Производственный комплекс «Омский бекон» (входит в Группу «ПРОДО») уже третий год реализует программу по закупу фуражного зерна непосредственно у местных производителей и ставит себе задачу полностью отказаться от услуг зерновых трейдеров.
О видах на урожай, работе с фермерами, ценах, конкуренции, качестве зерна и конфигурации регионального рынка зерновых с директором по закупкам ПК «Омский бекон» Алексеем ДАВЫДОВЫМ поговорил обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
– Алексей Михайлович, давно «Омский бекон» принял решение сменить закупочную стратегию и стал приобретать зерно напрямую у производителей?
– Три года назад. В 2014 году, когда программа работы со средними и малыми производителями зерновых только стартовала, мы отработали недостаточно результативно, на мой взгляд. По целому ряду причин. В 2015 году мы тщательно проанализировали ситуацию, выявили главные проблемы, которые затрудняли работу с сельхозпроизводителями, разработали долгосрочную программу, и после этого дело сдвинулось. В прошлом году уже 50% необходимого объема закупок зерновых было произведено напрямую у производителей. В этом году задача стоит еще более серьезная – увеличить объем прямых закупок до 85–90%.
– Сколько нужно зерна «Омскому бекону»?
– Наш производственный комплекс – крупнейший потребитель фуражного зерна в Омской области. У нас огромное поголовье свиней. За день съедается порядка пяти вагонов зерна. А в год необходимо примерно 190–200 тысяч тонн, с учетом потребностей не только «Омского бекона», но и птицефабрики «Сибирская», которую полностью обеспечивает кормами Лузинский комбикормовый завод. Примерно на половину потребность в зерне закрывает наше предприятие – «Лузинское зерно», которое входит в структуру «Омского бекона». Общая площадь пашни во всех хозяйствах производственного комплекса – порядка 57 тысяч га. Зерновыми и зернобобовыми культурами засеяно 44 тысячи га. В этом году докупить со стороны мы планируем 70–80 тысяч тонн зерновых, и это будет преимущественно фуражная пшеница.
– В сентябре будете покупать?
– С сентября по декабрь. В прошлом году мы формировали четырехмесячный запас зерна, в этом году поставлена задача сформировать шестимесячный страховой запас.
– А если кто-то из производителей надеется зерно попридержать до лучших времен, до лучшей цены, у него будет шанс?
– Совсем с рынка мы не уйдем, конечно, будем докупать и зимой, и весной, но уже далеко не в таких объемах, как в прошлые годы. Другие крупные потребители зерна, я думаю, тоже сделают страховые запасы осенью. К тому же в этом году урожай зерновых ожидается рекордным по всей стране, планируется собрать порядка 118 млн тонн, а это значит, что в таких объемах, как в прошлом году, вывозить зерно за пределы Омской области не будут. И я думаю, что те, кто рассчитывает подождать лучших цен весной и летом, вполне могут прогадать.
– Кредитуете фермеров под урожай?
– В этом году еще не кредитовали, но в следующем обязательно будем.
– На каких условиях?
– Прежде всего должна быть гарантия банка, которая подтверждает фактически платежеспособность сельхозпроизводителя. Порядок расчета – стандартный. На сумму кредита мы получим зерно.
– По какой цене?
– Цену зерна заранее определить невозможно, она будет определяться по рынку в момент расчета. Поверьте, наживаться на фермерах мы не намерены. Цена будет справедливой.
– Вовремя рассчитываетесь с продавцами зерна?
– По договору у нас отсрочка до 10 дней, но по факту осенью 2015 года и весь 2016 год мы рассчитывались с сельхозпроизводителями в течение 3-5 дней. Кто с нами работал, уже знает нашу аккуратность в расчетах. И «Омский бекон», и Группа «ПРОДО» устойчиво стоят на ногах, финансирование закупок идет бесперебойное.
– Сколько сельхозпроизводителей работают сегодня с «Омским беконом»?
– Порядка 150. А в целом, по нашей оценке, в Омской области более 500 производителей зерна – и средних, и малых, и крупных. И мы хотим до каждого достучаться. Хотим со всеми работать напрямую, и с каждым готовы договариваться.
– Обычно крупные компании отличаются бюрократическим подходом...
– Мы уже упростили документооборот до предела. Многостраничные договоры поставок, в которых были учтены все наши риски, ушли в прошлое. Договор, который сегодня заключаем с производителями зерна, – это буквально две страницы текста, который понятен с первого прочтения. Проверка контрагентов также максимально упрощена. Никто не собирает внушительный пакет документов, перед тем как подписать договор. Нам нужна только информация о задолженности перед банками, свидетельство о постановке на учет и справка фермера, которая подтверждает, что наш поставщик – это не перекупщик, а производитель.
