Мы вряд ли сможем говорить о каких-то серьезных инвестициях и бурном развитии. Придется сосредоточиться на исполнении социальных обязательств. Еще одна тема на повестке дня – наполнение региональных бюджетов. Президент об этом заявил и поручения правительству дал. Некоторые предложения правительство уже озвучило, типа, налог на прибыль забрать у богатых регионов и отдать бедным, но такой вариант, как мне думается, – это не совсем то, что ждут регионы.