– Фермерам нужно привозить свое зерно обязательно на Лузинский комбикормовый завод?
– Не только на комбикормовый завод. Нет необходимости ехать за сотни километров в Лузино. У нас есть партнеры среди крупных элеваторов, которые будут принимать на хранение наше зерно. Так что мы готовы покупать фураж там, где будет удобнее производителям. Если кому-то удобнее, чтобы мы забрали зерно своим транспортом, то возможен и такой вариант, хотя самовывоз – это сложный организационный процесс. Единственная на сегодня проблема – наполненность некоторых элеваторов интервенционным зерном, которое закупалось государством еще в прошлом году. Но мощности для хранения все равно еще есть.
На Лузинском комбикормовом заводе, чтобы сократить очереди, мы год назад ввели монодни. Это когда в один день принимается только одна культура. К примеру, пшеница – это понедельник, вторник и среда. Ячмень – четверг, пятница. Овес – суббота. Для чего это нужно? Чтобы принимать разные виды зерна, приходилось каждый раз перенастраивать оборудование. Вроде бы процесс недолгий – 10-15 минут. Но за день набегали часы простоя. Теперь приемка идет эффективнее.
– Сегодняшняя цена на фураж не поползет неожиданно вверх? Какие у вас ожидания?
– Сейчас все участники рынка в ожидании. Сводки идут каждый день, как с фронта. Многие ориентируются на нас, как на самого крупного покупателя. А мы оцениваем ситуацию на мировом рынке, в центральных регионах и на юге, где уборочная идет полным ходом. Ориентируемся на «Лузинское зерно», постоянно обмениваемся информацией о том, что происходит на рынке. Информацией мы владеем полностью. По данным на начало уборочной кампании, средняя урожайность пшеницы по области – 15 центнеров с гектара. «Лузинское зерно», которое входит в тройку лучших сельхозпроизводителей Омского района, собирает сегодня по 18 центнеров пшеницы с гектара. А по ячменю мы идем с урожайностью порядка 28 центнеров с гектара при средней урожайности по области – 17,2. Если наши прогнозы сбудутся, мы будем докупать ячмень в незначительных объемах.
– Закупочные цены, соответственно, будут низкими?
– Не самыми высокими – это точно. В прошлом году на старте цены были выше. Как я уже говорил, и в России, и во всем мире в этом году прогнозируется перепроизводство зерновых.
– Насколько для вас важно качество зерна?
– Очень важно. Качество зерна напрямую влияет на качество и безопасность нашей продукции «Омского бекона», которая попадает на прилавок. А качество начинается с поля. И поэтому у нас однозначно жесткий контроль на всех этапах. И входное сырье контролируется, и корма, которые готовятся из этого сырья. Каждая партия зерна проверяется на сорность, влажность, на наличие грибка и так далее. По пшенице, например, допускается сорная примесь не более 4%, влажность – не выше 14%. Раньше, бывало, пытались подмешать к пшенице более дешевые культуры. Тот же овес, например. Приезжает машина, а там «пирог» – 18 тонн пшеницы и 2 тонны овса. Если такое делалось намеренно, а это было видно почти всегда, то с такими поставщиками мы разрывали отношения. Мы сами работаем прозрачно, открыто, по-партнерски и ждем того же от своих контрагентов.
– С производителями зерна из Казахстана «Омский бекон» не работает?
– Опыт такой был, но хорошим результатом похвастаться не могу. В прошлом году за счет курсовой разницы цены на зерновые в Казахстане были выше, чем у нас. И в этом году, судя по данным нашего мониторинга, тоже будут выше. А если прибавить цену доставки, то нам совсем получается невыгодно.
– В Новосибирской и Тюменской областях вам покупать зерно тоже нет смысла?
– Омская область лидирует по производству зерна среди сибирских регионов. Не имеет смысла искать что-то у соседей. Это соседи едут к нам. Предприятия Группы «ПРОДО» есть и в Тюмени, и в Новосибирске. И при необходимости мы готовы их поддержать. Уже были такие случаи, когда мы отправляли коллегам вагоны с зерном.
– В чем главные плюсы «Омского бекона» как покупателя?
– Мы уже не один десяток лет на рынке, у нас крупное производство, мы прозрачный, предсказуемый, надежный партнер, который всегда выполняет свои обещания, в отличие от варягов с чемоданчиками. Мы здесь живем, это наша родная земля, с нами можно спокойно работать и видеть перед собой перспективу на много лет.